АвторЕкатерина Пыжова

лоббизм

виды лоббизма

Один из основных рычагов, с помощью которого производятся определённые движения, как в законодательной, так и в исполнительной власти, является «лоббирование». В настоящее время этот «рычаг», незаметно для большинства, проходит стадию некоторой модернизации. С одной стороны, недавно прозвучало предложение Генпрокуратуры добавить в УК новый состав преступления — злоупотребление влиянием. С другой стороны в настоящее время идёт работа над реализацией указа Владимира Путина «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 годы». Этот указ предусматривает создание правовой основы лоббистской деятельности граждан и организаций, в том числе подготовку предложений «о нормативном закреплении за соответствующим федеральным органом исполнительной власти функции разработки и реализации мер по последовательному введению в практику института лоббизма и о соответствующем кадровом усилении этого направления работы». Кстати говоря, что это уже седьмая попытка узаконить лоббизм в России. Первая была предпринята ещё в 1992 году в Верховном совете. Затем в 1996, 1997 и 2002 годах в Госдуме рассматривались законопроекты по регулированию лоббистской деятельности в России. Но каждый раз они отклонялись. Далее, Дмитрий Медведев, будучи Президентом РФ, дважды предлагал правительству разработать и внести в Госдуму законопроект «О лоббистской деятельности в РФ», ну и последний раз законопроект, регламентирующий лоббизм, вносили на рассмотрение нижней палаты парламента в декабре 2013 года.

Попытаться разобраться с тем, что это за «зверь» такой — «лоббирование» представляется, как крайне важным, так и крайне увлекательным для всех кто думает, говорит, пишет «околополитики» или претендует на «роль» в «околополитическом» действе.

Так что же такое «лоббирование»?

Как расшифровывает словарь экономики и финансов: «Лоббирование — намеренное установление связей с любым должностным лицом или служащим любого властного ведомства от имени другой стороны с намерением повлиять на принятие выгодных официальных решений»

В том «околополитическом поле» о котором мы говорим, лоббированием можно обозначить механизм воздействие на законодательную или исполнительную власть. К примеру, под лоббированием в отношение депутатского корпуса понимают оказание давление с целью добиться внесения, принятия или отклонения того или иного законопроекта.
Формы лоббирования разнообразны. К ним можно отнести: всевозможные «контактные формы» — от формальных ( разработка проектов, их обсуждение, консультирование и тд.) до неформальных (личные связи, неформальные встречи); работа через «общественное мнение» (организация массовых акций, судебные процессы, привлечение СМИ и тд.).
С точки зрения закона можно разделить лоббирование на так называемое «цивилизованное» и «теневое». К первому можно отнести применение всех тех механизмов, о которых шла речь выше, вторые представляют собой такие методы, как шантаж, подкуп, угрозы и тому подобное.

Как мы уже определили — объектами лоббирования является законодательная и исполнительная власть, и, в этом случае заинтересованным лицом-субъектом (как персональным, так и коллективным) может выступать кто угодно. «Заинтересованное лицо» способно произвоить лоббирование двумя путями — лично или с чьей-либо (чаще всего оплачиваемой) помощью. Во втором случае таким «представителем интересов», иначе говоря субъектом осуществляющим лоббирования могут быть:

  1. Различные отраслевые ассоциации (к примеру Российский союз промышленников, Ассоциация российских банков);
  2. Департаменты GR (специализированные подразделения по работе с органами власти заранее организованные и работающие при заинтересованной стороне);
  3. Внешние структуры,PR-агентства и специализированные компании, которые берутся выполнять работу по продвижению интересов заказчика в органах государственной власти;
  4. Частные, влиятельные лица.

Немного о механизмах лоббирования

Коротко говоря, в каждом конкретном случае лоббирование представляет собой некий отдельный проект. В процессе составление которого необходимо чёткое обозначение цели, а следовательно «кампании»; определения временных рамок, выбор наиболее оптимальной технологии достижение цели, определения наличия или отсутствие необходимых возможностей и «орудий труда» для реализации выбранной технологии, разработка поиска и приобретения этих самых возможностей и «орудий».
Что имеется ввиду под «целью и кампанией»? Это достаточно просто, к примеру:

  • —  Для привлечения внимание заинтересованных лиц предпринимается «Кампания популяризации»;
  • — Привлечению потребителя и увеличению объёму продаж служит «Рекламная кампания»;
  • — Для сбора голосов кидаются в «Избирательную кампанию»;
  • — Привлечь средства и тому подобное можно с помощью «Кампания в поддержку того-этого»;
  • — Внимание общественности привлекает «Информационная кампания»;
  • — Изменить отношение, поведение способна «Просветительская кампания»;
  • — «Кампания протеста» способствует прекращению какого-либо действия или бездействия;
  • — «Кампанией в защиту прав» добиваются выполнение закона;
  • — Законотворчеству поможет «Кампания в защиту общественных интересов»;
  • — Имиджем занимаются Кампания «паблик рилейшнз» (создание, продвижение имиджа);
  • — Формирует (меняет) мировоззрение «Религиозная кампания» и так далее.

Что до механизмов реализации, то тут главным будет совпадение уникальности всего проекта и адекватности его всей ситуации. Вот, к примеру несколько советов для лоббистов от Даниила Султанова (статья  «Лоббизм: как это делается в России») :

Внедрение агентов влияния в структуры компаний-конкурентов и аппарат профильных ведомств. Этот тезис исходит из того соображения, что практически любую систему (организацию, группу лиц, политические институты и пр.), необходимо «минировать» подходящими для её управления (разрушения) людьми (факторами), для сохранения возможности дальнейшего контроля над системой принятия решений. Агенты влияния могут быть полезны и для навязывание повестки и регламента рассмотрения лоббируемых вопросов. Добиться этого можно вхождением в наблюдательные общественные органы при власти, либо имея в соответствующих органах своих представителей. Навязывание конкурентам заведомо неэффективных (но внешне перспективные) объектов лоббистского воздействия. Тем самым вы заставляете их тратить свои ресурсы и приобретать имидж неэффективных лоббистов. Перетягивание субъектов политического процесса на свою сторону не только переговорами, но и силой событий. Соответственно, можно инспирировать эти события… Необходимо искусственно создавать локальные кризисы, которые подтолкнут ЛПР (лицо, принимающее решение) выбрать именно Ваш вариант решения проблемы. Кризисные тенденции в отрасли необходимо канализировать на своих конкурентов. К примеру если поступает информация, что Правительство вынуждено увеличить налоговое бремя на часть (не важно вашу или конкурентов) профильного отраслевого сектора, то необходимо направить эти налоговые репрессии в первую очередь против конкурентов. По принципу: Если на тебя нападает хищник, накорми его чужим мясом. В деле приобретения союзников необходимо продвигать принцип пирамиды: чем шире основание, тем выше верхушка. Также в портфель лоббиста должен входить известный объём информации о личных «слабостях» конкурентов и контрагентов. Играй против игрока, а не только против расклада. Составление картотеки контактов всех известных лоббисту контрагентов, а также компаний-конкурентов. В нужный момент они будут запущены и все «грязные дела» конкурентов будут предъявлены тем контрагентам, с которыми они попытаются выстроить лоббистскую деятельность. Для усиления своего внутрипартийного влияния лоббисту, следует поддерживать известную отчуждённость между партийными активистами и избранными от этой же партии депутатами. Активисты часто завидуют депутатам. Депутаты видят в активистах конкурентов. Лоббист должен поддерживать эти страхи и сотрудничать с обеими сторонами. Протестные кампании (митинг, забастовки и т.п.) уместно устраивать в тех случаях, когда достоверно известно, что ЛПР или его начальство не смогут не учесть данный фактор. Весьма важно работать с командой лоббистов конкурента. В частности, талантливых лоббистов, у которых тщеславные боссы, можно дискредитировать, хваля их чрезмерно. Ещё один важный аспект технологического мастерства лоббиста — умение использовать тех чиновников, которые на первый взгляд не имеют отношения к лоббируемой вами сфере… Если смотреть на чиновников с т.з. лоббиста, но они разделяются на три категории: чиновники-союзники, чиновники-нейтральные (не имеющие связи ни с вами, ни с конкурентом), и чиновники-конкуренты (работающие с конкурентной стороной). Таким образом лоббист бывает вынужден не только взаимодействоать с чиновниками-союзниками и воевать с чиновниками-конкурентами, но и «плавать» в болоте независимых чиновников. Зачастую именно они зачастую могут стать залогом поражения или победы в лоббистской кампании…*

Как распознать лоббирование?

Как таковое лоббирование безусловно относится к политтехнологиям. Со стороны может показаться, что нет ничего сложного для понимания и «обнаружения» того, что перед вами и вовлекая вас непосредственно происходит лоббирование. Но это только на первый взгляд. Да, на выходе понять, что кто-то чего-то успешно пролоббировал достаточно просто. К примеру, если вспомнить недавнее принятие закона о разрешение рекламы пива на стадионах, легко предположить что закон был нужен пивным корпорациям, а проанализировав кто и с какими аргументами инициировал закон можно и «реконструировать» саму технологию лоббирования этого закона. Но всё это, как мы уже отметили, на выходе. Сама же «игра» чаще всего остаётся за кадром. Бесконечные «версии» событий, предлагаемые нам «политологами» чаще всего не более чем сознательный обман или «весёлое лукавство». Этот обман-лукавство может быть, как и элементом самого происходящего лоббирования, так и попросту «от скуки» или ради самопиара. В реальности же:

Почему лоббисты неохотно делятся технологиями…? Потому что исключено, чтобы кто-либо обменял секрет действительно эффективной схемы вырабатывания больших денег на мимолётную популярность. Кроме того, большинство технологий, которые многие предлагают, принципиально неверны. Большая часть идей не имеет под собой никакой научной базы. Рекомендуемые схемы почти никогда не подтверждаются реальными статистическими данными, они базируются исключительно на слухах. Такие схемы можно придумывать каждый понедельник с утра пораньше. Когда о системах, основанных на четко определенных и систематически повторяющихся явлениях, рассказывают настоящие профессионалы, что бывает крайне редко, то это означает, что соответствующий политико-административный цикл вот-вот изменится и разумнее будет действовать вопреки подобным советам. То, что хорошо сегодня, завтра будет освоено всеми участниками рынка, а это уменьшит прибыльность. Можно сказать, что любая система перестает работать, когда ею начинают пользоваться слишком многие….**

lobbistЛОББИСТ — в трудовых книжках лоббистов стоят разные записи: специалист по корпоративным или внешним связям, специалист по работе с правительством, Федеральным собранием, городской администрацией. По прогнозам журнала Forbes профессия лоббиста будет входить в Топ-10 главных профессий в 2011—2020 годах. На данный момент дисциплина «Лоббизм» отсутствует в реестре специальностей вузов в России. За рубежом образование в области Government Relations дают ряд крупных университетов. Профессиональная подготовка в области взаимодействия с органами государственной власти в России ведется в рамках направления «Политология» по профилю «Взаимодействие с органами государственной власти» (Government Relations), который реализуется на факультете политологии МГУ. Также направление лоббизма и GR получило фундаментальное теоретическое и практическое развитие в рамках факультета политологии МГИМО (у) МИД России, (отделение экономической политологии). В НИУ ВШЭ существует общеуниверситетская кафедра теории и практики взаимодействия бизнеса и власти, которая проводит мастер-классы и встречи с экспертами в области малого и среднего бизнеса и представителями политических и бизнес структур. Помимо этого, подготовку специалистов в области GR осуществляет Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации в рамках факультета «Социология и политология». В 2012 году появилась кафедра «Кафедра связей с общественностью в политике и государственном управлении», созданная на базе факультета прикладных коммуникаций СПбГУ

modal_quad ×

Примечание

artpolitinfo_quad

околополитики

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подробнее в околополитики
Ура-патриоты
Ура-патриоты добивают Русь

Десять лет назад моя жизнь круто изменилась. 20 мая 2005 года в музее Достоевского я...

Закрыть