Солнце — это наше всё. Это символ — главный во всех религиях. Солнце есть некий центр мира. На всех славянских старых сосудах круг солнца обязательно, на височных кольцах, на вышивках, на прялках проходит этот символ. В «Слову о полку Игореве» как называются русские? Даждьбожьи внуки. То есть русские не только дети солнца, они — внуки солнца, даждьбожьи внуки. Конечно, этот культ перешёл в религии во все, в том числе в христианскую. Бог правды – Иисус Христос, Бог истины. Одно солнце на небе, один царь на земле – русская пословица. Как каждая мощная религия, она поглощает всё, что было до неё, сливается образ Христа с образом солнца, истины. Христос — это и есть солнце истины. Ведь в христианстве свет — это душевный свет, духовный свет, а тьма — это порождение всего плохого. Поляризация происходит в христианстве такая же по принципу света, солнца. «Да здравствует солнце, да скроется тьма», — говорит Пушкин. Или: «Погасло дневное светило». А вот замечательно: «Горит восток зарею новой, уж на равнине, по холмам грохочут пушки, дым багровый кругами всходит к небесам навстречу утренним лучам». То есть еще багровой крови нет, это ещё артподготовка, а он, подсвеченный солнцем. Это солнце Петра встает, конечно, Полтава. А вот народная мудрость: «на смерть, как на солнце, во все глаза не поглядишь». Поразительно: солнце и смерть — казалось бы, противоположности. Но в русской культуре есть мотив черного солнца, это очень важный мотив. Скажем, у Мандельштама «В Петербурге мы сойдёмся снова, словно солнце мы похоронили в нём». Это не просто поэтическая фраза, ведь есть фатьяновская, если не ошибаюсь, культура археологическая, где археологи были поражены, почему на сосудах солнце изображено внизу сосуда, на дне сосуда. Оказалось, что это погребальные сосуды, это изображение ночного солнца, которое заходит в Океан ночи и сопровождает мертвых, или утка тянет, или какая-то водоплавающая птица солнце. Если дневное солнце на колеснице идёт по небу, то солнце ночное, солнце мёртвых — идёт под землёй…
ВОЛГИН, Игорь Леонидович (06.03.1942, Молотов) — советский и российский писатель и историк, достоевист, поэт. Доктор филологических наук, кандидат исторических наук, действительный член РАЕН, профессор факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова и Литературного института им. А. М. Горького. С июня 2010 года — вице-президент Международного Общества Ф. М. Достоевского. Ведущий программ «Игра в бисер» и «Контекст» на телеканале «Россия—Культура». Награды и премии: Орден Дружбы (21 июля 2014) — за большие заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность; премия Правительства РФ в области культуры (26.12.2011) — за серию книг «Документальная биография Достоевского»
Примечание
- Данная рубрика представляет из себя прямую речь российских общественных деятелей и не особо широко известных гражданских активистов и блогеров, а также деятелей культуры и свободных людей творческих профессий. Их речи формируются из разных, но проверенных и достоверных источников. Всё, что следует в прямой речи за именем и фамилией высказывателя, всё в точности принадлежит им. Тем, кто это когда-либо публично сам произнёс или сам о том написал где-либо в интернете. Хотя ссылка на оригинал умышленно не ставится. Поскольку в рубрику «прямая речь» информацию заносит редакция сайта, не соблюдая условного контекста первоисточника. Так как считает, что «слово не воробей» и ловить его можно всем без исключения, не возвращая его хозяину. Ибо нашедший — использует