В канун мусульманского праздника жертвоприношения — Курбан-байрам, 23 сентября 2015 года, намечена торжественная церемония открытия Московской Соборной мечети. Мечеть открывается после полного сноса оригинального здания 1904 года и строительства заново. Работы там велись с 2011 года. По проекту, общая площадь мечети после реконструкции составляет 18 900 квадратных метров (до реконструкции площадь мечети равнялась 964 квадратным метрам). Высота купола составляет 46 метров, а диаметр — 27 метров. Свободно уместиться в мечети смогут до 10 тысяч молящихся одновременно. С открытием мечети связана следующая интрига.
16 июня 2015 года в Администрации Президента Российской Федерации состоялась встреча председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации и Совета муфтиев России муфтия шейха Равиля Гайнутдина с первым заместителем руководителя Администрации Президента РФ Вячеславом Володиным. Муфтий Гайнутдин рассказал В. Володину, что
Открытие Московской Соборной мечети имеет особую значимость не только для мусульманской уммы России, но и всего исламского мира, который внимательно следил и интересовался ходом строительства…
Как уверяет Р. Гайнутдинов открытие мечети будет проходить с участием Президента Российской Федерации и руководителей иностранных государств (президента Казахстана Н. Назарбаева, президента Киргизии А. Атамбаева, президента Турции Р. Эрдогана, президента Государства Палестина М. Аббаса и других). В сообщении пресс-службы Совета муфтиев России прямо говорится:
Официально известно, что администрацией президента РФ в рабочем графике президента Путина поставлены эти сроки мероприятий торжественного открытия комплекса Московской соборной мечети…
Однако статья на islamio.ru «Зачем Р. Гайнутдин подставляет В. В. Путина» ставит под сомнение возможность прибытие президента на открытие мечети:
Кстати, мало кто из журналистов рискнул опровергнуть уверенные заявления Р. Гайнутдина о том, что 23 сентября с. г. глава государства будет на Проспекте мира «возглавлять торжественную церемонию», хотя многие из них знают, что, во-первых, так далеко план Президента не составляется, а, во-вторых, такого рода визиты, да еще в такое опасное место как Московская соборная мечеть заранее не анонсируются хотя бы с точки зрения безопасности первого лица государства. Поэтому можно сделать вывод о том, что громогласные «хотелки» Р. Гайнутдина — это не более чем очередной акт пиара самопровозглашённого «духовного лидера»…
Но это внутренние разногласия мусульманских лидеров России. Для нас главное в том, что столь глобальная реконструкция мечети для многих мусульман уже означает факт признания ислама, как не просто «второй религией» в России, а по меньшей мере, равной православию. И присутствие президента на открытие только усилит это ощущение. Некоторые особенности мечети особенно пикантны, как рассказывает Равиль Гайнутдинов:
Наш минарет напоминает Спасскую башню Московского Кремля…
В предыдущих обзорах на тему «толерантность на службе Аллаха» мы уже неоднократно рассказывали о всевозможных попытках мусульман найти в истории России (особенно Москвы) факты подтверждающие амбициозную идею представить Россию как изначально исламское государство[1]. При этом следует понимать, мусульмане — и сторонники радикальных течений, и их якобы противники, точно уверены в одном:
1000 лет назад исламское государство был центром цивилизации и процветания, все мечтали жить и учиться там, сейчас же мусульманские страны стали центром отсталости и упадка. Чтобы вернуть себе былое величие у мусульман достаточно ресурсов, не хватает только богобоязненности и обращения к божественному руководству во всех сферах жизни…[2]
— В некотором смысле ислам сегодня ставит «идеологическую вилку»: для одних он старается быть привлекательным в своей радикальной форме, для других в более мягкой. В этой связи интересно то, что ислам (и радикальный и мягкий) позиционируется его лидерами, как не просто отпор современному «обществу потребления», но как изначально некая духовно-культурная среда, которая одновременно есть и прародитель европейского просвещения, и противовес постсредневековому миру «технического (антитрадиционного) прогресса». Противовес, который в своё время проиграл, «остановился в своём развитие», «заснул на время» и «теперь проснулся», что сегодня и привело к возникновению таких образований, как ИГИЛ:
внутренний импульс к рациональному познанию, заложенный Исламом, в сочетании с широким распространением и контактом с другими культурами привел к тому, что уже к X в. эта цивилизация стала мировым центром наук и искусств. Не известно, что было бы с западной цивилизацией, если бы мусульмане не передали ей часть своих знаний в эпоху Средневековья. Однако факт в том, что начиная с эпохи Возрождения Европа стала делать огромные шаги в научном и техническом плане. Это привело к зарождению техногенной цивилизации в XVI-XVII вв. Параллельно примерно с XV в. в исламском мире наблюдался интеллектуальный и научный кризис, единого объяснения которому нет по сей день. Всё выглядит так, как будто мусульмане передали Европе импульс к рациональному познанию, сами же скатились в стагнацию… Почему интеллектуальный кризис и отсутствие понимания того, как решить проблему «Ислам и техногенная цивилизация», создают благоприятную почву для проповеди радикализма?.. идеология глобализма, которую предлагает миру современная западная цивилизация, из философии гуманизма, освобождении человека, его мыслей и желаний от условностей и догм переродилась в идеологию вседозволенности, нигилизма, потребительства. Глобализация предлагает современному человеку в качестве цели и жизненной стратегии путь вседозволенности, а мерилом успешности и ценности человека являются благосостояние, уровень бытового комфорта и условий жизни, способность к отрицанию «условностей», в соответствии с которыми человечество жило и развивалось тысячелетиями. Теперь сравните с теми целями и идеалами, которые задают пропагандисты радикальных движений: они выходят с лозунгами о справедливости, о том, что человек не есть лишь комплекс физиологических потребностей, но способен на свершения, что героем, то есть, личностью, посвятившей себя высшей цели, может стать каждый…[3]
— Не секрет, что лидеры мусульман России во всю открещиваются от любых попыток отождествлять их «правильный ислам» с радикальным исламом от ИГ, и в этом их активно поддерживают как власть РФ, так и чиновники от православия. К примеру, как заявил глава синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин он одобряет предложение озвученное представителями российского мусульманского сообщества «называть боевиков группировки ИГ в публичном, информационном пространстве арабской аббревиатурой ДАИШ, поскольку название «Исламское государство» несопоставимо с этой террористической организацией»:
Я бы поддержал мусульманских братьев, которые уже говорили, и в ходе Межрелигиозного совета России, о том, что, может быть, нам стоит, особенно в СМИ, особенно на площадке общественных дебатов, поменьше употреблять название этой организации, запрещенной в России, — «Исламское государство», — потому что слово ислам — хорошее слово, слово государство — тоже хорошее слово. Может быть, стоит больше употреблять арабскую аббревиатуру ДАИШ, потому что всегда, когда мы с этим феноменом отождествляем такие ценные для многих людей слова, как «ислам», «государство», — слишком большую честь, как минимум, оказываем этой структуре…[4]
— Поддержка представителей РПЦ, «хорошего российского ислама» вызвана совсем не появлением на горизонте такой якобы общей для всех опасностью, как ИГИЛ (организация запрещённая в России). Эта поддержка давно уже носит «хронических характер», и всё бы ничего, если бы руководство русского православия из года в год не позволяло себя странные высказывания, по меньше мере комплиментарные амбиции российского мусульманства: «ислам сегодня более адекватен и верен». Так ещё в 2009 году, выступая в Политехническом музее, глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Иларион заявил, что угроза не в «сильном исламе», а в «слабом христианстве»:
Вопрос об исламе должен ставиться нами не в плане какой-то угрозы, исходящей от ислама. Скорее, мы должны ставить сами себе вопрос: в чем суть нашего православного христианства, как наше православие влияет на нашу жизнь? Ислам — религия, очень хорошо приспособленная к нуждам «обычного земного человека», поскольку в ней «минимум богословия и максимум нравственности». Кроме того, это религия, направленная на то, чтобы проникать во все сферы жизни человека, поэтому существуют и исламское государство, и исламское право…[5]
Что бы не имел ввиду митрополит Илларион, чрезвычайно важно как было понято такое признание православного священника в мусульманской среде. Скажем прямо, как «сдача позиций», как согласие признать первенство за исламом, как религией:
Очередной православный священник заявил об универсальности и нравственности ислама, посетовав, что православие не в состоянии проникнуть, подобно религии Пророка Мухаммада, во все сферы человеческой жизни…[6]
Получается руководство РПЦ само, волей-неволей, подыгрывает «мягкой, внутренней исламизации». И активное отрицание какой-либо связи «хорошего российского ислама» с радикалами из ИГИЛ, так же весьма на руку этому процессу. Россию умело пытаются представить местом «правильного ислама», который борется с «неправильным», что в перспективе, в совокупности со всем остальным, ведёт к вытеснению с первых мест, и православия, и русских, как его носителей. В ажиотаже «бесконечных боёв» то с Западом, то с Европой, то с Киевом, то с ИГИЛ об этом мало кто задумывается. Но, даже если не заглядывать столь далеко вперёд, можно ли сказать, что российский ислам совсем чужд планам ИГИЛ?
— Дамир Хазрат Мухиддинов, заместитель главы управления мусульман России во всю опровергает любые намёки на то, что в российских мечетях вербуют добровольцев в ряды ИГИЛ. Так, выступая 22 июля на конференции «Ислам против терроризма» в Душанбе он отметил, что «в настоящее время в России существует 8 тысяч мечетей, в которых нет возможности пропаганды экстремизма».
Однако факты говорят совсем о другом.
— В первую очередь надо отметить, что сегодня Россия уже давно не является «государством «азиатского» типа взаимоотношений с мусульманскими меньшинствами», как это было во времена Российской империи, и даже во времена СССР, и это напрямик связано с мигрантами. Более того, можно прямо сказать, что сегодня любые попытки оперется на то, что в Российской империи «всегда было место мусульманину» абсолютно не корректны: Российская империя управляла мусульманами, сегодня всё наоборот. По своему, но крайне интересно описывается этот процесс в статье Абдуллы Ринат Мухаметова «Из «азиатского» в «европейское». Россия и ее мусульманское меньшинство»:
Ислам в РФ с ростом числа мусульман, приезжающих из бывших колоний Российской империи, все больше напоминает «европейский» тип, где подавляющее большинство последователей Ислама — это мигранты или их потомки во втором или в лучшем случае третьем поколении. Многовековая «азиатская» идентичность Ислама в России на наших глазах стремительно меняется… Как метко замечает известный российский исламовед Алексей Малашенко, если еще в 80-е годы прошлого века мусульманин у основной части населения страны ассоциировался с хитроватым, но в целом очень близким «соседом-татарином», то с середины 90-х — это уже крайне враждебный, но еще понятный «чеченский (шире — кавказский) боевик». Сегодня же это неграмотный и оборванный трудовой мигрант из Средней Азии. Пришельцы из чужого и далеко азиатского мира (напоминающие многим жителям страны афганских и пакистанских талибов) — это лицо Ислама для огромного числа современных россиян. В этом смысле Россия все больше напоминает Европу, где проблема Ислама и миграции — одно и то же. С одним, правда, отличием — в России ситуация на порядок хуже, так как она не готова к такому повороту событий и, что еще хуже, серьезно готовиться пока не хочет. Чиновники, в том числе уполномоченные Кремлем для работы с исламским населением, делают вид, что либо ничего не происходит, либо виноват в проблемах кто-то другой и, соответственно, этот другой и должен все проблемы решать…
Стоит добавить одно замечание к приведённому отрывку, так называемые «коренные мусульмане» откровенно мутируют и говоря простым языком «наглеют», видя поддержку, как в слабости власти, так и в «пришлых мусульманах», объединяясь с последними, они пусть пока ещё не явно. но уже всё более отчётливо, превращаются в единого Троянского коня, в самом центре русской земли.
— Во вторых, любые сладкие уверения, о том, что «в российских мечетях нет возможности пропаганды экстремизма и вербовки в ИГИЛ» разбиваются о реальность. Последний громкий случай, когда в подмосковной Балашихе произошел инцидент с задержанием «десятков» сторонников ИГ. Как происходит такая вербовка? Свой ответ предлагает эксперт Института национальной стратегии, специалист по исламу Раис Сулейманов:
До начала намаза, когда прихожане находятся в мечетях, некоторые из них рассаживаются кружками, в каждом из которых свой агитатор начинает вести задушевные беседы о былом величии исламского халифата, несправедливости современного положения мусульман в России и в мире, о превосходстве исламской формы политического устройства над любой иной. Наиболее восприимчивым верующим вербовщики предлагают продолжить беседы уже на частной квартире, где вовлекают более податливых мусульман в «халакат» (кружок). Через какое-то время они окончательно становятся членами экстремистских сообществ…
По словам Сулейманова, и в этом с ним нельзя не согласится:
приезжие фундаменталисты из Средней Азии образуют устойчивые связи с российскими мусульманами, усиливая радикализацию последних. Таким образом на территории Российской Федерации фактически возникает контркультура, связанная с экстремистскими центрами в других регионах мира…[7]
Таким образом, на сегодняшний момент мы столкнулись одновременно, как с усилением процесса «мягкой внутренней исламизации», волей-неволей поддерживаемой властью и даже некоторыми официальными представителями РПЦ, так и с более жёстким вариантом, который весьма верно описал в своей статье «Ислам, как политический фактор» Денис Соколов:
Временное затишье на Северном Кавказе, обусловленное ликвидацией большинства старых лидеров вооружённого подполья, массовым выдавливанием «неправильных» мусульман в олимпийский год из страны и переключением внимания СМИ и борцов с терроризмом на Донбасс, закончилось. Новые амиры уже успели присягнуть ИГИЛ (деятельность запрещена на территории РФ)… Попытка подавить идею силой, как это часто бывает, приводит к ее большему распространению…
Примечание
- [1] С материалами на эту тему можно познакомиться на нашем сайте (см. «Татары «сохранили русскую культуру» Достоевский «устарел», а мусульмане будут «править русских философов» | толерантность на службе у Аллаха» ;«Коран это «третий завет», Князь Владимир был мусульманином, а Достоевский почитателем ислама | толерантность на службе у Аллаха»; «Исламизация взамен славянского триединства | толерантность на службе у Аллаха»; «Ислам, самодержавие, народность | толерантность на службе у Аллаха»; «Исламизация Руси: не кнутом, но пряником | толерантность на службе у Аллаха» и т.д.).
- [2] См. заметку: «Халифат как первое общество с современной бесплатной медициной»
- [3] См. публикацию: «Дамир Мухетдинов: умма должна доказать и мировому сообществу, и маргиналам из террористических группировок, что она едина».
- [4] См. заметку: «В РПЦ поддержали призыв мусульман называть ИГ аббревиатурой ДАИШ».
- [5] См. заметку: «Московский патриархат не считает «сильный ислам» угрозой».
- [6] См. заметку: «Московский архиепископ: В исламе — максимум нравственности».
- [7] См. публикацию «Мигранты и их роль в распространении радикальных течений ислама в России: причины, проявления и последствия»