АвторРедакция Сайта

Фомино воскресенье

Russkij-narodnyj-kalendar

Если на «Красную горку» бросить в колодец одну монетку, то загаданное непременно сбудется…народная примета
апостол Фома

Уверение апостола Фомы

Что такое Антипасха?

В первое воскресенье после Пасхи — Православная церковь отмечает Антипасху — Фомино воскресенье, или Красную горку, как этот день называют в народе.
Название «Антипасха» означает «вместо Пасхи», или «противоположный Пасхе» — это не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, повторение его на восьмой день после Пасхи. Первое упоминание об Антипасхе содержится в антиохийских «Апостольских постановлениях» (около 380 года), а описание иерусалимского богослужения в этот день — в «Паломничестве Эгерии» (около 400 года). По действующему Иерусалимскому уставу богослужение Антипасхи совершается по чину двунадесятых (главных) праздников, хотя формально сам день к таким праздникам не причислен.

Этот день так же называют Фоминой неделей в воспоминание о чуде уверения апостола Фомы. Богослужение в этот день связано с воспоминанием двух явлений Воскресшего Господа Иисуса Христа апостолам. Первое случилось вечером на Пасху — тогда Христа видели только десять апостолов, среди которых не было Фомы. А второе — «после восьми дней» (после Пасхи) одиннадцати апостолам. Тогда среди них был и Фома.

Однако прежде он говорил:

ot ioanna

Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю…Евангелие от Иоанна, 20:25

Своим явлением апостолу Фоме Воскресший Господь уверяет, что Он имел по Воскресении не мнимую, призрачную плоть, а действительную, пригвождённую ко кресту и даже по Воскресении сохранившую нанесённые раны. Фома, увидев Христа, воскликнул:

Господь мой и Бог мой!

И эти его слова означают не только веру в Воскресение Христово, но и веру в Него как в Бога.

Красная Горка

Ф. В. Сычков «Танец» (фрагмент)// на Красную горку девушки и молодые женщины водили хороводы и устраивали разнообразные игры и пляски

Красная горка

Народное название Фомина воскресенья — «Красная горка». Языческий праздник* между весенним равноденствием и летним солнцестоянием был посвящён Яриле — ярой, рождающей силе, и в его дни были приняты особые игрища — ярилки — с соответствующей, посвящённой культу плодородия атрибутикой, а также бракосочетания. К этому празднеству пекли караваи и пироги, готовили праздничную яичницу. Все блюда должны были быть круглыми — как символ солнца, круга жизни и начала нового.

Христианство адаптировало народные календари, и Красная горка поместилась в первое воскресенье после Пасхи. Начиная с Недели о Фоме Православная церковь после длительного великопостного перерыва возобновляет совершение таинства Венчания. Жениться на Красную горку — это был повсеместный обычай. В некоторых местностях Красную горку праздновали в понедельник после Фомина дня или же в весенний Юрьев день. Празднование Красной Горки На Руси сопровождалось всевозможными приметами и обрядами.
Как отмечал А. В. Терещенко:

— В слободах Переславля-Залесского {Владимирской губернии) поселяне собирались в Фомино воскресенье после обеда с поздравлениями к тем, у кого в прошедшем году были совершены свадьбы, и приговаривали им: «Вьюн, вьюница! Отдай наши яйца». Молодые их дарили яйцами, куличами, поили пивом и вином. Что значит вьюн, вьюница и вьюнитство? Должно думать, что это испорченное в простонародии слово юный, молодой; вьюнство — молодость, вьюнитствовапгь — поздравлять молодость, особенно молодых супругов.

— В некоторых местах Рязанской губернии девушки и женщины одеваются в чёрное и белое платье и после обедни идут на кладбище с запасом разного кушанья и питья; плачут над могилами своих родных и близких, сердечно их вспоминая, и поднимают такой страшный вой, что мёртвым не дают покою. Понаплакавшись вдоволь, садятся пить и есть на могилах; остатки бросают нечистым духам, чтобы они не тревожили усопших, а оставшееся вино льют на могилы из предубеждения, что оно предохраняет гробы от зловредных духов. По окончании этого обряда возвращаются домой: там переодеваются в праздничные одежды и выходят на Красную горку. Здесь начинают уже разные хороводные забавы. В Смоленской губер. празднество, которое совершается на Красной горке, называется толпищем. <Оно> соответствует древнему славянскому обряду стадо, сопровождается пением песен и играми.

Вот интересный образец встречи Красной горки в Пензенской губернии. В этой встрече перемешаны игры и забавы, принадлежащие или собственно одной игре, или одному хороводу:

Во восьмой день праздника после Светлого воскресенья, называемого Фоминым воскресеньем, начинается у девушек первое весеннее гулянье, известное под именем Красной горки. Вечером собираются девицы и составляют хоровод; к ним присоединяются молодайки (молодые женщины). Разделяются на две половины и становятся друг против друга в два ряда на несколько саженей в длину. Первая половина, подходя к другой, поёт:

А мы сечу чистили,
Чистили;
Ой, диди — ладу, чистили,
Чистили!

и, дошедши до другой, она возвращается назад и становится на своё место. Потом другая половина также, подходя к первой, поёт:

А мы просо сеяли,
Сеяли;
Ой, диди — ладу, сеяли,
Сеяли!

И таким образом продолжают петь попеременно и потом отходить на свое место.

Перв. — А мы просо пололи,
Пололи;
Ой, диди — ладу, пололи,
Пололи!
Втор. — А мы просо вытопчем,
Вытопчем;
Ой, диди — ладу, вытопчем! 2.
Перв. — А мы коней выловим, 2.
Ой, диди — ладу выловим. 2.
Втор. — А мы коней выкупим, 2.
Ой, диди — ладу, выкупим. 2.
Перв. — А чем же вы выкупите? 2.
Ой, диди — ладу, выкупите? 2. Втор. А мы дадим сто рублей.
Сто рублей.
Ой, диди — ладу, сто рублей! 2-Перв. Не надо нам тысячи,
Тысячи;
Ой, диди — ладу, тысячи! 2.
Втор. — А мы дадим девицу, 2.
Он, диди — ладу, девицу! 2.
Перв. — За девицу слова нет,
Слова нет,
Ой, диди — ладу, слова нет! 2.
Втор. —У нас в полку убыло, 2.
Ой, диди — ладу, убыло! 2.
Перв. — У нас в полку прибыло, 2.
Ой, диди — ладу, прибыло! 2.

В продолжение этой песни девицы приближаются радостно друг к другу и потом отступают.
По окончании этой забавы набирают несколько девочек и мальчиков, рассаживают их на небольшое друг от друга расстояние, окружают их, сцепившись рука с рукой, и, идучи вокруг них, поют:

Маки, маки, маковочки,
Золотые головочки!
На горе был мак,
Под горою так,
Так был мак,
Сяк был мак.

Пропевши это, спрашивают у сидящих: «Поспел ли мак?» Те отвечают: «Ещё только посеян». Потом опять поют то же и после опять спрашивают: «Поспел ли мак?» Те отвечают: «Цветёт». Еще раз спевши то же самое, спрашивают: «Поспел ли?» И когда будет ответ: «Поспел», — тогда начинают сидящих мять, коверкать и трясти. Если та игра наскучит девицам и им захочется поплясать, то все они становятся в большой круг, а две из них побойчее выходят на середину, начинают первые петь и плясать, а за ними поёт и пляшет весь круг:

Во лузях, лузях,
Зеленых лузях!
Вырастала трава шёлковая,
Расцветали цветы лазоревые —
Понеслись духи малиновые.
Уж я в той траве выкормлю коня,
Выкормлю, уж я выкормлю и выглажу его.
Поведу я коня к батюшке:
— Батюшка уж ты, батюшка, родимый мой!
Ты прими слово ласковое,
Ты прими слово приветливое.
Не давай меня за старого замуж:
Старый муж не ровня мне,
Со старым гулять я не пойду!

Пляшущие, притопывая ногами, приговаривают еще: «Гоц! Гоц! Гоц!»

comments powered by HyperComments

apostal-fomaАПОСТОЛ ФОМА — один из апостолов (учеников) Иисуса Христа. Полагают, что Фома происходил из галилейского города Пенеады. Имя Фома имеет еврейское происхождение и означает «близнец». «Толковая Библия Лопухина» указывает, что правильнее понимать его прозвище не как «близнец», а как «человек двоящейся природы». Согласно Евангелию от Иоанна, Фома отсутствовал при первом по Воскресении из мёртвых явлении Иисуса Христа другим апостолам и, узнав от них, что Иисус воскрес из мёртвых и приходил к ним, сказал: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю» (Ин. 20:25). Явившись апостолам вновь, Иисус предложил Фоме вложить палец (перст) в раны, после чего Фома уверовал и произнёс: «Господь мой и Бог мой!». Согласно церковному преданию, апостол Фома не присутствовал при погребении Богородицы. Апостолы сжалились над ним и отвалили камень от гроба, чтобы Апостол Фома мог приложиться к святому телу Приснодевы. Но тело Её исчезло, и в пещере лежали только погребальные пелены. Пречистая Богородица была взята на небо в теле. С именем апостола Фомы православные и католики традиционно связывают проповедь христианства в Индии. Известно о его мученической кончине там же либо в 68 году, либо в 72 году. Его мощи пребывали в Индии до IV века. О посещении его гробницы в XIII-XIV веках писали Марко Поло и другие путешественники. В православии именем Фомы называется восьмой день по Пасхе, приходящийся на воскресенье, — Фомина неделя (или Антипасха). Память апостола Фомы в Русской Православной Церкви и других православных церквях, использующих юлианский календарь, также отмечается 6 (19) октября, 30 июня (13 июля) (Собор двенадцати апостолов)

modal_quad ×

Примечание

  • Публикация подготовлена редакцией сайта «АртПолитИнфо» // при составлении публикации были использованы материалы: видеосюжет «Антипасха. Фомино воскресенье», канал «Православное поле»;  А. В. Терещенко, «Быт русского народа» и другие открытые источники. Справку об апостоле Фоме см. выше
  • * Красную Горку издревна праздновали разные народы. Традиционно языческие обряды проводились в особых местах. Это были были священные горы, горки и крутицы. Изначально там стояли истуканы, горели огни для жертвоприношений и совершались разные священные обряды и моления. У киевских славян были Поклонные и Лысые горы, у прочих, как-то: польских, богемских, моравских и силезских — Священные, Красные, Русые, Чёрные, Червонные и гремучие. На Красные собирались духи мужского, а на Лысые — женского пола — (прим. редакции)
artpolitinfo_quad

даты

Подробнее в даты
ikona _Derzavnay
Память иконы Пресвятой Богородицы Державная

Явление Державной иконы Божией Матери произошло 2/15 марта 1917 года, в день «отречения» Царя-Мученика Николая...

Закрыть