Николай Николаевич Сажин родился в 1868 году в Арзамасе в семье потомственных фотохудожников. И дед его, и отец (так же Николаи) стояли у самых истоков светописи. Дед был крепостным художником у графини Прасковьи Сергеевны Уваровой, и начал с того, что писал декорации к театральным представлениям «домашнего театра». Как талантливого художника-самоучку, графиня Уварова отправила его учиться фотографии в Париж, а по возвращении отписала ему «вольную». И в 1870 году Сажин-первый открыл в Арзамасе фотографический павильон, и с этого дня светопись стала «семейным делом и судьбой» всех Сажиных.
Уроки фотографии Николай Сажин-Третий (муромский) «брал», как и у отца с дедом, так и у нижегородского фотографа Дмитриева. Там же он познакомился со своей будущей женой — дочерью известного нижегородского адвоката Верой Терновской, которую буквально выкрал из родительского дома. Вдвоём они сбежали сначала в Арзамас, а потом и в Муром. Впрочем, родители их простили.
В Муроме остепенившийся Николай Сажин-Третий покупает двухэтажный кирпичный дом на Ивановской улице и открывает свой собственный фотографический салон. Позже он так же откроет еще филиал в Орехово-Зуево, который будет специализироваться на печати фотографий большого размера.
Николай Сажин работал с большим азартом. По воспоминанию родственников и друзей, он вообще любил жить «с размахом». Играл в карты и бильярд, сочинял сказки. Слыл щёголем. Благодаря именно ему о семье Сажиных вскоре заговорили в городе, а фотосалон превратился в «богемный» центр, в котором собирались представители местной городской элиты и культуры.
Николай Сажин оставил после себя значительное фотографическое наследие. До 1906 года в Муроме он не имел конкурентов. Он снимал и улицы, и окрестности Мурома, но всё-таки особенно ему удавались фотопортреты. По примеру своего отца, Николай Сажин-Третий создал в своей мастерской целую серию декораций, которые превращали павильон в сцену, а клиентов — в актеров.
В 1918 году салон Сажина переименовывают в артель «Красный кустарь», где какое-то время он оставался заведующим, но уже в 1928 году все имущество Сажина — и дом, и дорогую фотоаппаратуру — отобрали в пользу государства. Николай Сажин Третий навсегда покинул Муром и переселился в село Дедово.
После войны он переехал жить в Москву к одной из своих дочерей (а у него было восемь детей), где и скончался 25 ноября 1951 г. в возрасте 83 лет.
ФОТОГРАФИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК — в 80-е годы XIX века в стране появился первый журнал, посвященный вопросам фотографии. Идея его создания принадлежала члену Русского технического общества Павлу Ольхину. Журнал назывался «Фотографический вестник» и рассказывал о методах обработки фотоматериалов, теоретических и практических советах по осуществлению фотосъемки. Позже, помимо «Фотографического вестника», в России издавались такие тематические журналы, как «Фотографические новости», «Фотографическое обозрение», «Фотограф-любитель» и другие
Примечание
- Публикация подготовлена редакцией сайта «АртПолитИнфо» // при составлении публикации были использованы материалы: Комлев А. Р. «Фотографы в Муроме. Незабытые имена». Муром, 2002 и Щеглетова А. Е. «История, застывшая в фотографии»