Решение об устройстве на землях Донского монастыря[1] кладбища с храмом-усыпальницей было принято по указу Николая II. Одобренный в начале XX века проект предполагал строительство ограды вокруг новой территории монастыря, а также устройство здесь особого храма-усыпальницы.
Проект храма был разработан архитектором Иваном Сергеевичем Кузнецовым[2] и предполагал строительство двухуровневого здания. Под верхним храмом, имевшим центральный неф и два боковых притвора, и состоявшим из алтарной части, трапезной и колокольни, был ещё один — подземный, в котором располагались склепы-усыпальницы.
Верхний храм с самого начала работ предполагалось возвести в честь святого Серафима Саровского[3]; это была первая церковь в Москве, посвящённая этому святому, канонизированному в 1903 году.
Решение о посвящении нижнего храма пришло по ходу строительства. Когда в 1909 году произошло восстановление почитания Анны Кашинской[4], некогда деканонизированной в ходе полемики со старообрядцами, нижний храм-усыпальницу решено было посвятить ей.
Строительство храма велось долго. Известно, что первые материалы для него монастырь закупал ещё в 1903 году, однако потом дело затормозилось сначала болезнью архитектора, после — нехваткой средств. В итоге готовый, отделанный храм со всем внутренним убранством был освящён лишь 26 мая 1914 года.
Из внутреннего убранства того времени не сохранилось ничего, однако известно, что в нижнем храме были установлены три фарфоровых иконостаса, специально изготовленных товариществом М. С. Кузнецова, а иконы для них писались здесь же —в иконописной мастерской монастыря.
В 1918 году земли Донского монастыря были конфискованы. И если на старой территории монастырская жизнь продолжалась вплоть до середины 1920-х годов и некоторое время функционировал антирелигиозный музей, благодаря которому удалось в целом сохранить архитектурный ансамбль, на бывшем монастырском кладбище новая власть хозяйничала вовсю.
В середине 1920-х годов было решено переоборудовать Серафимовский храм в крематорий[5]. В объявленном конкурсе приняло участие несколько проектов, однако лучшим был признан вариант перестройки, предложенный Дмитрием Петровичем Осиповым[6].
Согласно этому плану, основной объём храмового здания оставался без изменений. Подлежала сносу колокольня, вместо которой возвели бетонный параллелепипед; наиболее сильной перестройке подверглась западная стена со входом.
Перегородки и склепы в нижнем храме также были разобраны. (Все имевшиеся к тому времени захоронения перенесли оттуда в некрополь Донского монастыря на старой территории). В восточной части нижнего храма установили печь, а весь верхний переоборудовали под ритуальный зал и колумбарии.
Доставленное в СССР оборудование для «самого прогрессивного вида погребения» было немецким, его монтаж закончили в 1926 году, а в 1927 состоялись несколько «пробных пусков».
Торжественное открытие крематория произошло накануне десятой годовщины Октябрьской революции. (Сначала хотели официально открыть его именно 7 ноября 1927 года, но вовремя спохватились, решив, что общественное мнение может неправильно истолковать подобное мероприятие). Однако пользоваться «прогрессивным способом захоронения» москвичи упорно не спешили.
Тогда в прессе началась активная пропаганда нового способа захоронения. Её инициаторами были «Союз воинствующих безбожников»[7] и специально образованное «Общество распространения идеи кремации».
Статьи и фельетоны на своеобразную тему появлялись так часто, что упоминания о ней попали даже в «Золотой телёнок» Ильфа и Петрова и «Мастера и Маргариту» М. А. Булгакова.
И всё же на полную мощность московский крематорий заработал лишь в 1930-е — с началом репрессий. В войну здесь же сжигали трупы умерших в госпиталях — из опасения эпидемии.
В итоге по современному Новому Донскому кладбищу можно изучать историю России XX века — мемориал погибшим в Великой Отечественной войне здесь соседствует с братскими могилами жертв репрессий, на которых уже в наши дни родственниками были установлены индивидуальные таблички.
Крематорий на Новом Донском кладбище продолжал работать до 1972 года, дальше начались протесты москвичей, указывавших на то, что жилая застройка вплотную подошла к бывшей монастырской территории. Отдельные сожжения проводились здесь до 1982, а потом ещё несколько лет проходили церемонии прощания.
В 1992 изуродованный храм был возвращён возрождённому Донскому ставропигиальному мужскому монастырю.
В первые годы жизнь монастыря была настолько сложной, что ресурсов на поддержание сразу старой и новой территории не хватало. Поэтому первые работы по приспособлению Серафимовского храма для богослужебных нужд были проведены лишь в конце 1990-х.
Тогда в нижнем храме были демонтированы печи, разобран венчавший крышу бетонный параллелепипед и устроена небольшая колокольня в западной части здания. Западная стена перестроена с частичным восстановлением исторического облика.
В самом помещении храма убрали перенесённый сюда некогда из лютеранской церкви орган, установили иконостас и декоративную перегородку, отделяющую помещение храма от колумбариев, которые до сих пор сохраняются в пристройках советского времени.
С начала 2000-х в храме проходят регулярные богослужения, и вот уже несколько лет — крещения и венчания. Захоронения из храмовых приделов, хоть и почти не видные за перегородкой, постепенно продолжают переносить. Подготовлен проект реставрации, который поможет вернуть храму былую красоту.
Сегодня, сто лет спустя после первого освящения, на торжественную храмовую литургию с удивлением поглядывает из-за перегородки Дмитрий Петрович Осипов. По иронии судьбы, автор проекта превращения храма в «комбинат прогрессивного погребения» похоронен здесь же; теперь мимо его бюста священники идут в алтарь. Что он об этом думает, — Бог весть.
КРЕМАЦИЯ — была в почёте у римлян. Согласно источникам, при виде костей римлянин объявлял, что умерший сделался богом. К примеру, Эней, посетив могилу отца, приветствует «отцовские пеплы, души и тени» (Аеn. V 80). Очевидно, кости сравнивались с косточками плодов или корнями, сохранявшимися и тогда, когда мягкие части растения или плода уже засыхали. В христианстве к кремации другое отношение, по словам Патриарха Кирилла: «Кремация находится вне православной традиции. Мы верим, что в конце истории произойдет воскресение мертвых по образу Воскресения Христа Спасителя, то есть не только душой, но и телом. Если мы допускаем кремацию, то тем самым как бы символически отказываемся от этой веры. Конечно, речь здесь идет только о символах, ибо и похороненное в земле человеческое тело также превращается в прах, но Бог силою Своей из праха и тления восстановит тело каждого»
Примечание
- [1] Об истории Донского монастыря можно прочитать на нашем сайте в справке к материалу о Донской Богоматери здесь.
- [2] Кузнецов, Иван Сергеевич Кузнецов (27.05.1867, село Порецкое, Владимирская губерния, Борисовской волости — 3.06.1942, Москва) — русский и советский архитектор, известный своими дореволюционными работами в Москве, Подмосковье, Вичуге. Выходец из семьи рабочего, Кузнецов самостоятельно пробился в элиту московской архитектуры. Работал в различных стилях (автор памятника модерна — Медведниковской гимназии), но наиболее успешно — в неоклассике и неорусском стиле. Мастер промышленной архитектуры, спроектировавший только по заказам Н. А. Второва более шестисот зданий.
- [3] Серафим Саровский (в миру Мо(а)шнин Прохор Исидорович, 19.06.1754 (или 1759), Курск — 2.01.1833, Саровский монастырь) — иеромонах Саровского монастыря, основатель и покровитель Дивеевской женской обители. Прославлен Российской церковью в 1903 году в лике преподобных по инициативе царя Николая II. Один из наиболее почитаемых православных святых. В ноябре 1920 года прошедший в Темникове IX уездный съезд Советов принял решение о вскрытии раки с останками Преподобного Серафима Саровского. 17 декабря 1920 года было произведено вскрытие мощей с составлением акта. В 1922 году мощи были изъяты и перевезены в Москву, в Музей религиозного искусства в Донском монастыре. Осенью 1990 года в запасниках Музея истории религии (в Казанском соборе) Ленинграда были найдены неизвестные останки, не проходящие по описи. В декабре 1990 года останки были освидетельствованы комиссией в составе епископа Тамбовского Евгения (Ждана) и епископа Арсения (Епифанова); комиссия, руководствуясь актом освидетельствования останков о. Серафима в 1902 году и актом вскрытия мощей, установила, что останки были мощами преподобного Серафима Саровского 11 января 1991 года состоялась передача мощей; 6—7 февраля 1991 года мощи при участии Патриарха Алексия II были доставлены в Москву из Троицкого собора Александро-Невской Лавры и крестным ходом перенесены в Богоявленский кафедральный собор. 28 июля 1991 года крестный ход с мощами отправился из Москвы, и 1 августа 1991 года при большом стечении народа преподобного встречали в Дивеевском монастыре.
- [4] Анна Кашинская, в монашестве София, в схиме Анна (ок. 1280 — 2.10.1368, Входно-Иерусалимская слобода под Кашином) — тверская княгиня, святая (благоверная княгиня) Русской церкви. Известна как драматической прижизненной судьбой (гибель почти всех родственников, усобицы между ними), так и не менее сложными посмертными перипетиями: борьба времён раскола Русской церкви в XVII веке привела к деканонизации только что прославленной святой — прецеденту в истории Русской церкви. Однако, несмотря на деканонизацию, почитание Анны в Тверской епархии сохранялось, и тверские епископы этому не препятствовали; писались иконы, устраивались крестные ходы к месту прощания Анны с Михаилом Ярославичем, велась запись исцелений (до 1746) и т. п. Уже в 1818 году Святейший Синод разрешил включить имя Анны в месяцесловы, и в 1908 году на повторную канонизацию было дано согласие Николая II. 11 апреля 1909 года Синод объявил днём памяти Анны 12 июня (25 июня н. ст.) — годовщину перенесения мощей в 1650 году.
- [5] Кремация обрела легальный статус в городе, да и во всей православной России по декрету Совнаркома РСФСР «О кладбищах и похоронах» от 7 декабря 1918 г. Первой кремированной можно считать Ф.Каплан (известна тем что ранила «вождя мирового пролетариата» В. Ленина). Без суда и при минимальном расследовании ВЧК признала ее виновной и приговорила к расстрелу. Приговор исполнил Мальков. Выстрелом в затылок он убил женщину, затем с помощью известного пролетарского поэта Д. Бедного засунул тело в железную бочку, облил керосином и сжег. Первый крематорий (перестроенный из церкви Донского монастыря) так же называли «кафедрой безбожия». «Донской монастырь является пионером в части кремации в СССР. Трупосжигание существовало у таких культурных народов, как римляне, греки, евреи, японцы, но было привилегией богатых и знатных... Лишь в СССР кремация так дешева, что доступна всем... Для полного сжигания человеческого трупа и получения белых, чистых, обезвреженных, легко распадающихся в порошок костей и пепла необходима температура в 860-1100 градусов Цельсия и 75 минут времени. Московский крематорий за рабочий день может совершить 18 сожжений. Какое облегчение для Москвы!...» (Из путеводителя Н.Шебуева «Москва безбожная»).
- [6] На конкурс было подано всего три заявки. Вторую премию получил — К. Мельников (впоследствии известный конструктивист) и третью — инженер МКХ Дьяконов. Непосредственно переделкой церкви под крематорий занимался ученик Щусева Тамонькин. В «Вечерней Москве» между статьями «Ленин об абортах» и «Дорогу театральному молодняк» поместили объявление под названием «Перенесение покойников», в котором родственникам предлагалось в десятидневный срок перезахоронить своих на каком-либо другом кладбище, в противном случае могилы подлежали уничтожению». 11 января 1927 года состоялась пробная кремация. Поскольку очередников на сожжение было невероятно много, то руководству крематория пришлось выбирать наиболее «достойного». И оно сумело сделать политически правильный шаг. Для кремации отобрали тело бывшего революционного балтийского моряка, а затем московского пролетария и члена ВКП(б) Ф.К. Соловьева. По срочному заказу управления московского коммунального хозяйства (МХК) художественное бюро Института силикатов изготовило специальную гипсовую урну для праха, на одном боку которой была пятиконечная звезда, на другом — портрет Соловьева. В дальнейшем первыми клиентами крематория стали, как и следовало ожидать, старые большевики: сто пятьдесят человек завещали свои трупы на сожжение. В колумбарии, размещенном в стенах бывшего храма, на урнах можно было прочесть надписи: «Большевик-чекист», «Член ВКП(б), стойкий большевик и чуткий товарищ».
- [7] «Союз воинствующих безбожников», массовая добровольная организация трудящихся СССР, существовавшая в 1925—47. Образование С. в. б. было проявлением антирелигиозного движения, развернувшегося в стране после 1917 года. Большую роль в возникновении С. в. б. сыграла газета «Безбожник» (1922—41), вокруг которой сложилась широкая сеть корреспондентов и кружки читателей. На их основе в августе 1924 в Москве образовалось общество друзей газеты «Безбожник»(ОДГБ)