АвторОлег Неменский

плакат

агитплакат о славянском единстве

О панславизм и пангерманизме

Эпоха популярности идей общеславянской взаимности, панславизма — это XIX век, когда актуальна была идея освобождения славянских народов от гнёта Австро-Венгерской и особенно Османской империи.

Для XIX века общеславянская идея была вполне органична. Во-первых, основным критерием национальности для того времени был именно кровно-биологический, расовый. И у всех близких по происхождению народов старались искать единство. Во-вторых, ставилась задача помощи друг другу и получения помощи от России в деле освобождения от турок и австро-венгров.

Панславизм родился именно в Австро-Венгрии, в чешской среде. Его, можно сказать, изобрели ранние чешские «будители», деятели национального возрождения. Один из важнейших пунктов их теории: вот, есть большая Российская Империя — очень сильное славянское государство, которое должно оказывать помощь близкородственным народам.
А «будителей», между прочим, вдохновляли аналогичные идеи «пангерманизма» — объединения всех германских народов. И первый всеславянский съезд в Праге в 1848 году был организован по образцу пангерманского съезда во Франкфурте. Только пангерманизм оказался более жизнеспособным — на его основе и состоялось объединение германской нации в XIX веке.

Славянские народы очень разобщены географически, исторически, культурно, да и политически тоже. Принимали разную христианскую веру из разных центров, и появились даже славяне-мусульмане в Боснии.
Поэтому частью общеславянского движения стали идеологии местного, более компактного объединения близко живущих народов. Например, иллиризм (от слова Иллирия — древнее название западных Балкан) и, позже, югославизм, также идея единства чехов и словаков или, между прочим, панрусизм, то есть идея объединения всех восточных славян в большую русскую нацию. К сожалению, до нашего времени, как влиятельные идеологии, они не дожили.
Полноценную реализацию этих идей (панрусизма) в актуальном будущем уже сложно себе представить. Это в прошлом все восточные славяне имели русскую идентичность, то есть имели в самоназвании корень «русь», а значит осознавали себя наследниками Древней Руси. За ХХ век русская идентичность была сильно расколота. Этому немало поспособствовали большевики, проводившие с 1920-х годах на Украине и в Белоруссии иную национальную политику, направленную на формирование особого самосознания, отличного от русского.

Если говорить об идеях общего славянского мира, общеславянской взаимности, то их в истории было не так уж и много. Их, например, отстаивали в XVII веке южнославянский богослов и литератор Юрий Крижанич, а также деятели православного движения в Речи Посполитой (Польше), среди которых в первую очередь заслуживает упоминания Захария Копыстенский.
По его мысли, когда-то все славяне вошли в единую Православную церковь и стали частью Константинопольской патриархии. Для Копыстенского очень важно было, что все славяне являлись в прошлом православными и должны иметь общую духовную среду. Однако часть славян была потом развращена «латынниками», отпала от православной общности, но Копыстенский надеялся, что вот эти отпавшие поляки, чехи и другие ещё вернутся.
Впоследствии наше славянофильское движение в XIX веке во многом наследовало этим идеям. Утверждалось, например, что гуситское движение в Чехии было православным — за очищение от католицизма и возврат к православию. На самом деле это, конечно, было не так.

Польско-русская «недружба»

История польско-русских враждебных отношений очень древняя. Поляки привыкли вести её еще с XI века, с походов польских королей на Киев. В XI же веке шла борьба Киевской Руси и польского королевства за «червенские города» на пограничье русского расселения по будущим территориям Галичины. В XIV веке произошло завоевание поляками будущей Галичины (Червонной Руси), взятие Львова. И с этого времени постоянно шло агрессивное проникновение поляков на западнорусские земли. Во второй половине XVI века им удалось почти все эти земли подчинить, за исключением Закарпатья, которое было частью Венгрии.
Весь XVI и XVII век — время активного противостояния Польши и усиливающегося Русского государства с центром в Москве. Шла нескончаемая борьба за западнорусские земли. Мы теперь празднуем 4 ноября – а это дата самого дальнего продвижения поляков на восток. С изгнанием их тогда из Москвы начался процесс ослабления Польши и постепенной утери ею контроля над Западной Русью. В том же XVII веке она потеряла днепровское левобережье (тогдашнюю Украину), а в следующем, XVIII веке, Речь Посполитая стала постепенно подпадать под зависимость от России. В это столетие у нас конфликтов уже почти не было, потому что Польша была все более зависимой.
И закончилось все в конце XVIII века её разделом, который инициировала не Россия, а Австрия и Пруссия, опасавшиеся того, что русское господство над Речью Посполитой сделает Россию слишком сильной, поэтому надо оторвать от неё какие-то куски. Но тогда Россия присоединила к себе только восточно-славянские земли Речи Посполитой. Собственно-польских земель она не присоединяла. А присоединение этих территорий произошло только в 1815 году, на основаниях «личной унии», после того, как поляки активно поддержали Наполеона.
При этом царь Александр I был очень полонофильски настроен и пошёл против международных обязательств не возрождать польскую корону. Её возродили, и царь стал польским королем. Но ненадолго: в 1830 году произошло польское восстание, результатом которого стало упразднение польской государственности, и польские провинции с центром в Варшаве стали органической частью Российской Империи. За этим последовало ещё одно польское восстание 1863-64 годов, и весь XIX век — это век усиления польско-русской враждебности.
После Первой мировой войны Польша получила независимость. Но, будучи в 1917 г. признана и Временным правительством, и большевиками, тем не менее, не удержалась от того, чтобы вновь начать завоевательный поход на восток. Случилась Советско-польская война, которую большевики проиграли. Польше были отданы обширные земли Западной Украины и Белоруссии, а также Южной Литвы. И хотя поляки устно давали гарантии признания прав непольского населения, эти права так и не были даны.
После Второй мировой войны СССР вернул себе эти территории и утвердил новую, этнографическую границу с Польшей. Очень спорную, надо сказать, границу: Польше были даны обширные исторически восточнославянские территории, но в целом граница более-менее отвечала польскому этнографическому расселению.
Поляки очень болезненно восприняли потерю своего господства над западнорусскими землями. Кроме того, Польша оказалась в новой политической зависимости от Москвы, так что неприязненные чувства поляков сохранялись и развивались.

В СССР же происходило прямо обратное: была пропаганда дружбы «братских славянских народов», и ради неё из нашей памяти как бы вычеркнули всю историю польско-русских отношений. Сейчас русские явно не являются полонофобами, хотя активный внешнеполитический курс Польши всё же вызывает некоторую ответную реакцию.
Но говорить, что есть какая-то общеславянская взаимность между русскими и поляками, вряд ли можно. Поляки знают, что они славяне, но чаще всего воспринимают это как «досадный исторический факт». Для основной массы поляков, славянская идентичность — лишь констатация особенности их языка.

Провалы проектов славянского единства

Именно благодаря России все славянские народы, входившие в состав Османской и Австро-Венгерской империй, в XIX и начале ХХ века получили независимость. С прямым военным участием России или в результате её военно-политического давления.
Но в дальнейшем болгары в обеих мировых войнах находились в союзе с нашими врагами. Хотя прямых военных действий между Россией и Болгарией не было: болгары испытывали чувство благодарности и воевать с русскими не хотели, что приходилось учитывать и их партнёрам.
Но проблема вся в том, что Россия выигрывала войны, но потом проигрывала западным державам в дипломатической борьбе. Болгарию в XIX веке Россия фактически сдала и почти никак свой вклад в её освобождение для утверждения своих позиций на Балканах не использовала.
То же самое и сейчас: Болгария в стане НАТО. Но надо помнить, что мы сами ушли из Болгарии в конце 1980-х — начале 1990-х. Болгары не хотели освобождаться от российского влияния, они оставались русофильским народом. Уход СССР был огромным ударом для болгарской экономики, она до сих пор не может восстановиться. На деле у Болгарии просто не было выбора, с кем ей развивать отношения. Тем более что она и по сей день очень боится усиления турецкого влияния. А мы никакого нового интеграционного проекта ей так и не предложили.
Боюсь, что у России, как у очень крупной державы, интересы масштабнее, чем возможности. Хотя главная наша проблема — в степени осознания наших интересов российской политической элитой, и в её готовности их защищать.

Распад Югославии — результат провала очередного проекта славянской взаимности. Образование Югославии в 1920-е годах явилось реализацией панславистской мысли на определенной территории. Идея объединения южных славян «исторической Иллирии» — независимо от их исторических корней, культуры и религии, в единое государство.
Вообще, все территории, на которых долго проводится политика интернационализма, то есть неучета национальных интересов, ликвидации любых институтов взаимоотношений и «переговорных техник» между разными народами, через которые они могли бы выражать свои национальные интересы и договариваться о той или иной форме компромисса — в конце концов начинают кровоточить. Так и в Югославии — межнациональные противоречия между сербами и хорватами игнорировались и постепенно накапливались. И на каком-то этапе им помогли выплеснуться наружу.

Даже региональные проекты объединения славянских народов провалились. И Югославия, и объединение чехов и словаков. Любой народ хочет иметь свою государственность, а соседние народы имеют противоречивые интересы. Обнажились и культурные корни: главным образом противоречие между западно- и восточнохристианской культурами. В Югославии довели до того, что начались этнические чистки. Это вина югославских политиков, которые не сумели всё это вовремя осознать и направить в конструктивное русло, а нередко и сознательно разжигали взаимную ненависть.

Об украинцах

Вообще, надо понимать, что народы не существуют изначально и вечно: они формируются и исчезают. То, что еще в XIX веке не было украинцев, совсем не значит, что их нет сейчас. За ХХ век такой народ действительно появился.
Сегодня, как мы видим, процесс украинизации остается незавершенным. Оказывается, что постсоветская украинизация была гораздо менее эффективна, чем советская. За постсоветское время украинизировать русскоязычное и русское по идентичности население удалось в гораздо меньшей степени, чем это было сделано в 1920-е и последующие года.
Сейчас другая эпоха: концлагеря создавать трудно, так как в международном сообществе это считается несколько неприличным. Кроме того, есть мощная информационная среда: Интернет, радио-ТВ и так далее. А на этом рынке русский язык оказывается в гораздо более выигрышном положении, поскольку это более разработанный язык. И даже люди, говорящие в быту по-украински, предпочитают покупать литературу на русском.
В результате украинизация застопорилась. И только в последний год, благодаря новому, «военному формату» Украины и откровенному политическому террору, удалось создать условия для нового успеха украинизации. Вопрос в том, как надолго. Чтобы успехи действительно были, надо, чтобы этот военный режим продлился еще лет 20-25 как минимум. В принципе, ничего невозможного в этом нет, но Украина в таком состоянии не может сама себя прокормить, а кормить её долго Запад не готов. Скорее всего, мы увидим разрушение украинской государственности, а не её успехи. Впрочем, некоторые шансы у нее все же есть.
Сейчас большинство населения Украины — русскоязычные славяне с неопределенной идентичностью. Они граждане Украины, но это не имеет этнического содержания. Украина остается территорией этно-конструктивистских экспериментов различных властей. Но основной костяк украинской нации сформирован — это несколько миллионов человек, которые с детства говорят по-украински и чувствуют себя именно украинцами.
Существует культурная общность славянских православных народов. Но я не уверен, что в ней есть место для украинцев, потому что украинская идентичность другая — не православная, а как бы общехристианская с сильным прозападным акцентом. Тем не менее, общественный запрос на славянскую взаимность, особенно в рамках того, что называют Slavia orthodoxa, существует. С ней приходится считаться и западным политикам. Болгария имеет в ЕС имидж «троянского коня России».

На постсоветском же пространстве сейчас, когда политкорректность не позволяет нашим патриотам публично заявлять о старой русской идентичности предков украинцев и белорусов, часто идеи панрусизма заменяются идеями славянской взаимности. Можно, например, взять речи Александра Лукашенко — он много говорит, что мы все славяне, должны быть вместе, при этом не имея в виду ни поляков, ни хорватов, а только русских, белорусов и украинцев. Такой мини-панславизм для исторической общности Руси.

nemenskiyНЕМЕНСКИЙ, Олег Борисович (25.08.1979) — российский политолог и историк. Научный сотрудник Института славяноведения РАН, сотрудник Центра украинистики и белорусистики МГУ, старший научный сотрудник Российского института стратегических исследований. Специалист в области исторического и этнического самосознания западных и восточных славян во второй половине XVI — первой половине XVII веков, а также по становлению и развитию их национальных идеологий в XIX-XX веках. Как политолог занимается современными отношениями Российской Федерации, Украины, Белоруссии и Польши, внутренними противоречиями по основаниям их внешней политики

modal_quad ×

Примечание

  • Содержание данного материала не во всём совпадает с идейной установкой редакции сайта «АртПолитИнфо». Публикация носит осведомительный характер и не преследует иных целей, кроме как ознакомления с темой // материал публикуется в сокращение
artpolitinfo_quad

мифомир

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подробнее в мифомир
putin
Пустые чашки с Путиным

Колумнист «Нью-Йорк таймс», писатель и культурный критик Дэвид Брукс, 11 сентября 2015 года опубликовал статью...

Закрыть