Евразийство для меня тяжёлый крест, и притом совершенно без всяких компенсаций. Поймите, что в глубине души я его ненавижу и не могу не ненавидеть. Оно меня сломало, не дало стать мне тем, чем я мог бы и должен был стать. Мы оказались великолепными диагностами, недурными предсказателями, но очень плохими идеологами, — в том смысле, что наши предсказания, сбываясь, оказываются для нас кошмарами. Мы предсказали возникновение новой евразийской культуры. Теперь эта культура фактически существует, но оказывается совершеннейшим кошмаром, и мы от неё в ужасе, причем нас приводит в ужас именно её пренебрежение известными традициями европейской культуры. Мы соверешенно верно поняли, что государственный строй современности и ближайшего будущего есть строй идеократический. Но как присмотришься в конкретные воплощения этого строя, так приходишь к заключению, что это не идеал, а полнейший кошмар, причем очень сомнительно, чтобы такой строй и впредь мог стать чем-нибудь иным…
Красная Империя Сталина — это эсхатологическая империя, которая дала миру в XX веке спасение. Евразийский Союз должен переродиться подобным образом. Западничество должно быть исторгнуто из нашей культуры, политики и экономики. Евразийский союз должен создать принципиально новую идеократическую государственность, обеспечить правящий отбор — власть должна быть вверена лучшим из лучших. Очень многое ещё предстоит сделать и изменить, многое ещё далеко от идеала, далеко от своей имперской сути. Мы встали на верный путь. Теперь Россия-Евразия должна преобразиться, каждый должен стать частью великого проекта. Мы имеем шанс вернуться в исторический процесс и дать надежду миру в последние времена. Россия-Евразия должна стать ковчегом. Подобное преображение требует всеобщей мобилизации. Нас либо сомнут, либо мы возродимся как Империя…
ЕВРАЗИЙСТВО (НЕОЕВРАЗИЙСТВО) — философско-политическое течение в России, изначально опирающееся на славянофильские и консервативные идеи, помноженные на попытку объединить в одно целое русскую культуру с кочевыми империями степей Евразии (прежде всего с Монгольской империей Чингизидов). В момент своего рассвета, вслед за первым теоретиком евразийства Петром Савицким, новое евразийство разрабатывал востоковед и этнолог Лев Гумилёв. Сегодня правопреемником этих идей объявил себя российский философ и политолог Александр Дугин, создавший целую школу младоевразийства на базе общественной организации Евразийский Союз Молодёжи (ЕСМ), адепты которой теоретически и практически внедряют идеи евразийства в российский социум. Последние годы Александр Дугин старается заявить неоевразийство, как государственную идеологию, вследствие чего всё дальше уходит от классических представлений данного учения и всё больше пытается приспособить свои идеи к идеологическому курсу власти, основанному на псевдо-патриотизме и культивации понимания всего окружающего мира, как «врага российского мира». В свою очередь адепты ЕСМ уверены в том, что они стоят в авангарде этой «политической эклектики» и активно постулируют как бы «естественное единство» российской истории, постепенно скатываясь в откровенный сталинизм и неосоветизм
Примечание
- Публикация подготовлена редакцией сайта «АртПолитИнфо» // при составлении публикации были использованы материалы: Кн. Н. С. Трубецкой* Письма к П. П. Сувчинскому; Кн. Трубецкой письмо П. Н. Савицкому от 8-10 дек. 1930 г, а также статья А. Брюкова** «Ковчег Евразия»; дополнительно о евразийстве см. на сайте «АртПолитИнфо» (см. «Евразийский союз»)
- * Князь Трубецкой, Николай Сергеевич (16.04.1890, Москва — 25.06.1938, Вена) — русский лингвист, философ, публицист, один из идеологов евразийства
- ** Брюков, Антон (21.12. 1989, Москва) — лидер Евразийского Союза Молодёжи