Минимализм существовал в музыке уже до того момента, как я стал композитором. Просто я дал этому явлению определение. Придумал этот термин еще в те годы, когда был музыковедом. А когда стал писать музыку, этот стиль мне просто нравился больше остальных, и я с него начал свой композиторский путь. То, что я делаю сегодня, является логическим продолжением того, что я делал вначале. Иногда моя музыка очень «минималистична», а иногда я утрачиваю контроль над своей музыкой и не имею ни малейшего представления о том, что получится в итоге.
Пожалуй, единственное, что я по-настоящему ненавижу, — это музыка в ресторанах. Музыка не должна быть фоном жизни. Она ее смысл. И еще я недолюбливаю тишину. Тишина делает пространство вокруг меня одинаковым.
Я сохранил любопытство, и, в общем-то, слушаю все, слежу за появлением нового и интересного, на мой взгляд. Я покупаю много пластинок с записями мексиканской, кубинской, гавайской, африканской и окинавской музыки. Мне интересно, чем занимаются Вайш, Горецки, Гласс и Джон Адамс. Когда я приеду в Россию, мне хотелось бы знать, что делают молодые композиторы. Джаз не является моей любимой областью музыки. Я довольно-таки старомоден. Мне нравится Дюк Эллингтон. Недавно я занялся самообразованием: познакомился с творчеством Майлса Дэвиса и Джона Колтрэйна. Современного джаза я не знаю. Мне интересно следить за развитием новой британской фолк-музыки —Radiohead, Verve, Glare. У меня было несколько аранжировочных проектов с Дэймондом Олбано, с Glare. К сожалению, я слушаю не так много музыки, как должен. Но мне интересно, что происходит с «корнями», с танцевальной музыкой. Так что мои предпочтения весьма неоднородны.
Вы знаете, что классическая музыка редко становится музыкой коммерческой в отличие от рок-музыки. Это своего рода одностороннее движение. Классические композиторы постепенно придут к тому, чтобы писать музыку к различным важным церемониям и т.п. Музыкальная аудитория в конце концов сможет идентифицировать некий музыкальный язык, с помощью которого можно будет общаться… Я буду писать музыку до конца жизни, и я надеюсь, что и после моей смерти, люди будут слушать мои произведения.
НАЙМАН, Майкл Лоуренс (23.03.1944, Лондон) — известный английский композитор-минималист, музыкальный критик и теоретик, создатель музыкального жанра минималистики. С 1961 по 1964 год учился в лондонской Королевской академии музыки. Изучал музыковедение в Королевском колледже. В качестве музыкального критика сотрудничал с журналами «The Spectator», «The Listener» и «The New Statesman». В 1974 году опубликовал книгу «Экспериментальная музыка: Джон Кейдж и после него». В 1976 года началось сотрудничество композитора с кинорежиссёром Питером Гринуэем, принёсшее Найману мировую известность. Минималистичная, подчас монотонная музыка Наймана к фильмам Гринуэя (в т.ч. «Отсчет утопленников», «Книги Просперо», «Повар, вор, его жена и её любовник») стала неотъемлемой частью этих картин. Примеры других работ Наймана в кино — музыка к фиьмам «Гаттака» Эндрю Никкола и «Пианино» Джейн Кэмпион. Кроме «серьёзной» музыки (опер, балетов, концертов, струнных квартетов и т.п.) Найман создаёт также саундтреки для компьютерных игр, поп- и рок-композиций. В молодости Найман увлекался барочной музыкой, что нашло впоследствии отражение в его композициях для исторических фильмов. В 1976 году Найман создал камерный оркестр «Кэмпиелло-бэнд», позже переименованный в «Майкл Найман бэнд» (Michael Nyman Band). В этом оркестре средневековые инструменты соседствуют с современными, а репертуар составляют муыкальные темы Наймана из кинофильмов, его оперы, а также мировая классика
Примечание
- Публикация подготовлена редакцией «АртПолитИнфо». При состовлениии публикации были использованы материалы: композиция: Time Lapse (Промежуток Времени) // Аранжировка и исполнение: Сельсо Гарсия // Кадры из фильма: A Zed And Two Noughts («Зет и два нуля», режиссёр Питер Гринуэй), а также интервью на портале peoples.ru «Я один из главных гениев столетия» // интервью с М. Найманом на портале zhurnal.ru