АвторКирилл Иевлев

Симон Ушаков

«Насаждение Древа Государства Российского», икона С. Ушакова

Шопенгауэру принадлежит замечательное верное изречение, что к великим произведениям живописи нужно относиться как к высочайшим особам. Было бы дерзостью, если бы мы первыми с ними заговорили; вместо того нужно почтительно стоять перед ними и ждать, пока они удостоят нас с ними заговорить. По отношению к иконе это изречение сугубо верно именно потому, что икона — больше чем искусство. Ждать, чтобы она сама с нами заговорила, приходится долго, в особенности ввиду того огромного расстояния, которое нас от нее отделяет*

А Василий Великий так изрёк:

На что непозволительно даже и смотреть, прилично ли было бы учение о том выставлять на показ?..

К чему нам икона? Она через образ Первообраз являет. Её иконописец будучи сам по образу и подобию сотворённый, творит. Этот труд есть взаимность человека с Господом. Взаимность не богоспорящая, а такая, какую сам Господь благославил, будучи Словом Творящим. Каждая икона тот или иной замысел Бога отражает. И главная идея Ушаковской иконы «Насаждение Древа Государства Российского», совсем не политическая, как принято считать, а если и политическая, то другой политикой. Хотя она была сразу после раскол писана, как раз в год Соловецкого восстания, но нельзя её «цитировать» и понимать, как «жест никонов». Богородица над расколом, и что ей все земные буйства? Основная идея «Насаждения Древа Царствия Московского» в том, что Русь, Московское Царство — есть уже живой Рай — только так надо читать эту Икону. Икона эта ещё и о том, что Русь, есть единственная дорога, лестница ведущая к Богу. Так что «Насаждение Древа» полна национализма. Хорошего русского национализма, если вообще затрагивать политический аспект, да переводить на язык современности.
Ушаков был «царский человек», а не отшельник, погружённый в художественную дальность. Он официально состоял на государственной службе. Сначала он работал в Оружейной палате, но уже в 22 года, стал «жалованным» живописцем. В последствие он был и во дворянство возведён. Ушаков много чем занимался, помимо икон — делал рисунки для знамён, оружия, монеты, печати, расписывал царские покои. Так же иллюстрировал книги: Симеона Полоцкого «Псалтирь в стихах», известен так же офорт Ушакова «Семь смертных грехов». Ещё он писал теоретику по своему ремеслу: «Слово к люботщанию иконного писания». Мечтал создать «Азбуку художника» и анатомический атлас. Так что был у нас свой Леонардо да Винча. На первый взгляд «государственность» Ушакова  разнит его с тем же Андреем Рублёвым. Но в главном они едины — и тот, и другой всегда отображали Богочеловека, Ушаков когда писал лица всегда стремился подчеркнуть одновременность проявления и божеского, и человеческого. Для него лицо не лицо если из него Христос не глядит. Сам он так говорил:

образы — это жизнь памяти, памятник прежде жившим, свидетельство прошлого, возглашение добродетелей, изъявление силы, оживление мертвых, бессмертная хвала и слава, возбуждение живых к подражанию, воспоминание о прежних делах…

Принята точка зрения, что Ушаков это такой переход от иконописи к мирской живописи. Но на мой взгляд, это не так. Впрочем, на мой взгляд, никакой мирской живописи и нет на Руси, и не было никогда и не будет. Всё русское искусство — и музыка, и литература так же — всё это иконопись, русское особенное — отображение вечного слияния небесного и земного. А икона всегда пишется с точки зрения вечности. Сам Ушаков в набросках к своей «Азбуке» вопрошает:

Не сам ли Господь учит нас искусству иконописания?..

Итак — «Насаждение древа Царства Московского», или «Насаждение древа Российского Государства» или, как ещё говорят «Похвала Владимирской Иконе Богоматери». Названия все позже были даны, не самим мастером. «Насаждение древа» Ушаков писал для иконостаса церкви Троицы в Никитниках, это был его храм, куда он ходил.

икона

Икона «Древо Иесеево», один из вариантов

Композиция «Насаждения…» не нова. Можно вспомнить «Свыше пророци» и Поклонение Богородицы. И, конечно, наши лубочные картинки? Но в истоках сюжета все же «Древо Иесееово». Композиция и сюжет Древа Иесеева отображает слова Исайи:

И изыдет жезл из корене Иессеова, и цвет от корене его взыдет. И почиет на нем Дух Божий, Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия; н исполнит Его Дух страха Божия…

На иконе мы видим на как Иессей лежит и спит; из груди его исходят три ветви; одна идет прямо, и на ней изображены цари Иудейские, от Давида до Христа; на самом ее верху Рождество Христово. Обе остальные ветви, по бокам средней, поддерживают — наверху пророков, под ними — греческих мудрецов и Валаама. Каждый держит свиток, на котором написано изречение; взорами они все обращены к Рождеству.
Но вернёмся к нашему «Насаждению Царства Московского». От первых христиан повелось читать этот «иероглиф» — «древо с плодами», как рай — само дерево и души там в блаженстве прибывающие — это плоды, в этом главное послание от Ушакова. Теперь уж более конкретно посмотрим — Успенский собор, из которого произрастает древо, его насаждает князь Иван Калита, а поливает из Кувшина митрополит святитель Пётр. Над главами Калиты и митрополита Петра следующие слова, взятые из Псалтири:

Господи призри с Небесе и виждь,
посети виноград сей, и соверши,
его же насади десница Твоя…

Почему именно Калита и митрополит Пётр? Иван Калита и митрополит Пётр в глазах Ушакова истинные радетели Христова дела, верные работники его любимого виноградника — Русской Земли. Митрополит Пётр, как право имеющий, освящает слияние Руси с небесным садом, её вневременное пребывание в Райской обители, это освящение показывает на иконе сосуд с водой, издревле символизирующий таинство крещения. Подумайте о такой параллели — Древо в Небеси устремлённое и Вавилонская башня, устремлённая туда же. Вавилонская башня — дело рук человеческих, её гордыня от Каина, её рост не освящён, оттого Господь рост её и не позволил. Иное дело Древо Руси —тут сам Господь через Богоматерь, через Русских Святых, плодами на ветках горящими, через митрополита Петра освящает русский путь на небо.
Кстати, сам митрополит Петр был не чужд иконописи, в частности написанные, ещё на Волыне, Петровская Богоматерь и Успенская Богоматерь, были перенесены им впоследствии в сам Успенский Собор. До конца XIV века главной святыней Успенского собора была именно Петровская икона Богоматери, пока в 1395 году в Успенский собор не была перенесена Владимирская икона Божией Матери, спасшая Москву от Тамерлана. Общеизвестно, что сам митрополит Пётр инициировал строительство Успенского собора, сам в нём и последний приют нашёл.
Иван Калита, второй насаждающий Древо на иконе, при всей сложности и неоднозначности его фигуры, всё же не без права зовётся и «собиратель земель Русских», и храмов строитель, и книг и всяких художеств собиратель. Очень сложный момент с вывозом Калитой колоколов в Москву из покорённых городов, но речь не об этом. Для Ушакова самым важным было, что Успенский собор был имено Иваном Калитой заложен. Примечательно, что Калита собор заложил, по уговору митрополита Петра, и через год был получен им от монгольского хана ярлык на великое княжение, что поставило Москву столицей в человеческих глазах. Так что Успенский Собор воистину место откуда Московское Царство произрастает.
Двинемся дальше по иконе. По сторонам от насаждающих Древо располагается здравствующая, на момент работ Ушакова, царская семья — государь Алексей Михайлович, его супруга Мария Ильинична, сыновья Алексей и Федор. Они при древе. Они охраняют Русь, как рай и земной, и небесный. Сторожат Руси осуществление одновременно и на Небе, и на Земле. Вдумайся в то, что это значит? Сама наша Русь, и все мы — уже и там, и тут «одна ногой по облакам, другой по траве», а Государям на Земле завещано наше небесное проявление охранять, они нас отмаливают тем, что стоят у дверей Руси-Рая. Вот она тайна и смысл Русского Царя в его земной жизни.
Теперь прочитаем «Насаждение» выше. От древа пошли побеги — виноградные лозы, розы, гроздья плодов. Всё это знаки рая, Небесного Сада, и знаки человеческих душ, в рай допущенных, здесь именно русских душ. Двадцать таких душ Ушаков конкретизирует, заключая их в круг. Что есть круг в символики иконы? Сам Господь, как сказал Св. Климент:

Сын Божий есть безконечный круг, в котором все силы сходятся…

русский лубок

русский лубок по сюжету с Древом

Справа на иконе представлены святители (митрополиты Иона, Алексий, Киприан, Филипп, Фотий, патриархи Иов и Филарет), а также цари Федор Иванович, Михаил Федорович и царевич Димитрий, слева — князь Александр Невский, преподобные (Андроник Московский, Сергий и Никон Радонежские, Пафнутий Боровский, преподобный Симон безмолвник, Савва Сторожевой,), а также московские юродивые — Василий Блаженный, Максим Блаженный и Иоанн Большой Колпак.
Можно сказать, что Ушаковское «Насаждение древа…» прекрасный учебник русской истории. И, главное, тут настоящая Русская История, то что значение в глазах Господа имеет.

В центре Иконы Богоматерь Владимирская, покровительница Русской Земли, Небесная Заступница, к которой и обращены моления и царской семьи с Земли, и тех святых, что уже на древе. Богоматерь Владимирская она и сама Русь, тут как русский человек — она есть и земля и небо. Одно, неразрывное, неразделимое, во времени и в пространстве, точнее вне времени и вне пространства. Все мы русские тоже вне времени и вне пространства — это надо понимать и чувствовать. С Богоматерью Владимирской у Ушакова вообще много чего связано. Ещё в 26 лет он написал авторскую копию с той знаменитой иконы, что была доставленна на Русь из Византии. Тогда он проявил своё первое «новаторство» — лик его Богоматери Владимирской светел, а не традиционно «темновидный», какой  был на иконах и фресках. Для Византийской иконы характерно изображать, даже делать упор на сознание человеком своей греховности, отсюда некая тёмность, печаль, приглушённость красок. Цвет не звенит, не заявляет о себе во весь голос. Золото, да его много, оно прекрасно, но намеренно нездешне, мир земной и мир небесный очень разделены в византийских иконах. А русская икона, выходит из полумрака, она сияет двойным светом — Небесным и Светом обожествлённой, благословенной Руси, которая уже рай. Нет, не прав был Есенин с его «мне не надо рая — дайте Родину мою», не прав в том смысле, что Русь и есть Рай, да Земной, да Отражающий, но всё равно…
На самом верху иконы — Господь Бог на небесах; по сторонам Его два парящие ангела. Богородица нас с ним соединяет. И Спас, вручает парящим ангелам венец и ризу царские, так навечно царь небесный венчает русского царя земного.

А писал сии образъ его государевъ зографъ Пимин зовомый Симон Ушаковъ…

comments powered by HyperComments

ikonopisezУШАКОВ, Симон (Пимен) Федорович (1626, Москва — 25.06.1686, Москва) — знаменитый московский иконописец, происходил, вероятно, из посадских людей и, по-видимому, очень рано получил основательную подготовку к своей специальности, так как, будучи всего 22 лет от роду, был принят в царские «жалованные» (то есть получавшие постоянное содержание) мастера Серебряной палаты при Оружейном приказе. Здесь прямыми его обязанностями было «знаменить», то есть делать рисунки для разных предметов церковной утвари и дворцового обихода, преимущественно для золотых, серебряных и эмалированных изданий, расписывать знамена, сочинять узоры для рукоделий, чертить карты, планы и т. д. Усердно исполняя подобные работы, он писал, кроме того, образа для двора, церквей и частных лиц, при чем приобрел вскоре известность лучшего на Москве иконописца. С переводом Ушакова на службу из Серебряной палаты в Оружейную, в 1664 г., круг его деятельности расширился, а слава возросла еще более: он стал во главе прочих царских мастеров, образовал целую школу иконописцев, пользовался милостями царя Алексея Михайловича и его преемников на престоле, исполнял всяческие их поручения по художественной части и до самой своей кончины жил в довольстве и почете. Икон, писанных Ушаковым, дошло до нас довольно много, но, к сожалению, большинство их искажено позднейшими записями и реставрациями. Он был человек весьма развитый по своему времени, художник талантливый, прекрасно владевший всеми средствами тогдашней техники. Оставаясь в целом на почве исконного русско-византийского иконописания, он писал и древним пошибом, и в новом, так называемом «фряжском» стиле. В круг занятий Ушакова входило изготовление так же рисунков для граверов

modal_quad ×

Примечание

  • * Е.Н. Трубецкой, «Умозрение в красках»
artpolitinfo_quad

иконопись

Подробнее в иконопись
троица2
Иконография Святой Троицы

Тринитарный догмат, так же как и христологический, составляет основу христианской веры. Оба они теснейшим образом...

Закрыть