АвторПётр Луцик

Стоп-кадр

Стоп-кадр из фильма «Окраина», режиссёра  Петра Луцика

Кратко о фильме «Окраина»

Снята эта оригинальная лента в чёрно-белом изображении, стилизована под «Чапаева» и изобразительным рядом, и музыкальным сопровождением. Есть в ней что-то и от «Мертвеца» Джармуша. Носит картина притчево-пророческий характер. На Урале 13,5 тысяч гектаров земли бывшего колхоза «Родина», поделенного на фермерские хозяйства, были мошенническим образом проданы неизвестно кем неизвестно кому. Авторы выбрали три народных типажа, крестьян, привыкших к войне, труду, лишениям и нужде, добавили молодого и отправили искать виноватого, чтобы наказать и землю вернуть. Добираются мужики и до белокаменной, убивают главного злодея, перегрызают глотки его охранникам и уезжают на родину пахать землю, оставив позади полыхающий Кремль и золотые колокольни Москвы…

Титры —
Режиссер: Пётр Луцик // Автор сценария: Алексей Саморядов  // Оператор: Николай Ивасив // Композиторы: Гавриил Попов, Георгий Свиридов // Аранжировщик — Игорь Кантюков //Звукооператор: Вячеслав Ключников // Художник — Андрей Бессолицын // Звукорежиссёр: Владислав Торохов // В ролях: Юрий Дубровин, Николай Олялин, Алексей Ванин, Алексей Пушкин, Римма Маркова, Виктор Степанов, Анатолий Кощеев, Виктор Венес, Александр Вдовин, Галина Золотарева, Олег Макшанцев, Вячеслав Кулаков

Ю. Горский. Кинопоказ

Юрий Горский, января 2006 // на кинопоказе фильма «Окраина» в клубе «Дружба»

Юрий Горский | Святые — не горят, а Русский Кремль — свят

Фильм Луцика и Саморядова «Окраина». Этот киношедевр они сделали пять лет спустя, после октябрьских событий 93-го. Впервые я увидел эту кинокартину в 2002 году, на видеопрокатной кассете. При просмотре фильма пробрало до дрожи, как при виде (около Белого Дома) тех салютующих парней из РНЕ в том же далёком 1993 году, у которых либерал-демократы отобрали шанс на возврат русского космоса: правды и справедливости.

Умные люди утверждают, что в беспокойные времена смуты и оккупации от периферии к центру стремятся подлинные силы, могущие изменить картину мира. То есть из окраин в центр обязательно пробираются люди длинной воли, для которых личное становится общим, а главное — своим. И тогда вместе с ними и, благодаря только им, осуществляется долгожданная и радикальная смена власти плюс полная ротация элиты, легальность которой обоснована только одним фактором — преданной службой своему народу.

Другими словами, по санкции высших сил — взамен всему тому, что опостылело, приходит новая смена людей, способных действовать решительно и наверняка. «Решительно» и «наверняка». Каких-то два рядовых слова, а такие не рядовые перспективы. «Решительно» и «наверняка». Всего каких-то две жизненные установки, а такие последствия по жизни. Ведь решительно — это когда продуманно и без колебаний, по единственному верному плану, по плану, ведущему к победе и только к ней. А наверняка — это когда желания и опыт, как возможность и вероятность, тождественны только одному — стопроцентному положительному результату.

Луцикосаморядовская «Окраина» вся пропитана и пронизана именно таким планом и таким результатом. Это и подъём с печи главного героя фильма. Это и пытки в проруби и в погребе своих антагонистов. Это и отрезанная голова обидчика. И, наконец, возвращенная земля. И особенно фантасмагорический финал фильма, когда пылает московский Кремль. Когда языки пламени поверх и промеж контура кремлевских стен и абрис церковных строений указывают на приговор свыше. И всё это, что было показано в фильме, пробудило во мне надежду об очистительном и символичном огне, пройдя через который русские люди очнутся и пойдут путём национального подъема и возрождения. И не беда, что в фильме Кремль пылает яростным огнём. Ведь русскому православному человеку известны слова Иосифа Волоцкого, который сказал, что еретика лучше сжечь — для его же собственного блага. Тем более в метафизическом смысле — я знаю точно, что святые — не горят, а русский Кремль — свят!

РНЕ образца 1993 года уже нет и, видимо, уже не будет. Но сколько нынче русских молодых парней, которым правда и справедливость нужна как никогда. Поскольку их обманывают теперь больше, чем когда-либо. И вот я слышу вновь, что от окраин к центру нарастает гул социального и национального гнева, только уже не из уст киногероев, но я слышу разборчивые речи людей, которые теперь имеют не только желания, но которые вооружены знанием и умением по смене антинародных режимов здесь и сейчас!

Многие утверждают, что фильм «Окраина» — фильм пророческий*, и что показано в фильме — обязательно произойдёт в России. Если так, то ждать осталось недолго. Совсем чуть-чуть…

comments powered by HyperComments

lucik-samorydovЛУЦИК, Петр Николаевич (01.01.1960, село Березань, Киевская область — 29.10.2000, Москва) — режиссёр и сценарист. Окончил в 1982 году технологический факультет Московского института стали и сплавов. В 1984-1985 гг. работал ассистентом режиссера и старшим администратором киностудии «Узбекфильм». В 1990 году окончил сценарный факультет ВГИКа (мастерская В. Туляковой и О. Агишева). В 1987-1994 годах вместе с Алексеем Саморядовым написал сценарии к лучшим фильм того времени. Они всегда работали вдвоем, даже после смерти друга, сценарии он подписывал двумя фамилиями — Петр Луцик и Алексей Саморядов. «Надежда российского кино», «революционеры отечественного кинематографа» — так называли кинокритики Алексея Саморядова и Петра Луцика в начале 90-х. Молодые сценаристы были награждены самыми престижными кинопремиями. «Савой», «Дюба-дюба» // «Дети чугунных богов» // «Гонгофер» // «Лимита» — все было отмечено критиками и зрителями. В январе 1994 года на ялтинском «Кинофоруме» Алексей Саморядов разбился, перебираясь с соседнего балкона на балкон своего гостиничного номера. Смерть друга и соавтора стала для Петра Луцика страшным ударом. У Петра начались проблемы с сердцем. Уже после смерти Саморядова, в 1998 году Луцик сам снял по их совместному сценарию фильм «Окраина». В 2000 году Петр Луцик умер во сне, в возрасте 40 лет, от сердечного приступа

modal_quad ×

Примечание

  • Публикация подготовлена редакцией сайта «АртПолитИнфо» // при составлении публикации была использована рецензия, написанная Юрием Горским в 2006 году специально для кинопоказа в рамках кинолектория проекта «Патрия» при Евразийском Союзе Молодёжи (ЕСМ)
  • * Раздавались даже призывы снять фильм с проката, как «провокационный». Рецензент одной либеральной газеты написал про «Окраину»: «натуральный кинематографический теракт»
artpolitinfo_quad

синематограф