Известно — в том что касается фотографии, война 1941-1945 года подарила потомкам не мало постановочных, а иной раз и откровенно сфальсифицированных «фото-документов». К примеру известный снимок «Знамя над Рейхстагом»* или фото Альперта «Комбат». Историю возникновения последнего интересно описывает Валерий Щеколдин («Размышления о документальной фотографии»):
У Альперта есть замечательный и очень известный снимок «Комбат». Датируется он 1942 годом, но по уверениям одного журналиста Альперт лично говорил ему, что «Комбат» снят был еще до войны, на учениях. До войны или во время войны я сказать не берусь, да и не в этом дело, а вот то, что перед нами разыгрывается спектакль, сказать можно определенно. И фотография это правдиво документирует.
Многие обращали внимание, что на всех отпечатках Макс Владимирович старательно запечатывает лица двух с краю лежащих бойцов. А на тех отпечатках, где старания печатнику не хватало, было видно, что эти бойцы, которых призывают подняться в атаку и погибнуть за Родину и, возможно, за Сталина, смеются, а попросту говоря, ржут. Бывают такие смешливые хлопцы, а девушки — те сплошь и рядом. Просишь их быть серьезными, а их от этого еще серьезнее развозит, раскисают они просто от смеха. И ничего с ними не поделаешь — лучше плюнуть и потом запечатать.
Можно понять раздражение Макса Владимировича, но можно понять и этих ребят, которые лежат себе в касках под солнышком, а не под пулями, «загорают» и наблюдают, как корячится перед ними любимый начальник. А «начальник», наверное, уже в десятый раз поворачивается и что-то кричит, может, и непечатное. И всякий раз поворачивается как-то не так: то недовернулся, то перевернулся, то пистолет куда-то в бок пошел… Трудно работать с непрофессионалами, а комбат, вероятно, хореографического не кончал. Но снимок нужно делать, причем снимок символический, снимок плакатный. Халдей так и говорил всем, кто впоследствии докапывался до правдивости его снимков: «мы делали не документ, а плакат». Но, между прочим, делали все же и документ. Потому что «плакаты» свои шили они белыми нитками, и швы эти со временем вылезали на поверхность общественного внимания. А в то время, когда «плакаты» творились, «швов» этих никто не замечал, потому что ложь была не только привычна, она входила в общественный договор и была одним из условий выживания человека и успешной его карьеры. Так что бойцы, греясь на солнышке, понимали, что принимают участие не в цирковом представлении и не в театральном спектакле, а в важном пропагандистском мероприятии, и, если им было смешно, то лишь от неизбывной здоровой деревенской дури, которая народ от всего спасала, в том числе и от упорной политической власти*…
Стоит честно признать: война 194-1945 года, являясь безусловно реальной трагедией для её участников, для нас давно превратилась в театральную постановку или «идеологический костыль». Тем не менее помимо известных и растиражированных фотографий, большинство из которых — фальсификация, осталось не мало фото-свидетельств сделанных не профессиональными репортёрами — «создателями нужной правды», а простыми солдатами, как с русской, так и с немецкой стороны. Ниже представляем вам пример таких фотографий, сделанных в 1941-1942 годах и найденных в вещмешке просто немецкого солдата, убитого под Сталинградом.
АЛЬПЕРТ, Макс Владимирович (18.03.1899, Симферополь — 30.11.1980, Москва) — известный советский фотограф и фоторепортёр. Считается одним из родоначальников советской серийной репортажной фотографии. Учился фотографии в Одессе (1914). После Гражданской войны работал фотокорреспондентом в «Рабочей газете» в Москве. В 1920-е годы входил в ассоциацию фоторепортёров при московском доме печати. В тридцатые годы работал в иллюстрированном журнале «СССР на стройке», подготовил около 50 фотоочерков. Наиболее важные работы этого периода сделаны на строительстве завода в Магнитогорске (Магнитка), на прокладке Турксиба, на сооружении Большого Ферганского канала. Одновременно Альперт работал в газете «Правда», где снимал портреты практически всех крупных советских и многих зарубежных политиков, военных, писателей и шахматистов. Во время войны, будучи корреспондентом Фотохроники ТАСС и Совинформбюро, Альперт работал как в тылу, так и на фронте. Автор работы «Комбат», ставшей одним из символов той войны. В конце войны побывал в Праге и Берлине, снимал Парад Победы 24 июня 1945 года в Москве. В послевоенные годы сотрудничал в разных изданиях. Был ведущим фотокорреспондентом агентства печати «Новости»
Примечание
- * О том как был сделан снимок Е. Халдея «Знамя над Рейхстагом» можно узнать на нашем сайте (см. справку к материалу «Фотолетопись Второй Мировой | Cолдаты всех сторон»).
- ** Источник: статья Валерий Щеколдин «Размышления о документальной фотографии | Моральный пресс»