АвторФедерико Феллини

Ф. Феллини

кадр из фильма «И корабль плывёт», реж. Ф. Феллини

Кратко о фильме «И корабль плывёт»

Как-то Федерико Феллини спросили: легко ли быть творцом? (подразумевая старую, якобы, «истину» — «режиссёр есть бог»). На что Феллини ответил, что Творцом является лишь Бог, а он, Феллини, всего лишь поезд, который едет от одной станции к другой, от фильма к фильму. Возможно Феллини видел себя «поездом» перевозящим актёров-кукол, о которых он говорил вполне в жанре той самой «истины»:

Знаете, куклы счастливы уже оттого, что они — куклы! Если, конечно, кукловод хороший. Я люблю всех своих актёров и актрис — медлительных, капризных, примадонн… Меня даже забавляют их выходки и слёзы. Ведь они как дети! А на детей глупо сердиться…

«И корабль плывёт…» наполнен «куклами-детьми» во всех смыслах оного слова. Этот фильм — полная символизма трагикомедия, хорошо приправленная гротеском и фарсом. Если рассказывать о сюжете, то действие происходит в 1914 год. Из Неаполя выходит пассажирский лайнер. Цель собравшихся на борту — проводить в последний путь оперную приму Эдмеа Тетуа, которая завещала развеять свой прах над морем близ её родного острова. Одновременно в Сараеве убит эрцгерцог Фердинанд и вспыхивает Первая мировая война. На третий день пути лайнер спасает сербских беженцев, а вскоре встречает броненосец под флагом Австро-Венгрии. Корабли сходятся  «в битве», чтобы пойти ко дну. Одним словом, отправляясь хоронить чей-то прах, всегда хоронишь и себя самого. Говоря об этом фильме часто затрагивают тему «Ноева ковчега», но возможно это слишком уж прямолинейная ассоциация.

Титры —
Режиссёр: Федерико Феллини // Продюсер: Франко Кристальди // Автор сценария: Федерико Феллини, Тонино Гуэрра, Андреа Дзандзотто (стихи) // В главных ролях: Фредди Джонс, Барбара Джеффорд // Оператор: Джузеппе Ротунно // Композитор: Джанфранко Пленицио

Ф. Феллини

Ф. Феллини на съёмках фильма «И корабль плывёт»

Сергей Кудрявцев | Эстетская музыкальная драма с элементами иронии

Эта лента итальянского маэстро — его очередная символическая притча о конце света, в данном случае — о «преждевременных похоронах» старого мира и прежней культуры, которые потом находят свою смерть в пучинах искусственного, иллюзорного моря. Очевиднее всего связь с «Репетицией оркестра», метафорической хроникой крушения цивилизации и искусства. Но несмотря на общность сюжетного хода (репортёр — как «альтер-эго» самого режиссёра, хотя и он тоже появляется на экране в сцене съёмок в стиле раннего кинематографа; а сбор персонажей в замкнутом пространстве — словно модель мира, типичный «Ноев ковчег» перед новым потопом), «И корабль плывёт» с таким уж явно библейским названием всё-таки кажется лукавой шуткой гения.

Он откровенно забавляется созданием ненастоящей реальности из пластика и папье-маше, беззастенчиво играет в иллюзии и придуманные грёзы, разрушая всякую границу между вымыслом и действительностью. Вроде бы подлинная киногруппа с Феллини во главе выглядит опереточной, комичной, а условные сцены пения арий из опер Верди на борту плывущего корабля по-настоящему трогают душу своим трагически величественным надрывом. Носороги, словно доисторические чудовища, вызывают вместо ужаса или страха сначала брезгливость, а потом жалость из-за того, что они попали совершенно не в те времена.

Вообще со временем и пространством, как и с искусством и подлинным миром, в данной картине Федерико Феллини творится что-то невообразимое, даже если принимать в расчёт его вечную склонность к фантазиям. Французский критик Жан Тюлар назвал эту работу «возможно, самой барочной». Но, скорее всего, парадоксальное смешение разных жанров и стилей при сохранении иллюзии роскошно-праздничного зрелища следовало бы назвать «необарокко» или же, что будет, пожалуй, точнее, самым настоящим постмодернизмом. Поскольку ироническая фреска о «всемирном потопе» лишний раз свидетельствует, что ныне уже невозможно всерьёз и с мрачной миной на лице продолжать говорить, говорить и говорить о конце света, который всё никак не наступит.

Феллини высказывается в своём фильме почти в соответствии с постмодернистской методой своего соотечественника Умберто Эко, и смысл его изречения может быть сформулирован примерно так: «Как предчувствовали ещё в 1914 году оперные певцы с корабля «Глория Н.», скоро будет крушение мира». Кстати, спустя десятилетия, уже при повторных просмотрах, «И корабль плывёт» производит почти эксцентрическое впечатление — как некий новообразованный жанр «оперной комической».

comments powered by HyperComments

felliniФЕЛЛИНИ, Федерико (20.01.1920, Римини — 31.10.1993, Рим) — величайший итальянский кинорежиссёр. Уже в детстве он любил устраивать небольшие спектакли с участием кукол, для которых самостоятельно шил одежду и изготавливал маски. В 1937 г. Федерико приехал во Флоренцию. Здесь он начал зарабатывать на жизнь, рисуя карикатуры, и параллельно учился на журналиста. Затем Феллини переезжает в Рим. Работать в кино он начал, сочиняя комические трюки для фильмов, постепенно переходя к написанию сценариев. В то время, когда Вторая Мировая была на исходе и в Рим вошли войска союзников, Феллини познакомился с Роберто Росселини, совместно с ним он написал свой первый сценарий к фильму «Рим — открытый город», который произвел фурор и стал своего рода началом неореализма. Первым фильмом, в котором Федерико являлся одновременно и сценаристом, и режиссером стал «Огни варьете» (1950). Затем появились на экране такие фильмы, как: «Белый шейх» (1952) // «Маменькины сынки» (1953)  // «Любовь в городе» (1953). В 1954 году на экраны вышел фильм «Дорога». Эта картина имела грандиозный успех и получила более 50 наград, в том числе «Серебряный лев» и «Оскар» — за лучший иностранный фильм. После «Дороги» на экран вышли картины: «Ночи Кабирии» (1957) и «Сладкая жизнь» (1960), принесшая ему «Золотую пальмовую ветвь», и которой было суждено стать пиком карьеры Федерико. Среди других лучших работ Федерико Феллини, отмеченных различными наградами, можно выделить: «Восемь с половиной» (1963) — «Оскар» и главный приз Московского кинофестиваля, «Джульета и духи» (1965) — «Золотой глобус», «Амаркорд» (1973) — «Оскар», «Казанова» (1976) — «Оскар» и «BAFTA», «Интервью» (1987) — Золотой приз Московского кинофестиваля

modal_quad ×

Примечание

Публикация подготовлена редакцией сайта «АртПолитИнфо» // при составлении публикации была использована статья: «Эстетская музыкальная драма с элементами иронии» из книги «3500 кинорецензий»
artpolitinfo_quad

синематограф

Подробнее в синематограф
потёмкин обложка
Броненосец «Потемкин» | фильм Сергея Эйзенштейна, 1925

Фильм «Броненосец «Потемкин» — глыба, скала, монумент. Он и сейчас поражает воображение, запоминается, оставляет сильное...

Закрыть