Краткое описание клейм иконы «Преподобный Петр, царевич Ордынский, с житием» слева направо (см. первую иллюстрацию к материалу):
1. Ростовский епископ Кирилл в Орде исцеляет сына хана Беркая
2. Царевич Петр предается размышлениям после проповеди епископа Кирилла
3. Царевич приходит с епископом Кириллом в Ростов
4. Царевич раздает свое имущество бедным
5. Царевич молит епископа Кирилла окрестить его
6. Крещение царевича
7. Петр, царевич Ордынский, охотится в окрестностях Ростова
8. Явление царевичу Петру апостолов Петра и Павла
9. Явление апостолов Петра и Павла во сне епископу Игнатию
10. Епископ Игнатий благословляет Петра, принесшего иконы
11. Епископ Игнатий и Петр увозят иконы к месту будущей обители
12. Петр получает от князя грамоту на владение землями
13. Пострижение Петра в монахи
14. Преставление Петра
15. Погребение Петра в основанной им обители
16. Рыбаки внуков Петра ловят рыбу в Ростовском озере
17. Святые князья Борис и Глеб
18. Крестный ход во главе с епископом Прохором останавливает татарскую рать хана Ахмыла
В 1253 году святитель Кирилл, епископ Ростовский ходил в Орду для ходатайства о церковных нуждах своей епархии и рассказывал хану о чудесах, совершавшихся при мощах святителя Леонтия Ростовского. Хан с глубоким вниманием слушал ростовского владыку, но еще более внимательным к словам последнего оказался родной ханский племянник, живший постоянно при дворе хана. Рассказ святителя произвел глубокое впечатление на этого юношу и тронул его до слез. Под влиянием его в царевиче возникло сомнение в истинности исповедуемого им язычества и, наоборот, зародилось сильное желание познать Бога истинного, каковое желание, по усмотрению Божию, вскоре и исполнилось. В том же году заболел единственный сын хана и настолько опасно, что лечившие его татарские врачи не могли помочь ему. Тогда хан вспомнил рассказ Кирилла о чудесах, бывающих у гроба св. Леонтия, и потребовал к себе святителя для исцеления больного сына. Кирилл исполнил желание хана. Перед отправлением в Орду, епископ долго и усердно молился пред иконой Божией Матери и у гроба св. Леонтия, прося исцеления болящему ради вящей славы Христова имени, и наказав, чтобы в Ростове совершали «молебна пения», двинулся в путь. Приехав к больному, он помолился Богу, окропил отрока освященной водой, после чего тот стал совершенно здоров. В награду за это Кириллу были даны богатые дары и ярлык, по которому ежегодная дань с князей ростовских и ярославских должна была идти «в дом Пресвятыя Богородицы». Эта же последняя поездка Кирилла решила и обращение в христианство ханского племянника, который надумал тайком убежать от своей матери в Ростов, чтобы там принять святую веру.
Действительно, через несколько дней по отъезде Кирилла из Орды, он уже был на дороге в Ростов и, догнав владыку, со слезами умолял взять его с собой. Святитель, «видя слезы юноши и теплое к Христу усердие, поятъ его, яко пастырь добрый заблудшее овча вземлетъ на рамо, и приведе в Ростов, радуяся и славя Бога». В Ростове царевич жил в архиерейском доме. Виденное и слышанное им здесь христианское богослужение еще более расположило его к принятию Христовой веры, так что он стал просить у епископа немедленного крещения. Но святитель был слишком осторожен и дорожил своими отношениями с Ордой, чтобы исполнить просьбу царевича, и крестил его только тогда, когда в Орде уже забыли о царевиче. При крещение ему дано было имя Петр. Живя в архиерейском доме, Петр часто посещал храм Божий, поучаясь истинам христианской веры и благочестию, сначала под руководством Кирилла, а потом, после его смерти, под руководством святого Игнатия. По временам он выезжал на берег озера Неро, где предавался любимой им соколиной охоте. Однажды, увлекшись такой охотой, Петр не заметил, как наступил вечер и утомленный заснул на берегу вышеупомянутого озера. Во сне, а потом и наяву, ему явились святые апостолы Петр и Павел и сказали:
Не бойся, друг Петр, мы посланы к тебе от Бога, в которого ты уверовал и крестился. Он укрепит род твой и племя, и внуков твоих до скончания мира, а за милостыни и труды твои воздаст тебе вечную награду…
С этими словами они передали ему два мешка: один с золотом, а другой с серебром. И сказали: «Сходи завтра в город и выменяй там три иконы: одну Богородицы с предвечным Младенцем, другую св. великомученика Димитрия и третью св. Николая, заплатив «за них, что потребуют». Преодолев страх, Петр спросил явившихся кто они и как он должен поступить в том случай, если продавцы запросят за иконы целые мешки с деньгами. Апостолы повелели при покупке икон мешки с деньгами держать за пазухой и давать за иконы «9 серебряных, а 10-ю злата», прибавив к этому, чтобы он купленные иконы снес к епископу и сообщил ему их повеление об устройстве на месте явления церкви, посвященной имени первоверховных апостолов. В знак же истинности своих слов сослался бы на иконы и мешки с деньгами и делал все то, что прикажет епископ. Сказав это, они стали невидимы. Пораженный видением, Петр пробыл здесь до утра, предавшись усердной молитве, а утром отправился в город, нашел на торгу указанные апостолами иконы, купил их и понес к св. Игнатию. Между тем св. Игнатий, как и Петру, в ту ночь являлись апостолы и поведали создать во имя их церковь. По этому поводу святитель рано утром пригласил к себе ростовского князя и, беседуя с ним о ночном видении, выражал свое недоумение относительно места для постройки будущего храма. Но разговор их был прерван неожиданным появлением Петра, шедшего к дому епископа с иконами, от которых исходил чрезвычайно яркий свет, видимый только князем и епископом. Войдя в комнату, Петр поставил иконы на подобающее место, поклонился князю и епископу и рассказал о бывшем ему ночью явлении апостолов, подтверждая свой рассказ указанием на мешки с деньгами. Выслушав этот рассказ, князь и епископ, пораженные чудным иконным письмом, с благоговением поклонились святым иконам, которые затем отнесены были за литургию в соборную церковь. Отсюда, после молебна Пресвятой Богородице, святому великомученику Димитрию и святителю Николаю, иконы в сопровождении епископа, ростовского князя и жителей всего города принесены были на место явления Петру святых апостолов. Здесь, при молебном пении, по повелению князя, «людие клеть (храмину) соградиша», в которую и поставили иконы. Возвращаясь назад, князь, между прочим, сказал Петру:
Владыка построит тебе церковь, а если я не дам тебе места, что ты тогда будешь делать?..
Петр отвечал:
Если Бог изволить и владыка повелит, я куплю у тебя земли столько, сколько твоя милость отделит мне…
Князь стал размышлять, про себя, сколько бы ему отделить земли, и потом, как бы в шутку, спросил Петра:
Расплатишься ли ты за землю так же, как и за иконы, кладя по моей земле 9 монет серебряных, а 10-ю золотую?..
Петр сказал, что он, предварительно спросит об этом владыку и, если тот велит, расплатится именно так, как хочет того князь. Придя к святителю Игнатию, он сообщил ему требование князя. Святитель, напомнил ему евангельское изречение: «просящему у тебя дай», и, укрепив его верою на помощь свыше, убедил расплатиться согласно желанию князя. Отмерено было большое пространство для постройки церкви и, по требование Петра, вырыт был ров для обмежевания земли. Затем, начав от озера, Петр стал класть из мешков по дну рва девять серебряных монет, а десятую золотую, причем в продолжение кладки по всему рву деньги в мешках не убывали, к ужасу всех присутствующих.
Князь принял деньги с благоговением, видя в этом благословение апостольское, и после в благодарность за то, дал грамоты, по которым во владения церкви отошло много земли по берегу озера, много лесов и полей, которые потом были застроены и заселены. Хотя в Орде и знали о пребывание в Ростове царевича, но он, как говорится в житие:
тиха тогда бе на много лета, беху бо Петрови сладцы ответи…
После чуда с деньгами Петру начали оказывать в городе необыкновенные почести, так что он вынужден был уклоняться от них и жить в уединении. Такая внезапная перемена в образе жизни и характере царевича дала повод епископу и князю думать, не скучает ли он по своим родным и не хочет ли он возвратиться в Орду. В виду этого они уговорили его жениться, а невестой ему выбрали дочь одного ордынского вельможи, жившего в Ростове. Владыка сам венчал их в соборной церкви и, согласно заповеди апостольской, устроил и освятил ему церковь. Потом князь из любви к Петру побратался с ним, а святитель Игнатий закрепил это братотворение церковным обрядом. Так что дети князя звали Петра своим дядей.
Петр пережил святого Игнатия и князя и имел детей. Потеряв незадолго до кончины свою супругу, он принял иночество, и в глубокой старости скончался в 1290 году, и был погребен в основанном им монастыре. При гробе его совершались и теперь совершаются исцеления с верою просящим у него помощи. Дети князя любили святого Петра и звали его, как мы ранее заметили, дядей. Но внуки его совершенно забыли о тех узах духовного родства, которые существовали между святым Петром и их дедом. Они стали отнимать у сына Петра, Лазаря, луга и «украины земли», так что он должен был идти в Орду с жалобой на своеволие князевых внуков. Поэтому случаю в Ростов был прислан из Орды посол, который рассмотрев дело Лазаря, нашел его жалобу вполне справедливой и, запретив оскорблять сына Петра, дал грамоту за золотою печатью. Правнуки князя Бориса Васильевича тоже начали было оспаривать у внука Петра, Юрия, право ловить в озере рыбу на том основании, что дед его взял грамоты на место под монастырем, а не на озеро. Юрий отправился в Орду с жалобой и назвался там родственником хана. Хан послал в Ростов вместе с ним посла, который, исследовав предварительно подлинность грамот Юрия, объявил правнукам князя Бориса, что если они считают воду своей, то пусть ее снимут с земли Юрия. Когда же те сказали, что это сделать невозможно, ордынский посол присудил, по земле, и воду Юрию. При правнуке святого Петра, Игнатии, случилось нашествие на Ростов татарского хана Ахмыла, разорившего по пути Ярославль. Ростовские князья, услышав о прибытии грозного врага, бежали. Их примеру последовал, было и ростовский епископ Прохор. Но Игнатий догнал его и заставил вернуться назад и выйти вместе с ним на встречу Ахмылу. Взяв с собой своих соколов, шубы и другие подарки, Игнатий, в сопровождении крестного хода, встретил татар на берегу озера Неро, близ монастыря, основанного св. Петром. И, преклонив колена пред Ахмылом, объяснил ему, что он происходить от древнего ханского рода, что это место царское, купленное прадедом его и что здесь совершаются чудеса. При этом епископ Прохор исцелил сына Ахмылова, занемогшего под Ярославлем, дав ему отпить освященной воды и осенив св. крестом. Обрадованный таким чудом, Ахмыл прославил Бога, принял от Игнатия «тешь царскую», благодарил епископа, подарив ему «40 литр серебра и 30 литр его клиру». Таким образом, благодаря потомку преподобного Петра, Ростов был спасен от вторичного разорения.
День памяти преподобного Петра, Царевича Ордынского — 13 июля по н. стилю (30 июня по ст. стилю)
ЖИТИЙНАЯ ИКОНА — в IX в. в Византии появляется новая форма икон — житийные. Теперь сцены жития («клейма») стали размещать по периметру средника иконы, в котором изображен святой или праздничное событие. Здесь существенную роль сыграла та православная традиция, которая стремилась увидеть земные, конкретно происходящие события, в единой взаимосвязи с миром Горним, миром святых и ангелов. Если средняя часть иконы трактуется как «окно» в мир Божественного, то поля будут соответствовать границе между сакральным и явным (земным) пространствами. Именно поэтому элементы изображения средника (нимб, край одеяния, атрибут в руках персонажа) часто выходят на поле, «прорываясь» в мир предстоящего (зрителя). Житийные иконы в большинстве своем имели большие размеры и были местными образами в храмах или приделах, освященных в честь праздников или изображенных на них святых. Клейма на житийных иконах прочитываются слева направо, без учета того, что в среднике расположен центральный образ. Житийная икона показывает на клеймах не только земную жизнь святого, но и чудеса, происшедшие после его смерти. Тем самым открывается сущность всей жизни святого в Вечности, где время не имеет продолжительности. Таким образом, святой, написанный в среднике изображен как победитель, преодолевший жизненное испытание и прославившийся, а клейма — как венок Славы
Примечание
- Публикация составлена редакцией сайта «АртПолитИнфо» // при составлении публикации, помимо подборки иконографических изображений для слайд-шоу, были использованы материалы: из акафиста «Святому преподобному Петру Царевичу, Ростовскому чудотворцу» и выдержки из статьи иеромонаха Валентина Ляхотского «Преподобный Пётр Царевич и основанный им Ростовский Петровский монастырь», 1912 года.