Снята эта оригинальная лента в чёрно-белом изображении, стилизована под «Чапаева» и изобразительным рядом, и музыкальным сопровождением. Есть в ней что-то и от «Мертвеца» Джармуша. Носит картина притчево-пророческий характер. На Урале 13,5 тысяч гектаров земли бывшего колхоза «Родина», поделенного на фермерские хозяйства, были мошенническим образом проданы неизвестно кем неизвестно кому. Авторы выбрали три народных типажа, крестьян, привыкших к войне, труду, лишениям и нужде, добавили молодого и отправили искать виноватого, чтобы наказать и землю вернуть. Добираются мужики и до белокаменной, убивают главного злодея, перегрызают глотки его охранникам и уезжают на родину пахать землю, оставив позади полыхающий Кремль и золотые колокольни Москвы…
Титры —
Режиссер: Пётр Луцик // Автор сценария: Алексей Саморядов // Оператор: Николай Ивасив // Композиторы: Гавриил Попов, Георгий Свиридов // Аранжировщик — Игорь Кантюков //Звукооператор: Вячеслав Ключников // Художник — Андрей Бессолицын // Звукорежиссёр: Владислав Торохов // В ролях: Юрий Дубровин, Николай Олялин, Алексей Ванин, Алексей Пушкин, Римма Маркова, Виктор Степанов, Анатолий Кощеев, Виктор Венес, Александр Вдовин, Галина Золотарева, Олег Макшанцев, Вячеслав Кулаков
Фильм Луцика и Саморядова «Окраина». Этот киношедевр они сделали пять лет спустя, после октябрьских событий 93-го. Впервые я увидел эту кинокартину в 2002 году, на видеопрокатной кассете. При просмотре фильма пробрало до дрожи, как при виде (около Белого Дома) тех салютующих парней из РНЕ в том же далёком 1993 году, у которых либерал-демократы отобрали шанс на возврат русского космоса: правды и справедливости.
Умные люди утверждают, что в беспокойные времена смуты и оккупации от периферии к центру стремятся подлинные силы, могущие изменить картину мира. То есть из окраин в центр обязательно пробираются люди длинной воли, для которых личное становится общим, а главное — своим. И тогда вместе с ними и, благодаря только им, осуществляется долгожданная и радикальная смена власти плюс полная ротация элиты, легальность которой обоснована только одним фактором — преданной службой своему народу.
Другими словами, по санкции высших сил — взамен всему тому, что опостылело, приходит новая смена людей, способных действовать решительно и наверняка. «Решительно» и «наверняка». Каких-то два рядовых слова, а такие не рядовые перспективы. «Решительно» и «наверняка». Всего каких-то две жизненные установки, а такие последствия по жизни. Ведь решительно — это когда продуманно и без колебаний, по единственному верному плану, по плану, ведущему к победе и только к ней. А наверняка — это когда желания и опыт, как возможность и вероятность, тождественны только одному — стопроцентному положительному результату.
Луцикосаморядовская «Окраина» вся пропитана и пронизана именно таким планом и таким результатом. Это и подъём с печи главного героя фильма. Это и пытки в проруби и в погребе своих антагонистов. Это и отрезанная голова обидчика. И, наконец, возвращенная земля. И особенно фантасмагорический финал фильма, когда пылает московский Кремль. Когда языки пламени поверх и промеж контура кремлевских стен и абрис церковных строений указывают на приговор свыше. И всё это, что было показано в фильме, пробудило во мне надежду об очистительном и символичном огне, пройдя через который русские люди очнутся и пойдут путём национального подъема и возрождения. И не беда, что в фильме Кремль пылает яростным огнём. Ведь русскому православному человеку известны слова Иосифа Волоцкого, который сказал, что еретика лучше сжечь — для его же собственного блага. Тем более в метафизическом смысле — я знаю точно, что святые — не горят, а русский Кремль — свят!
РНЕ образца 1993 года уже нет и, видимо, уже не будет. Но сколько нынче русских молодых парней, которым правда и справедливость нужна как никогда. Поскольку их обманывают теперь больше, чем когда-либо. И вот я слышу вновь, что от окраин к центру нарастает гул социального и национального гнева, только уже не из уст киногероев, но я слышу разборчивые речи людей, которые теперь имеют не только желания, но которые вооружены знанием и умением по смене антинародных режимов здесь и сейчас!
Многие утверждают, что фильм «Окраина» — фильм пророческий*, и что показано в фильме — обязательно произойдёт в России. Если так, то ждать осталось недолго. Совсем чуть-чуть…
comments powered by HyperCommentsЛУЦИК, Петр Николаевич (01.01.1960, село Березань, Киевская область — 29.10.2000, Москва) — режиссёр и сценарист. Окончил в 1982 году технологический факультет Московского института стали и сплавов. В 1984-1985 гг. работал ассистентом режиссера и старшим администратором киностудии «Узбекфильм». В 1990 году окончил сценарный факультет ВГИКа (мастерская В. Туляковой и О. Агишева). В 1987-1994 годах вместе с Алексеем Саморядовым написал сценарии к лучшим фильм того времени. Они всегда работали вдвоем, даже после смерти друга, сценарии он подписывал двумя фамилиями — Петр Луцик и Алексей Саморядов. «Надежда российского кино», «революционеры отечественного кинематографа» — так называли кинокритики Алексея Саморядова и Петра Луцика в начале 90-х. Молодые сценаристы были награждены самыми престижными кинопремиями. «Савой», «Дюба-дюба» // «Дети чугунных богов» // «Гонгофер» // «Лимита» — все было отмечено критиками и зрителями. В январе 1994 года на ялтинском «Кинофоруме» Алексей Саморядов разбился, перебираясь с соседнего балкона на балкон своего гостиничного номера. Смерть друга и соавтора стала для Петра Луцика страшным ударом. У Петра начались проблемы с сердцем. Уже после смерти Саморядова, в 1998 году Луцик сам снял по их совместному сценарию фильм «Окраина». В 2000 году Петр Луцик умер во сне, в возрасте 40 лет, от сердечного приступа
Примечание
- Публикация подготовлена редакцией сайта «АртПолитИнфо» // при составлении публикации была использована рецензия, написанная Юрием Горским в 2006 году специально для кинопоказа в рамках кинолектория проекта «Патрия» при Евразийском Союзе Молодёжи (ЕСМ)
- * Раздавались даже призывы снять фильм с проката, как «провокационный». Рецензент одной либеральной газеты написал про «Окраину»: «натуральный кинематографический теракт»