АвторНиколай Сажин-Третий

сажин

sazin

Семья фотохудожников Сажиных, четыре поколения занимавшаяся этим делом, стояла у истоков зарождения искусства светописи в России. Николай Николаевич Сажин — основатель первого фотоателье в Арзамасе…А. Е. Щеглетова

Слайдшоу, основанное на светописи Николая Сажина

komlev

К сожалению, биография фотографа редко попадает в поле зрения краеведа, а ведь она является важным источником информации для исследования, опирающегося на фотодокументы. На основании логотипа удалось идентифицировать ранее неизвестные виды Мурома, автором которых являлся Н. Н. Сажин…А. Р. Комлев
Н. Сажин

фото Николая Сажина

О Николае Сажине Третьем

Николай Николаевич Сажин  родился в 1868 году в Арзамасе в семье потомственных фотохудожников. И дед его, и отец (так же Николаи) стояли у самых истоков светописи. Дед был крепостным художником у графини Прасковьи Сергеевны Уваровой, и начал с того, что писал декорации к театральным представлениям «домашнего театра». Как талантливого художника-самоучку, графиня  Уварова отправила его учиться фотографии в Париж, а по возвращении отписала ему «вольную». И  в 1870 году Сажин-первый открыл в Арзамасе фотографический павильон, и с этого дня светопись стала «семейным делом и судьбой» всех Сажиных.

Уроки  фотографии Николай Сажин-Третий (муромский) «брал», как и у отца с дедом, так и у нижегородского фотографа Дмитриева. Там же он познакомился со своей будущей женой — дочерью известного нижегородского адвоката Верой Терновской, которую буквально выкрал из родительского дома. Вдвоём они сбежали сначала в Арзамас, а потом и в Муром. Впрочем, родители их простили.
В Муроме остепенившийся Николай Сажин-Третий  покупает двухэтажный кирпичный дом на Ивановской улице и открывает свой собственный фотографический салон.  Позже он так же откроет еще филиал в Орехово-Зуево, который будет специализироваться на печати фотографий большого размера.

Николай Сажин работал с большим азартом. По воспоминанию родственников и друзей, он вообще любил жить «с размахом». Играл в карты и бильярд, сочинял сказки. Слыл щёголем. Благодаря именно ему о семье Сажиных вскоре заговорили в городе, а фотосалон превратился в «богемный» центр, в котором собирались представители местной  городской элиты и культуры.

Николай Сажин оставил после себя значительное фотографическое наследие. До 1906 года  в Муроме он не имел конкурентов.  Он снимал и улицы, и окрестности Мурома, но всё-таки особенно ему удавались фотопортреты. По примеру своего отца, Николай Сажин-Третий создал в своей мастерской целую серию декораций, которые превращали павильон в сцену, а клиентов — в актеров.

В 1918 году салон Сажина переименовывают в артель «Красный кустарь», где какое-то время он оставался заведующим, но уже в 1928 году все имущество Сажина — и дом, и дорогую фотоаппаратуру — отобрали в пользу государства. Николай Сажин Третий навсегда покинул Муром и переселился в село Дедово.
После войны он переехал жить в Москву к одной из своих дочерей (а у него было восемь детей), где и скончался 25 ноября 1951 г. в возрасте 83 лет.

Journal фотографииФОТОГРАФИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК — в 80-е годы XIX века в стране появился первый журнал, посвященный вопросам фотографии. Идея его создания принадлежала члену Русского технического общества Павлу Ольхину. Журнал назывался «Фотографический вестник» и рассказывал о методах обработки фотоматериалов, теоретических и практических советах по осуществлению фотосъемки. Позже, помимо «Фотографического вестника», в России издавались такие тематические журналы, как «Фотографические новости», «Фотографическое обозрение», «Фотограф-любитель» и другие

modal_quad ×

Примечание

  • Публикация подготовлена редакцией сайта «АртПолитИнфо» // при составлении публикации были использованы материалы: Комлев А. Р. «Фотографы в Муроме. Незабытые имена». Муром, 2002 и Щеглетова А. Е. «История, застывшая в фотографии»
   
artpolitinfo_quad

светопись

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подробнее в светопись
16
Царский Дом из альбомов Анны Вырубовой

Известные «альбомы Вырубовой», основаны на архиве Анны Александровны Танеевой-Вырубовой, приближённой Государыни Александры Фёдоровны. На фотографиях запечатлены...

Закрыть