До нашего времени из древности и средних веков дошли сказания и легенды о сверх возможностях оружия и отношении к нему со стороны владельца. Настоящим ценителям ножей, мечей и прочих острых ножевых инструментов будет интересно узнать о невероятных исторических фактах, мифах и легендах самурайских мечей (мечей катана):
— Мечи мастера Мондзю из провинции Тикудзэн (период Хэйан) отличались невероятной остротой. Меч Хигэгири («Резчик бороды») назывался так потому, что при отрубании головы срезал также и бороду жертвы, что конечно подтверждало его невероятную остроту.
— Меч Хидзамару («Повелитель коленей») при казни осуждённых в положении сидя на коленях отрубал голову, а вдобавок по инерции отрубал и колени провинившегося.
— Меч мастера Нагамицу из провинции Бидзэн (период Камакура) назывался Адзуки (в переводе – «боб»), потому что упавший на его лезвие боб моментально разрезался на две части.
— Во время Второй мировой войны японским солдатам демонстрировали пропагандистский фильм, в котором мастер перерубает ствол пулемёта. Изначально такой пример поднятия мужества и патриотичности у солдат был взят из факта древней истории Японии о том как испытатель мечей Оно Ханкэй (XVII век) перерубил мечом ствол ружья*.
— В 1662 году испытатель мечей Ямано перерубил мечом «синто» — два тела трупов, уложенных один на другой. И, как не странно, это достижение не являлось успехом в полном разумении, так как во времена древних военных конфликтов с участием самураев бытовало мнение о оценке остроты меча, который был способен перерубить четыре тела трупов убитых противников. Поэтому испытания Ямано не считалось уникальным результатом.
— Искусный мастер обращения с оружием и ножевого боя Кадзивара Нагато обладал настолько острым мечём и владением оружия, что мог на лету в акробатическом прыжке разрубить ласточку.
— Распределение мечей между сыновьями владельца в древней Японии всегда оговаривалось специальной строкой в завещаниях самураев.
— С пяти лет мальчики — будущие воины опоясывались деревянными мечами, которые вскоре заменялись настоящими.
— Высшей доблестью считалось умереть в бою, сжимая рукоять меча. Эта традиция не исчезла вместе с эпохой самураев. Во время Второй мировой войны в 1943 году был сбит самолет японского адмирала Исироку Ямамото. Когда нашли останки самолета, увидели, что обгоревшие руки мертвеца сжимали рукоять самурайского меча.
— Настоящий самурайский меч, выкованый оружейником, мастером своего дела обладал огромной прочностью. Им можно было перерубить, например, другой меч, менее высокого качества. Или самурайские доспехи. Или человека от плеча до пояса. Такая прочность достигалась благодаря многократной проковке меча и его особому строению. Внутри помещалась более мягкая сталь, снаружи более твердая. Меч проковывался десятки тысяч раз. Получался клинок из множества накованных друг на друга слоев железа. Такие слоя исчислялись тысячами. По своей прочности эти мечи не уступали знаменитым дамасским клинкам.
— Процесс изготовления клинка был долгим и кропотливым и мог длиться годами. К работе над мечом в целом оружейник готовился, в том числе и духовно. Соблюдал пост, воздерживался от неблаговидных поступков, от дурных мыслей. Создатель меча должен быть без пороков, в противном случае и созданное им оружие будет с дефектом. Что касается физических дефектов, если в своей работе мастер находил изъян, то меч, хотя на него было потрачено много времени и труда, обязательно уничтожался, дабы не опорочить честь оружейника в связи с возможностью изготовления некачественного меча.
— С XII века катаны стали непременным атрибутом японской аристократии. После революции Мэйдзи, когда чиновникам было предписано носить шпаги европейского образца, катаны утратили свое привилегированное положение, но как культурная реликвия остаётся историческо-ценной и на сегодняшний день.
— Меч Катана существенно отличается от любых других мечей, изобретенных человечеством. По гибкости, остроте и прочности катаны превосходят арабские булаты, не говоря уже о европейских мечах. Большинство специалистов бескомпромиссно считают катану лучшим длинным клинком в мире.
— В всемирноизвестном фильме «Убить Билла» режиссер Квентин Тарантино допустил серьезную погрешность во времени и способе изготовления катаны. Согласно японским традициям, оружейник, сковавший клинок, никогда не стал бы заниматься изготовлением фурнитуры — для этого у него были помощники. В действительности, катана представляет собой целый конструктор как результат труда многих человек, и настоящий самурай всегда имел несколько комплектов принадлежностей для своего меча. Клинок передавался по наследству из поколения в поколение, и в зависимости от разных обстоятельств облик катаны менялся. Например, на войне нужно было придать мечу аскетичный угрожающий облик, а на свидание с дамой самурай мог явиться с богато украшенной катаной, подтверждающей обеспеченность владельца.
— Катана получила такую широкую известность во многом благодаря технологии ее изготовления. Самое основное в любой катане — это металл, для изготовления клинка предназначалась особая железная руда, содержавшая примеси молибдена и вольфрама. Согласно некоторым данным многие оружейники закапывали прутки металла в болото на 7-8 лет, чтобы ржавчина выела слабые места в изделии, после чего оно отправлялось к кузнецу. Кузнец расплющивал прутки специальным молотом, превращая их в фольгу, потом эта фольга складывалась и снова сплющувалась. В результате готовый клинок содержал в себе около 50000 слоев прочнейшего металла. Последний этап в производстве меча это закалка в жидкой глине, в процессе которой на клинке появлялась тонкая матовая полоска — якиба. Известные мастера ставили на хвостике клинка свою подпись, но во времена наказаний за производство мечей многие мечи ушли к хозяевам без ярлыка мастера. По окончании ковки и закалки меч в течение 2-х недель полировался до зеркального блеска, и лишь после этого работа считалась законченной.
— Многие эксперты по стародавнему клинковому оружию утверждают что настоящая катана была самозатачивающейся из-за упорядоченного движения молекул. Достаточно было повесить клинок на стену, чтобы через определенное время вновь получить острое, как бритва, лезвие. Клинок подвергался поэтапной шлифовке: девять шлифовальных кругов уменьшали зернистость, после чего мастер лично полировал его пылью древесного угля.
— Обычно мастер-оружейник создавал клинок в одиночестве либо с избранным учеником, которому из уст в уста передавал свои знания и опыт, однако достоверно известно что в этом процессе никогда не принимало участие более 2 человек.
— Процесс изготовления меча мог длиться от нескольких месяцев до 10-15 лет. Известно немало случаев, когда глава самурайского рода заказывал мастеру изготовление катаны для своего новорожденного сына, чтобы по взрослении наследника и окончании его обучения он мог получить свой меч изготовленный специально для него по заказу многолетней давности. В древние времена правительством Японии был издан указ согласно которому каждый кузнец имел право изготавливать не более одного меча в месяц дабы увеличить качество создаваемых предметов.
— В феодальной Японии тренировка применения новой катаны, а также её возможностей выглядела очень жестоко. Только что созданными мечами рубили заключенных, чтобы посмотреть, какое воздействие клинок оказывает на кости и ткани человека и проверить его пригодность.
— Меч катана по своей форме имел слегка изогнутое лезвие именно с практичной точки зрения. Такая форма лезвия позволяла клинку дольше оставаться в разрезе, тем самым, глубже проникая в рану. Многие боевые приемы самураев специально задумывались так, чтобы, используя всего 10-15 см кончика меча проникать в тело на 5–10 см. Это позволяло гораздо легче и быстрее сделать разрез и выдернуть меч для дальнейшего использования.
— Схватка на катанах среди опытных фехтовальщиков продолжалась всего несколько секунд, поэтому самураи стремились овладеть разнообразной тактикой, чтобы можно было её применить до первого удара или после. Среди самых распространённых приёмов было дать сопернику возможность первым сделать как минимум замах и как максимум удар. В промежутке между этими действиями или сразу после них выжыдающий соперник мог мгновенно поразить напавшего первым неприятеля сосредоточившись на действующей цели и увельнувшись от выпада. То есть попросту говоря — если воин ошибся нанося удар первым — его ждёт моментальная погибель от встречного приёма соперника. Во всем этом лежит задумка — обмануть соперника, этим же смыслом наделены почти все битвы на катанах. Движением глаз и тела самурай представлял врагу определенную картину, в рамках которой тот атаковал, и в ответ действовал неожиданно. Самураи настоящих древних учений никогда не размахивали своими мечами, а сохраняли хладнокровие вплоть до решающего мгновенья. Они прекрасно понимали, что если ты первым ударом не смогут повергнуть врага — времени на второй уже не будет.
После капитуляции Японии во Второй мировой войне страны антигитлеровской коалиции совместно приняли решение о уничтожении всех японских мечей, однако после вмешательства историков и экспертов в оружии, в целях сохранения исторических реликвий, имеющих значительную культурную ценность, приказ изменили. Тогда было создано «Общество по сохранению художественных японских мечей», одной из его задач стала экспертная оценка исторической ценности меча. В 1950 году в Японии был принят закон «О культурном достоянии», в котором определялся порядок сохранения японских мечей как части культурного достояния нации. Система и процесс оценки меча очень многоступенчата и начинается с присвоения низшей категории исторической ценности и заканчивается присуждением высших титулов произведениям искусства (два наивысших титула присваиваются и находятся в компетенции министерства культуры Японии. Такие мечи являются национальным достоянием Японии и не вывозятся из страны).
Иерархия титулов начиная с наивысшего выглядит так:
- национальное сокровище («кокухо»). Данный титул имеют около 122 мечей, в основном тати периода Камакура, катан и вакидзаси в этом списке чуть менее 20;
- важное культурное достояние. Этот титул имеют чуть менее 900 мечей;
- особо важный меч;
- важный меч;
- особо оберегаемый меч;
- оберегаемый меч.
По законодательству современной Японии гражданину можно хранить зарегистрированный меч, но только с одним из вышеуказанных титулов. Если же данное правило несоблюдено — меч подлежит конфискации как вид оружия. Так как один меч может являться культурным наследием семьи владельца и передаваться из поколения в поколение считаясь реликвией. Качество каждого меча обязательно сертифицируется «Обществом по сохранению художественных японских мечей» (NBTHK), которое выдаёт экспертное заключение на каждое оружие в отдельности. На сегодняшний день в современной Японии принято оценивать японский меч не сталько по техническим характеристикам, эффективным боевым предназначениям, сколько по критериям, применимым к настоящему произведению искусства. Настоящий японский меч затачивается с одной, выпуклой, стороны, а вогнутая сторона служит своего рода «щитом» во время фехтования. Особые технологии многослойной ковки делают меч поразительно крепким и острым и учитывая очень долгую и трудоемкую работу по его производству, его стоимость очень велика. В тоже время древний меч, созданный великим мастером и являющимся культурным наследием стоит целое состояние. Сегодня любое японское оружие, в частности и катана, классифицируется по длине клинка, каждый вид меча имеет свое название. К основным типам относятся:
- «нодати» — двуручный меч с длиной клинка более 84 см;
- «тати» — придворная сабля самурая с клинком как у катаны, но более пышным декоративным оформлением;
- «тинса-катана» — придворная сабля длиной до 61 см;
- «вакидзаси» — являлась парой к катане или тати, длиной до 51 см;
- «танто» — боевой нож, который часто носили вместо вакидзаси, с клинком в 28-40 см;
- «кайкен» — женский нож с прямым клинком 8-16 см.
МУРАМАСА И МАСАМУНЭ — знаменитые оружейники XIV в. Их имена послужили основой для поэтической легенды, в которой передана идея Меча в двух его ипостасях — меч разящий и меч, предотвращающий столкновение. Расцвет мастерства Масамунэ приходится на конец эпохи Камакура (1192 — 1333 гг.), и его мечи единогласно признаны всеми знатоками. Что касается остроты клинка, то в этом Масамунэ не мог превзойти Мурамасу, одного из способнейших своих учеников. От мечей Масамунэ исходило нечто воодушевляющее, та духовная сила, которой обладал сам мастер. Согласно легенде: «Чтобы испробовать остроту меча Мурамасы, кто-то опустил клинок в поток воды. Опавшие листья, плывущие по течению, столкнувшись с лезвием, разделились на двое. Тогда этот человек опустил в воду меч Масамунэ и поразился — все листья миновали клинок». Меч Масамунэ не был склонен к убийству, это был не просто режущий инструмент, тогда как меч Мурамасы мог только резать и не больше. В нём не было божественной одухотворённости. Сила меча, как и сила всякого воинского искусства, одухотворившего человека, может быть направлена на разрушение, но истинное её предназначение — сохранение мира. Таковы идеалы кэн-дзюцу
Примечание
- Публикация подготовлена редакцией сайта «АртПолитИнфо» // при составлении публикации были использованы материалы: «Невероятные факты и легенды, мифы и обычаи самурайского сословия древней Японии. Возможности японского меча (катана) и духовная составляющая его владением. Самурайские учение и мировоззрение».
- * Однако в действительности материал и толщина стали ствола пулемёта гораздо прочнее ствола ружья (даже не увлекающемуся огнестрельным оружием человеку понятно — ствол пулемёта изначально должен выдерживать повышенные, в сравнении с ружьём, нагрузки из-за повышенной используемости и эксплуатации), поэтому данный миф является только красивой легендой нежели былью, что и было подтверждено экспертами познавательной телепередачи «Разрушители мифов». Ими был опровергнут миф о том, что был перерублен ствол пулемёта путём использования повышенной, в сравнении с человеческой, силы робота. В данном эксперименте робот, сила удара которого во много раз превосходила человеческую, смог только погнуть ствол пулемета M2HB, но не перерезать его. Но следует также отметить, что легенду о перерубке ствола ружья никто не опровергал, тем более что в вышеуказанном эксперименте использовался лишь приближённый по качественным характеристикам меч, а не настоящий