Множеством церквей и их необычайной красотой — вот чем в былые годы прежде всего поражала Москва приезжих гостей. Соборы, монастырские церкви, приходские церкви, домовые, часовни — сколько их было? Принято говорить — сорок сороков. Что это означает? Мы расскажем об этом на примере одного из «сороков». Речь пойдет о Китайском сороке, о церквах, которые были расположены на территории Кремля и Китай-города, о сохранившихся до наших дней и о тех, которые остались лишь в памяти (на рисунках они отмечены точкой).
В начале XVI века Москва, по свидетельству немецкого дипломата и путешественника З. Герберштейна, — город довольно обширный и издали представляется еще обширнее, чем есть на самом деле, потому что в нем много незастроенных мест под садами и огородами. Еще более увеличивают город облегающие его поселки служивых людей и ремесленников. Поселки теряются среди садов, над которыми там и сям возвышаются главы множества церквей, а в самом центре красуется Кремль. Другой иностранец, английский посол Флетчер (конец XV) века, время царствования Федора Иоанновчча) пишет, что Москва изобиловала церквами, которых считалось в Кремле 35, а во всем городе более 400. Немецкий ученый, путешественник Олеарий в книге, вышедшей в 1647 году, уже пишет, возможно несколько преувеличивая, о 1500 московских церквах и часовнях.
Почему такое великое множество церквей оказалось именно и Москве, а не в Киеве, «матери городов русских», не и Суздале, не во Владимире, куда бежали русские из Киева, разрушенного и опустошенного татаро-монгольскими ордами, не в Нижнем Новгороде, стоящем на слиянии Оки и Волги, то есть на большом перекрестке торговых путей, не в Новгороде Великом? Среди разных причин, объясняющих это, историки нередко выделяют одну как главную — переселение митрополита Петра и его неожиданная смерть в Москве. Читаем у Ключевского:
Летописец рассказывает, что в 1299 году митрополит Максим, не стерпев насилия татарского, собрался со всем своим клиросом и уехал из Киева во Владимир на Клязьму; тогда же и весь Киев-город разбежался, добавляет летопись Но остатки южнорусской паствы в то тяжелое время не менее, даже более прежнего нуждались п заботах высшero пастыря русской церкви. Митрополит из Владимира должен был время от времени посещать южнорусские епархии. В эти поездки он останавливался на пepeпутье в г.Москве. Так, странствуя по Руси, проходя места и города, по выражению жития, часто бывал и подолгу живал в Москве преемник Максима митрополит Петр. Благодаря тому у него завязалась тесная дружба с князем Иваном Калитой, который правил Москвой еще при жизни старшего брата Юрия во время его частых отлучек. Оба они вместе заложили каменный соборный храм Успения в Москве. Может быть, святитель и не думал о перенесении митрополичьей кафедры с Клязьмы на берега Москвы. Город Москва принадлежал ко владимирской епархии, архиереем которой был тот же митрополит со времени переселения на Клязьму. Бывая в Москве, митрополит Петр гостил у местного князя, жил в своем епархиальном городе, на старинном дворе князя Юрия Долгорукого, — откуда потом перешел на то место, где вскоре был заложен Успенский собор.
Случилось так, что в этом городе владыку и застигла смерть. Но эта случайность стала заветом для дальнейших митрополитов. Преемник Петра Феогност уже не захотел жить во Владимире, поселился на новом митрополичьем подворье в Москве у чудотворцева гроба в новопостроенном Успенском соборе. Так Москва стала церковной столицей Руси…
А митрополит Петр был канонизирован константинопольским патриархом и стал первым «московским и всея Руси чудотворцем».
Когда в 1439 году на флорентийском соборе была заключена уния католической и православной церквей, русская церковь при поддержке московских князей не примкнула к этой унии, отказалась от подчинения Константинопольскому патриарху. Так было положено начало фактической самостоятельности русской православной церкви.
Москва быстро росла, крепла, расширялась. И всюду строились церкви. Церковное общество уже составляло значительную часть населения.
С целью упорядочения и укрепления церковной организации повелением царя Ивана Васильевича в 1551 году собирается Стоглавый собор — «во исправление церковного благочиния, государственного управления и всякого земского строения». Собор постановил:
В царствующем во граде Москве достоит быта седми старостам поповским и седми соборам — по уложению царскому да к ним избирати десяцких добрых же священников и искусных. Житием непорочных…
К 1594 году число московских соборов уже было увеличено до восьми.
Во главе каждого собора из числа местных священников избирался поповский староста. При каждом поповском старосте полагалось быть по 40 попов и 4 дьякона. Отсюда и пошло наименование церковных районов сороками.
К концу XVII века в Москве было шесть сороков:
- Китайский,
- Пречистенский,
- Никитский,
- Сретенский,
- Ивановский,
- Замоскворецкий.
В первом сороке, в Китайском, было 136 церквей и кроме того 23, которые не числились в этом сороке (монастырские, домовые). Во втором — 210, в третьем — 176, в четвертом — 150, в пятом — 117, в шестом — 44, да придельных и домовых 87. Итого — 943 церкви. Наиболее чтимым в Москве был святой Николай или просто Никола. Ему было посвящено 128 церквей.
Деревянным сооружениям редко удается простоять свой естественный срок, чаще они гибнут в пожарах. А из 136 церквей Китайского сорока большинство, конечно, были деревянными.
Попробуем проследить судьбу церкви, которая была, возможно, самой первой в Москве. Митрополит Петр, переселившись в Москву, жил на своем дворе возле деревянной церкви Рождества Иоанна Предтечи под Бором. С тех пор эта церковь и называлась митрополичьей или кафедральной (до постройки Успенского собора). В 1461 году ее разобрали из-за ветхости и на подцерковье поставили белокаменную. В пожар 1493 года она обрушилась, в ее подвалах сгорела и казна великой княгини Софьи Фоминичны. В 1509 году архитектор Алевиз Новый выстроил здесь одноглавую кирпичную церковь с покрытием по закомарам. После пожара 1737 года она была возобновлена архитектором И. Мичуриным. Не миновал ее и пожар 1812 года. Церковь восстановили, окружили гульбищем, а с запада пристроили крыльцо со звонницей. Такой ее мог видеть Пушкин. Такой ее знал М.П.Погодин, выступивший в печати против ее сноса. Но отстоять древний памятник не удалось. В Кремле тогда был построен Большой дворец. С прогулочной площадки дворца плохо просматривался Храм Христа Спасителя — мешала церковь. По высочайшему повелению здание в одну ночь разобрали. Москвичи наутро столкнулись с уже свершившимся фактом. На Боровицкой башне, рядом с проездом была установлена доска:
Повелением благочестивейшего государя императора Николая I храм Рождества Иоанна Предтечи, построенный при великом князе Василии Темном в 1461 году, временем и взрывом 1812 года подверженный разрушению, перенесен в сие здание башни над Предтеченскими, по народному преданию Боровицкими ворогами, и освящен Филаретом митрополитом московским мая 1847 г. …
Уже к началу XX столетия из Китайского сорока было утрачено множество сооружений, Но особенно драматичным для судеб русской архитектуры, как известно, оказалось наше время. Мы никогда уже не увидим в Кремле строений Чудова и Вознесенского монастырей, церквей Константина и Елены, Спаса на Бору, Благовещения на Житном дворе. Они исчезли навсегда. Но, слава Богу, погибло не все. Среди дошедших до наших дней сокровищ — церковь Рождества Богородицы на Сенях — одна из древнейших и наиболее сохранившихся со времени постройки. Она возведена в 1393 году в память победы на Куликовом поле вдовой Дмитрия Донского — великой княгиней Евдокией на месте деревянной церкви Воскрешения Лазаря. В 1482 году рухнувшие от пожара своды храма были восстановлены. В 1514 году Алевиз Новый переложил своды из кирпича, а над церковью выстроил другое здание Рождественской церкви. Нижнее помещение занял придел Лазаря. В 1681—1684 годах верхнюю, алевизовскую, постройку разобрали. Ф.Тихонов возвел здесь новый одноглавый храм, а подклет — древнейшую часть — превратили в склад В 1037году придел Лазаря возобновили, а в следующем году он был обстроен стенами нового дворца. Сохранился только западный портал со стеной. Видимо, это все, что осталось от первоначальной постройки.
Нет числа утратам церковных построек за пределами Кремля, в черте Китайгородских стен. Да и среди тех, что считаются сохранившимися, многие находятся в плачевном состоянии — обезглавленные, потерявшие свою отделку, застроенные, полуразрушенные, ждущие либо своего последнего часа, либо возрождения.
1. Спаса на Бору собор // 2. Рождества Богородицы на Сенях // З. Успенский собор // 4. Ризположения // 5. Благовещенский собор // 6. Чуда Михаила архангела // 7. Архангельский собор // 8. Ансамбль колокольни Ивана Великого // 9. Рождества Иоанна Предтечи // 10. Вознесенского монастыря собор // 11. Михаила Малеина // 12 Двенадцати апостолов // 13. Верхоспасский собор // 14. Алексея митрополита // 15. Константина и Елены // 16. Благовещения на Житном дворе // 17. Екатерины великомученицы.
18. Зачатия Анны // 19. Покрова, что на Рву // 20. Косьмы и Дамиана в Старых Панах // 21. Троицы в Никитниках // 22. Казанский собор // 23. Покрова Богородицы (Георгия) на Псковской горе // 24. Максима Блаженного // 25. Ильи Пророка на Новгородском подворье // 26. Знаменского монастыря собор // 27. Николы Большой крест // 28. Успения Богоматери на Чижевском подворье // 29. Владимирской Богоматери // 30. Богоявленского монастыря собор // 31. Никольско-греческого монастыря собор // 33. Вознесения Господня (Ипатия Гангрского) // 34. Варвары // 35. Николы Мокрого // 36. Рождества Иоанна Предтечи (Климента Папы римского) // 37. Николы у Москворецких ворот // 38. Троицы в Старых полях // 39. Иоанна Богослова, что под Вязом // 40. Николы Красный звон.
АВЕРЬЯНОВ, Михаил Филиппович (02.04.1926, Самара) — художник, график, краевед После окончания художественного факультета Всесоюзного института кинематографии (ВГИК) в Москве, работал в кино. Затем увлекся книжной графикой, оформляя различные книги московских издательств — «Молодая гвардия» // «Правда» // «Изобразительное искусство» // журнал «Наука и жизнь». Более 30 лет занимается гравюрой на дереве, автор 92 экслибрисов. Участник многих книжных выставок в Москве и выставок экслибриса за рубежом
Примечание
- Источник: Аверьянов М.Ф. Китайский сорок. В журн.: Наука и жизнь, № 2, 1992, иллюстрации автора.
- Литература: Бартенев С. П. Московский Кремль в старину и теперь. М., 1912 // Воскресенский Иаков Ив. О церкви, утварях, службах и облачениях церковных. СПб., 1821 // Всеобщая история искусств (в 6 томах). Т. 2, кн. 1. М 1960 //Гоголь Н. В. Размышления о божественной литургии. СПб, 1894 // Древнерусское искусство. Сборник. М., 1970 // Казакевич И. И. Московское Зарядье. М.,1977. Ключевский В. О. Сочинения. Т. 2, М 1988 // Корнилович К. В. Окно в минувшее. Л.,1968 // Лазарев В. Н. Русская иконопись. М., 1983 // Мнева Н., Каменская Е. Кремль Москвы. М., 1957 // Овчинникова Е. С. Церковь троицы в Никитниках. М., 1970 // Памятники архитектуры Москвы. Т. 1, 1983 // Солоухин В. Черные доски. М., 1969 // Султанов Н. Теория архитектурных форм. СПб., 1901 // Тихомиров Н. Я., Иванов В. Н. Московский Кремль. М., 1967