АвторИван Бианки

Санкт-Петербург. Собор Казанской иконы Божией Матери, 1801-1811 Архитектор Андрей Воронихин

-benua

Бианки не был простым профессиональным техником: на всех им изданных фотографиях он себя величает художником, и художником он действительно и был…Александр Бенуа, историк искусства

Слайдшоу, основанное на светописи Ивана Бианки

myhayl-talalaj

Об Иване Бианки забыли. Так называемая благодарная память потомков существует, когда есть эти самые потомки, реальные или духовные. А у Бианки их не оказалось. Под конец жизни он уехал из Петербурга, не оставив тут никаких корней, увёз и свои фотографии, хотя некоторые остались и тут. Но теперь имя Ивана Бианки возвращено истории искусства… Михаил Талалай, историк
Александровская колонна

Санкт-Петербург. Дворцовая площадь с Александровской колонной, 1834 Архитектор Огюст Монферран Вид через триумфальную арку Генерального штаба, 1819-1929 Архитектор Карл России

История в светописи

Джованни (Иван) Бианки родился 12 декабря 1811 года в городе Варезе в Австро-Венгрии (сейчас — территория Италии). В 1821 году его дядю — художника-декоратора Анджело-Джузеппе Артари, пригласили преподавать в Московском Дворцовом Архитектурном училище и он привез своего племянника в Россию. Сначала молодой Бианки учился в Московском училище живописи и ваяния, но в 1939 году уехал из России в Европу.
Фотографическая карьера Бианки началась в конце 1840-х — начале 1850-х годов, в Париже. Одна из самых известных его работ того времени — военный праздник на Марсовом поле 10 мая 1852 года. Но уже в 1852 году он снимает Петербург. Там же он открыл своё первое фотоателье, сначала на Михайловской площади в доме А. А. Бодиско, а позже, в 1865, в доме 54 (дом А. Н. Демидова) по Невскому проспекту.

С 1853 года Бианки начал систематическую съёмку достопримечательностей Петербурга. Первые фотографии этого периода — изображения строящегося Исаакиевского собора, Благовещенского моста и находившейся на нём часовни Николая Чудотворца, театра-цирка на Театральной площади, цепного Пантелеймоновского моста. Тогда же им была выполнена единственная известная на сегодняшний день фотография Петропавловского собора (1853 года) до реконструкции шпиля (который увеличит его высоту на 8 метров). Далее он снимал Дворцовую и Английскую набережные, Сенатскую площадь, Стрелку Васильевского острова, Аничков дворец, Городскую думу, Смольный собор и так далее.

Бианка был так же известен, как портретист, сохранились его фотоработы в этом жанре 1860-х годов: портреты княгини Изабеллы Гагариной, швейцарского архитектора Андреа Стаффиери и другие. Однако, как пишет историк фотографии А. Китаев:

Расширение профессиональной деятельности фотографа-портретиста вело к неизбежной конкурентной борьбе за клиента, вынуждало работать с оглядкой на массовые вкусы и, как следствие, приводило к рутине и штампу. Вряд ли такая перспектива устраивала художника Бианки…

В основном  Бианки специализировался на съёмке петербургского архитектурного ландшафта. Плюс известны серии его фоторабот  посвященные пригородам Петербурга — Царскому Селу, Петергофу, усадьбам «Михайловке» и «Сергиевке»; ряд работ изображает несохранившиеся до наших дней деревянные дачные постройки.

В 1855 году Бианка успел поработать и в Москве (виды Кремля, колокольни Ивана Великого, Чудова монастыря, Арсенала, Старой Оружейной палаты), а в 1860-м году в Гомеле (виды дворца И. Ф. Паскевича и конной статуи князя Юзефа Понятовского).

Так же Иван Бианки увлекался интерьерной фотографией. Остались целые альбомы его снимков интерьеров императорских и великокняжеских дворцов в Петербурге, Царском Селе и Петергофе, петербургских дворцов и особняков П. А. Шувалова, С. Г. Строганова, П. П. фон Дервиза, А. Л. Штиглица, К. В. Нессельроде.

И. Бианки считается родоначальником в области фотосъёмки плоскостных произведений искусства. В декабре 1854 года он был приглашён хранителем Эрмитажной картинной галереи Ф. А. Бруни создать фотоархив акварелей с видами залов Нового Эрмитажа. И в 1855-1856 годах мастер исполнил 50 фотографий с акварелей К. А. Ухтомского, Э. П. Гау и Л.-П. Примацци.
Иван Бианки не чурачился и репортажной фотографии, благодаря ему мы можем увидеть «Водосвятие на Неве» (1854), «Крестный ход по случаю открытия часовни Летнего сада» (1867), «Сенатская площадь в день празднования 200-летия со дня рождения Петра I 30 мая 1872 года» (1872), «Открытие памятника Екатерины Великой» (1873).
В 1884 году Бианки покинул Россию и поселился в г. Монтаньоле близ Лугано, где и умер в 1893 году в возрасте 82 лет.

uhtomskiyАКВАРЕЛИ ЭРМИТАЖА — включают в себя серию из почти трёхсот листов, рисунков и акварелей с видами зданий и интерьеров Зимнего дворца, Малого, Большого (Старого) и Нового Эрмитажей, созданных художниками в XIX веке. Самыми ранними являются акварели братьев Н. Г. и Г. Г. Чернецовых с видами залов и жилых покоев Зимнего дворца, написанные незадолго до пожара 1837 года, уничтожившего здание. В 40-50-х годах XIX века в залах Зимнего дворца и Эрмитажа работали прусский художник Ю. Фриденрейх, воспитанники Петербургской академии художеств И. И. Шарлемань и А. Х. Кольб. Тогда же художник В. С. Садовников создал пятнадцать акварелей с видами зданий и залов Зимнего Дворца и Нового Эрмитажа, а француз Ф. Перро серию литографий с видами Санкт-Петербурга. В октябре 1852 года состоялось открытие Нового Эрмитажа, построенного по повелению Николая I специально для размещения музейных коллекций. В декабре того же года художникам Л. Премацци, Э. П. Гау и архитектору К. А. Ухтомскому от имени императора был сделан заказ на создание серии рисунков «внутренностей зал Нового Эрмитажа». За девять лет работы были выполнены пятьдесят пять рисунков, демонстрирующих великолепие интерьеров.  В 1861 году Гау, Премацци и Ухтомский приступили к выполнению нового императорского заказа — изображение жилых покоев и залов Зимнего дворца и Малого Эрмитажа

modal_quad ×

Примечание

  • Публикация подготовлена редакцией сайта «АртПолитИнфо» // при составлении публикации были использованы материалы: Александр Китаев «Петербург Ивана Бианки»; «Русская фотография. XIX век» и другие открытые источники
artpolitinfo_quad

светопись

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подробнее в светопись
обложка
Московский Кремль 1800

Московский Кремль 1800 — проект воссоздания сооружений крепости Москвы 1800 года. Выполненный на основе анализа...

Закрыть