Данте — одна из самых загадочных и мистических фигур мировой истории и культуры. Родившись в 1265 году во Флоренции, он через 36 лет был изгнан недругами от политики из своего родного города. В январе 1302 года Данте узнал, что заочно приговорен к смерти по сфабрикованному обвинению во взяточничестве, должностных преступлениях и сопротивлении папе и Карлу Валуа, и уже больше никогда не вернулся в тосканскую столицу.
Для Дуранте дельи Алигьери начались годы скитаний. Правда, это изгнание трудно назвать тяжелым, за право принять прославленного литератора боролись многие города Италии. На первых порах он нашёл приют у властителя Вероны, Бартоломео делла Скала. Позднее он прибыл в Болонью, в Луниджьяне и Казентино, практически два года провел в Париже, где выступал на публичных диспутах, обычных в университетах того времени.
С 1316 года Данте поселился в Равенне, куда его вызвал на покой синьор города, Гвидо да Полента. Здесь, в кругу детей, друзей и поклонников, создавались песни знаменитого «Рая». Вокруг него собрались его сыновья, Якопо и Пьетро, поэты, будущие его комментаторы, и дочь Беатриче. Летом 1321 года Данте как посол правителя Равенны отправился в Венецию для заключения мира с республикой Святого Марка. Возвращаясь дорогой между берегами Адрии и болотами По, Данте заболел малярией и через несколько дней скончался.
В Равенне, незадолго до смерти, Данте закончил третью часть «Комедии». Существует предание, что последние песни «Рая» были утеряны, но тень Данте, явившись к его сыну Якопо ночью, указала тайник в стене, где была спрятана рукопись. Свою великую поэму Данте писал 14 лет. В завершенном виде она появилась уже после смерти поэта.
Ещё при жизни автора поэма стяжала необыкновенную славу. После смерти поэта ее популярность то угасала, то снова росла. В 1373 году в родном городе Данте были созданы публичные кафедры для объяснения поэмы. Первую из них занял Джованни Боккаччо. Примеру Флоренции последовали Болонья, Пиза, Венеция, Пьяченце.
Из-за популярности «Комедии» до нас дошло много рукописей, более 825. Пергаменным списком дантовской поэмы обладал директор Эрмитажа, страстный библиофил граф Д.П. Бутурлин. Правителю Урбино — Федерико ди Монтефельтро — принадлежало три манускрипта «Божественной комедии». Самый известный — Урбинский кодекс, который выполнил по заказу герцога в 1478-84 годах феррарский миниатюрист Гульемо Джиральди (хранится в Ватиканской библиотеке). Существовал также экземпляр, где вся «Комедия» была проиллюстрирована пером Микеланджело. Эта рукопись погибла в начале XVIII века в море между Ливорно и Чивитавеккья.
Практически сразу после начала книгопечатания вышли три издания «Комедии» Данте. Впервые «Комедия» сошла с типографского станка в Фолиньо (походная типография Иоганна Неймайстера) в 1472 году, через два года была отпечатана в Риме, а в 1477 году в Венеции — первое печатное издание с комментариями и биографией поэта, написанной Боккаччо.
В 1481 году увидело свет флорентийское издание поэмы, выполненное итальянским печатником Николла ди Лоренцо в родном городе поэта под патронатом Лоренцо Медичи. Именно при Лоренцо Великолепном Флоренция стала культурной столицей Европы — развивались науки, искусства, литература. Он же не раз поднимал вопрос о переносе тела Данте на родину, но эти попытки не увенчались успехом. Тогда в дань памяти поэта Медичи решил выпустить самое лучшее иллюстрированное издание «Комедии» с комментариями ученого-филолога Христофоро Ландино. Гравюры на металле исполнил флорентийский гравер Баччо Бальдини по мотивам рисунков известного итальянского художника Сандро Боттичелли.
В большинстве сохранившихся экземпляров «Комедии» впечатано всего две гравюры — к двум первым песням Ада. Изредка встречаются книги с тремя гравюрами (в Парижской и Берлинской библиотеках). В Британском музее хранится целых пять экземпляров, один из которых имеет 19 гравюр к 19 песням Ада. И, наконец, в библиотеке Риккардиано (Флоренция) — «Комедия» с 20 гравюрами. Вот только заказано Боттичелли было 100 рисунков. Но, видимо, торжественное для Флоренции событие — выход в свет «Комедии» — уже нельзя было откладывать, и поэтому не все гравюры (даже из 20) успели напечатать.
Что же известно о жизни Боттичелли по рассказам его современников? «Сандро ди Мариано, 33 лет, художник и работает дома, когда ему вздумается». С лета 1481 (а «Комедия» вышла 30 августа 1481) до лета 1482 года в Риме Боттичелли работал над фресками Сикстинской капеллы. «Он получил от Папы порядочную сумму денег, которую сразу же, пока был в Риме промотал и растратил, ибо по своему обыкновению вел жизнь беспорядочную». Некоторые исследователи считали, что Сандро бросил заниматься иллюстрированием флорентийского Данте, будучи недовольным результатами работы гравера Баччо Бальдини.
Джорджо Вазари писал, что после смерти художника все старались заполучить его рисунки. Сохранилась серия 92 рисунков Боттичелли к «Комедии», первоначально собранные в кодекс: 85 в Кабинете гравюр в Берлине, 7 — в собрании Ватикана. История берлинских листов прослеживалась с парижской библиотеки Клаудио Молини, откуда они были проданы герцогу Гамильтону, перевезшему их в Глазго. Берлинский музей приобрел их из этого собрания в 1882 году.
Ватиканские листы принадлежали когда-то шведской королеве Кристине, принявшей католичество и умершей в Риме в 1689 году. В следующем году их купил папа Александр VIII Оттобони в составе библиотеки королевы. Как работу Боттичелли их определил только спустя двести лет австрийский искусствовед Йозеф Стржиговский. А вот где находились рисунки до ХVII века — вопрос открытый. Первоначальная серия состояла из 103 листов и в этот полный комплект входил, по некоторым предположениям, также портрет Данте, который сейчас хранится в женевской коллекции Мартина Бодмера. Все листы (32,5 х 47,5 см) из козьего пергамена, на одной стороне рисунки, на другой — текст. При раскрытии кодекса иллюстрации соотносились с текстом и были выполнены свинцовым и серебряными карандашами. Четыре листа «Ада» раскрашены темперой. Некоторые остались незавершенными.
Первые упоминания об этих рисунках встречались в манускрипте Анонимо Гаддиани, написанном в середине ХVI века, где говорилось, что Боттичелли «исполнил на пергамене историю Данте для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи*, которая есть вещь удивительная». Вероятно, Боттичелли вернувшись из Рима, заново иллюстрировал поэму, положив в основу новых рисунков «Ада» свои прежние композиции. И Лоренцо прекрасно подходил на роль заказчика. Это могло произойти в 1496 году, в период активной деятельности Джироламо Савонаролы. Возможно, что рисунки представляли собой часть проекта фресковых росписей купола флорентийского Собора, так как абсолютно не подходили по стилю к книжным миниатюрам того времени. И в этом смысле справедливы слова Иннокентия Анненского: «… в усиленно строгих штрихах нежного кватрочентиста мы видим не столько Данте, сколько любовь Боттичелли к Данте».
В Национальной библиотеке Флоренции хранится роскошно переплетенный экземпляр «Комедии», отпечатанный на пергамене, который сам Ландино торжественно вручил Синьории города. Там нет ни одной гравюры, зато вся книга разукрашена вручную. Так Флоренция пыталась загладить свою вину перед великим Данте: «Флоренция так возрадовалась, как если бы сам Данте в человеческом облике вернулся на родину и был бы увенчан лаврами».
Но вернемся в сентябрь 1321 года. Гроб с останками автора «Божественной комедии» до церкви монастыря Сан Франческо, где состоялась заупокойная месса, несли самые почетные граждане Равенны. Через восемь лет после кончины поэта, папский легат кардинал Бертрандо дель Поджетто потребовал у равеннских властей выдачи праха Данте… для публичного сожжения (из-за сочинения «Монархия»). Оказалось, вдруг, что Данте замешан в громком деле Тамплиеров и обвинялся в тайных связях с Орденом.
В начале XVI века, благодаря завоеваниям Чезаре Борджа и воинственного папы Юлия II, Равенна вошла в состав ватиканских владений, и раскаявшиеся флорентийцы решили обратиться к Папе с просьбой разрешить им перенести останки Данте на родину. Отказать Папе было невозможно, и Равенна пригласила земляков поэта забрать останки. Могила, однако, оказалась пустой! Граждане славной Равенны предположили, что останки были похищены или Данте сам пришел за ними и забрал их после своей кончины. Папа с возмущением отверг первую гипотезу и склонился ко второй. Идея о возвращении поэта за собственным прахом показалась ему более весомой. На том вроде бы все успокоились.
Наступил 1865 год. Италия стала, наконец, единой, и, как полагается всякой уважающей себя стране, занялась поиском великих предков, чья деятельность способствовала ее рождению. В мае того же года Италия готовилась торжественно отметить 600-летие со дня рождения Данте. По этому случаю начали ремонтировать комплекс монастыря Сан Франческо и приводить в порядок соседние сооружения. Во время реставрационных работ был случайно обнаружен деревянный ящик, зарытый у входа в небольшую капеллу Браччофорте (неподалеку от обители). Когда его очистили от земли и плесени, на крышке проступила надпись: «Кости Данте положил сюда монах Антонио Санти 18 октября 1677». Так Санти уберег прах поэта от посягательств Флоренции и Папы. В ящике, действительно, находились череп и части человеческого скелета. Министерство просвещения прислало в Равенну археологов и антропологов для идентификации останков. Когда ученые подтвердили, что это — прах великого литератора, останки уложили в ящик из орехового дерева, затем в свинцовый гроб и поместили в саркофаг в мавзолее. Там они покоятся и поныне. А мир продолжает читать, изучать и наслаждаться «Божественной комедией» великого флорентийца…
comments powered by HyperCommentsБОТТИЧЕЛЛИ, Сандро (итал. Sandro Botticelli, настоящее имя Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи (итал. Alessandro di Mariano di Vanni Filipepi; 01.03.1445 — 17.05.1510) — великий итальянский живописец, представитель флорентийской школы живописи. Боттичелли родился в семье дубильщика Мариано ди Джованни Филипепи и его жены Смеральды в квартале Санта-Мария Новелла во Флоренции. Прозвище «Боттичелли» (бочонок) перешло к нему от старшего брата Джованни, который был толстяком. Ученик Филиппо Липпи. Был близок двору Медичи и гуманистическим кругам Флоренции. Ярко индивидуальной манере Боттичелли присущи музыкальность лёгких, трепетных линий, прозрачность холодных, изысканных красок, одушевлённость ландшафта, прихотливая игра линейных ритмов. Автор картин на античные и аллегорические темы («Весна», около 1477-78, «Рождение Венеры», около 1483-84, — обе в Уффици), алтарных картин («Мадонна дель Маньификат», около 1482-83, «Мадонна с гранатом», около 1487, — обе в Уффици), фресок (в Сикстинской капелле Ватикана, 1481-82), а также портретов, отмеченных остротой характеристик («Джулиано Медичи», 70-е гг., Галерея Академии Каррара, Бергамо). Произведениям Боттичелли 90-х гг. свойственны черты драматизма и повышенной религиозной экзальтации («Клевета», после 1495, Уффици; «Оплакивание Христа», после 1490, Музей Польди-Пеццоли, Милан). Контрасты ярких цветовых пятен, внутренняя напряжённость рисунка, динамика и экспрессия образов свидетельствовали о кризисе мировосприятия художника. Лёгкость и ясность образов сохранили рисунки Боттичелли к «Божественной комедии» Данте (1492-97, Гравюрный кабинет, Берлин, и Ватиканская библиотека)
Примечание
- * (итал. Lorenzo di Piero de Medici il Magnifico; 1 января 1449, Флоренция — 9 апреля 1492, Флоренция) — флорентийский государственный деятель, глава Флорентийской республики в эпоху Возрождения, покровитель наук и искусств, поэт