В Лихтенштейне (сегодня там правит князь Ханс Адам II фон Лихтенштейн) монархия почти «настоящая». Тут ни одно решение парламента не может обрести силу закона без согласия монарха. Более того, князь может наложить абсолютное вето на любой законопроект, даже на тот, который был принят на общенациональном референдуме (кроме референдума о полной отмене монархии). Правящий князь может распускать парламент, назначать и снимать членов правительства и судей, смягчать наказания по вошедшим в силу приговорам и приостанавливать уголовное преследование, в критических ситуациях он имеет право без согласия парламента и премьер-министра издавать временные (на 6 месяцев) указы. Интересно, что в 2012 году Лихтенштейн проводил референдум об ограничение прав князя. Народ в целом эту идею не поддержал.
В Люксембурге (сегодня правит великий герцог Анри) до 2008 года тоже любой закон вступал в силу, только после его подписания герцогом. Но увы, в том самом 2008 году парламент ограничил монаршие права, сведя их фактически на нет. История с «ограничением прав монарха» вкратце такова:
Правительство приняло закон, разрешающий эвтаназию. Великий герцог Анри, сославшись на свои религиозные убеждения, отказался подписывать этот документ. В ответ парламент решил принять законопроект, согласно которому монарху больше не придется утверждать решение депутатов, — вот так то. Теперь правящий герцог может лишь предлагать законопроекты, открывать и закрывает сессии парламента, созывать чрезвычайные и откладывать заседания.
В Бельгии живут согласно принципу: «Личность короля неприкосновенна, ответственность несут его министры». В чём это выражается на практике? Главой Бельгии (сегодня король Филипп) считается король и он обладает определённой законодательной властью. Он вправе распустить парламент, созвать его на чрезвычайную сессию, и даже оставить правительство, не смотря на парламентское недоверие. Что до роли короля в правительстве, то: в его власть входит одобрение кандидатуры премьер-министра, назначение и увольнение министров, присвоение воинских званий. Он может «казнить или миловать». Так же король Бельгии утверждает принятые в парламенте законы, и торжественно объявляет об их вступлении в силу. Но при всём том, — любое распоряжение короля, чтоб иметь законную силу, должно быть подписано министром, это и есть вышеупомянутое — «Личность короля неприкосновенна, ответственность несут его министры».
В Дании же царит очередная «парламентская монархия». Сегодня на престоле там королева Маргарет II. Она в праве распустить парламент, назначать и отправлять в отставку премьер-министра и министров, регулировать их полномочия в кабинете. Но на практике королевские указы должны быть заверены подписью премьер-министра либо соответствующих министров. Интересно, что «в условиях чрезвычайного положения, когда парламент собраться не может», монарх Дании имеет право принимать законы, лишь бы они не противоречили конституции. Но как только парламент сможет собраться, эти законы должны быть переданы ему на утверждение. Право помилования и амнистии так же имеет король (королева) Дании, но что до помилования министрам, осужденным Верховным судом королевства, с этим должен быть согласен опять же парламент
Ватикан — это Папа римский (сегодня известный «евреелюбитель» Франциск). Как известно, он возглавляет и город-государство и Римско-католическую церковь. Одновременно обладает верховной законодательной, исполнительной и судебной властью. Им назначается на пятилетний срок комиссия из кардиналов, исполняющая роль законодательного органа. Кардиналы разрабатывают законопроекты, которые в последствие утверждает или не утверждает Папа. Бюджет государства так же утверждается им. Папа римский, конечно, вправе и «казнить-миловать», и определять международную политику Ватикана.
В Норвегии монархию сегодня представляет король Харальд V. Его власть формальна, все его решения требуют подписи премьер-министра или соответствующих членов правительства. Тем не менее именно от его имени назначаются члены правительства и высшие должностные лица, представляющие страну за рубежом. Так же король имеет право созывать чрезвычайные сессии парламента. В перерывах между сессиями, если дело касается вопросов торговли, промышленности и охраны порядка, он имеет право принимать временные законы. Формально король решает вопросы внешней политики — заключает и расторгает договоры с иностранными государствами, имеет право начать войну (в случае, если того требует безопасность страны) и заключить мир. Так же он обладает правом помилования, интересно что «помилованный» может отказаться быть «помилованным королём».
В Монако сегодня царствует князь Альбер II. Он кое-что очень даже может. К примеру заключать, без согласия парламента, международные договоры, назначать главу правительства, назначать членов Совета Короны (совещательный орган при монархе), членов Верховного суда, отзывать главу правительства и министров. и имеет право отозвать его и других членов кабинета министров. Так же князь имеет право распускать парламент. Правосудие в Монако так же осуществляется от имени князя, он же имеет право одаривать орденами и титулами. В его введенье помилование и амнистия, натурализация, восстановления в гражданстве
В Андорра, согласно её собственной конституции, всем управляет парламент. Её правление «о двух главах». Эти главы — президент Франции и епископ Урхельский (сегодня Франсуа Олланд и Жоан Энрик Вивес-и-Сисилиа). Их функция — представлять Андорру на международном поле, решать вопросы безопасности и обороны, определять состав конституционного суда, «казнить и миловать» осуждённых. Что до таких более серьёзных вещей, как роспуск парламента, референдумы, законотворчество и прочее — тут двухголовому управителю требуется согласие председателя правительства или председателя парламента.
В Испании сегодня «король отрёкся в пользу сына, а испанцы всё пытаются решить нужен ли он им вообще» Между тем, согласно испанской конституции, король является «символом единства и постоянства государства; он — арбитр и гарант правильного функционирования государственных институтов». И хотя именно король подписывает и обнародует законы, созывает и распускает парламент, назначает выборы и референдумы, предлагает кандидата на должность председателя правительства, в Испании сегодня «монархия не монархия». По факту король самостоятельно может лишь назначить и освободить от должности внутри собственного двора, да присваивать дворянский титул, всё остальное требует подписи премьер-министра или председателя парламента
В Нидерландах главой государства тоже значится король (сегодня Виллем-Александер). Правит он совместно с парламентом и правительством. Так лидер партии, завоевавшей большинство голосов на выборах, назначается королём премьер-министром. И уже по его рекомендации король формирует кабинет. Король является председателем Государственного совета иными словами конституционного суда. и может, в случае необходимости, созвать чрезвычайную сессию парламента. Так же у короля Нидерландов есть право помилования и он, согласно протоколу, представляет государство на международной арене
В Швеции король (Карл XVI Густав), король лишь «на бумаге» — он никак не участвует в работе правительства и не имеет права подписывать правительственные документы. О всего лишь «председательствует» на заседаниях кабинета министров при смене правительства, а также во время заседаний, на которых члены правительства информируют его о текущих событиях в стране. Правда, он якобы возглавляет Консультативный совет по внешней политике, контролирующий деятельность правительства в области международных отношений. Но по факту, лишь по просьбе правительства король Швеции принимает у себя глав государств и выезжает с государственными визитами в другие страны. Несмотря на то, что он носит наивысшее воинское знание, армия ему не подчинена.
Великобритания. Про это мы все знаем — сегодня тут балом правит королева Елизавета II. И хотя все королевские распоряжения должны быть заверены премьер-министром, Елизавета II много чего может, если захочет. В первую очередь её реальная власть основывается на том, что король (королева) Великобритании имеет право абсолютного вето на законы, принятые парламентом. А это очень серьёзно, хотя редко бывает задействовано. Так Елизавета II в 1999 году стала первой, кто прибегнул к нему аж с 1707 года. Тогда она отвергла более чем важный законопроект о передаче парламенту полномочий монарха принимать окончательное решение о начале военных действий. Добавим, что сегодня именно король (королева) является главнокомандующим вооруженными силами Великобритании). Так же в Великобритании монарх может созывать внеочередную сессию парламента, распустить парламент и назначить внеочередные выборы, в его введение так же аккредитация и приём послов, выдача паспортов, почётные награды и ещё много всего.
Примечание
- Публикация подготовлена по материалам соответствующих интернет-источников