АвторВладимир Махнач

А. Македонский

Саркофаг Александра Македонского

Химера

Введённая в обиход Л. Н. Гумилёвым категория «химера» относится, конечно, к этнологии, но проявляется, может быть, в наибольшей степени в истории культур. «Химерой» называется ложноэтническая общность, сложившаяся благодаря любому вторжению в этногенез. Это может быть вторжение культуры, а может быть и вторжение грубой политики. Однако политику мы вправе рассматривать как составную часть культуры, а политическую историю — как составную часть истории культур. Проще говоря, химера есть результат попытки создания этноса. На сегодняшний день мало информации о том, каким образом начинается этногенез, что служит причиной пассионарного толчка, по чьей воле или в результате механического сложения каких сил рождаются новые этносы. И всё же очевидно, что этносы не рождаются в результате осознанного волевого деяния человека. Мы не можем создать новый народ.
Рассмотрим пример:

Александр Великий был одним из величайших полководцев и завоевателей, а также одним из самых заметных пассионариев в мировой истории. Воля его была невероятна, энергия безгранична, устремления однозначны — мировое господство. Однако ни одна успешно осуществившаяся империя не стремилась к мировому господству. Империи не удались как раз у тех, кто пытался целиком захватить мир — у Александра Македонского, Чингисхана, Тамерлана; у тех же, кто к этому не стремился, они удались (это вопрос имперского строительства). А ведь Александр не был неучем! Его учил сам Аристотель (трудно представить себе более удачного учителя в те годы), и очень во многом Александр воплощал его принципы. Тем не менее, как известно, александрова империя фактически прекратила своё существование через четыре года после его смерти.
История показывает, что в монархиях потрясения происходят не из-за пресечения династии. Чтобы монархия существовала, нужны прежде всего монархисты. У Александра просто не получилась империя, тогда как до Александра она уже получалась. Первую блестяще отстроенную империю — державу Ахеменидов — создали персы. И разрушил её Александр лишь из-за того, что персы состарились, вступив в фазу обскурации.
А вот александрова империя распалась! Почему?

Любая империя — всегда в некотором смысле содружество народов, хотя в ней и существует первенствующий народ. Александр же вместо империи начал создавать новый народ. Вместо того, чтобы укреплять государство дружественными отношениями (в т. ч. и путем заключения родовых браков), он постарался всех смешать, как бы взял огромную ложку и размешал всех в одном котле. В итоге, этнос, разумеется, не образовался — образовалась химера. И как только изменились внешние обстоятельства (в данном случае смерть лидера процесса), и возникла некоторая нестабильность, империя развалилась.

Конец империи Александра наглядно показывает, как разваливается химера, благодаря изменению внешних обстоятельств. Вообще-то химера, в отличие от этноса, безвозрастна, что по логике вещей могло бы означать её вечную жизнь. Однако реликты (этносы в гомеостазе) тоже безвозрастны. Но они поддерживают себя сами, ибо это — исходно этнос. У реликта самосознание этноса, он сложился и прожил долгую жизнь как этнос и постольку, поскольку не претерпевает насилия, может ещё очень долго жить в таком состоянии.
А химеру к распаду приводит любое потрясение, любое изменение внешних обстоятельств (даже скачок жизненного уровня). Реакция этноса на резкое падение жизненного уровня может быть разной — этнос может терпеть, может энергично возвращать себе жизненный уровень и даже отобрать его у кого-нибудь, но уж по этой причине он, в отличие от химеры, не распадается!

Гумилёв в своей работе «Хунны в Китае» рассматривает период троецарствия Ханьской державы, т. е. период распада огромной империи, когда по её периферии образовалось множество химер (Другой пример,  это когда еврейские интернационалисты, захватившие Россию в 1917 году, сразу же после Гражданской войны стали создавать так называемые республики из племён, никогда и народами-этносами не бывшими, не имевших никогда ни своей государственности, ни культуры, ни письменности  Александр Черемных). Последние государственные деятели империи Хань, видевшие, что всё рассыпается, пытались хоть что-то собрать. Иногда это были энергичные, иногда даже честные люди, но собирали они химеры, которые распадались в течение одного — двух поколений. Эта работа Гумилева интересна массой моделей химер.
Нам химеризация реально грозила, но не в 70-ые годы, когда стареющий генеральный секретарь с трибуны съезда промямлил, что сложилась новая историческая общность «советский народ», а в 20-ые — 30-ые, когда нам её навязывали деятельно. В то время у режима энергии было очень много, у власти находились очень энергичные люди, и пассионариев хватало. Тем не менее химера у нас всё-таки не сложилась, её только попытались создать.
А сложись она, позабудь все сплошь, что они — киргизы, армяне, русские, евреи, татары, и уверуй, что все они — советские, это могло бы привести к куда более тяжёлым последствиям. Какой вред нам нанесла незавершенная химеризация? В какой степени химеризация облегчила расчленение территории СССР, т. е. территории исторической России (потому что на территории России существовал СССР, а вовсе не Российская Федерация)?
В какой степени жертвами химеризации являются те несчастные люди, которые до сих пор время от времени начинают топать ногами и скандировать: «Со-вет-ский Со-юз!»?
На все эти вопросы историкам еще предстоит ответить. Это научная проблема для ученых будущих поколений, но в любом случае это и политическая проблема.

Видимо, в химеру уже сложились американцы, хотя в XIX веке этого ещё не было. Тогда слово «американец» означало «гражданин США» (по сути — «житель Северной Америки»). Таковые термины есть. «Канадец» не означает этнической принадлежности. Канада — никакая не химера, ибо в Канаде все живут обособленно: и англосаксы, и ирландцы, и французы, и поляки. Американец XIX-го века на вопрос, кто он такой, отвечал, что он — американский итальянец, или американский ирландец, или американский еврей.
Сейчас он отрекомендуется вам просто, как американец. Если США — действительно уже химера, ничего хорошего это им не предрекает. Их способен доконать любой скачок жизненного уровня. И, может быть, недавние события в Лос-Анджелесе — первый звонок с того света. Тогда в Лос-Анджелесе белые полицейские побили негра (вроде бы ничего экстраординарного). Если бы в ответ негры побили белого или разгромили полицейский участок, это был бы нормальный межэтнический конфликт, каковые, к сожалению, бывают. Но весь Лос-Анджелес ощетинился стволами, причем все запирались в своих кварталах — армяне защищались в армянском, корейцы — в корейском!

Таким образом, к проблематике химеры и химеризации необходимо относиться серьезно. Химера — совсем не шутка. Она — вещь достаточно опасная. Ещё раз подчеркну, что к содружеству народов химера не имеет никакого отношения. Содружество возможно, в том числе и в пределах одного государства, а когда вместо содружества предлагается смешение, это — путь к химеризации.
(Интересен такой факт. Европейский Союз образовался практически одновременно с распадом СССР и созданием Российской Федерации  РФ. Тем не менее, ни один человек из ЕС не скажет, что он «еэсовец». Наоборот, немец из Германии с гордостью скажет, что он немец, а житель маленькой Финляндии ответит Вам, что он финн или швед. Поляк назовёт себя поляком, а болгарин  болгарином. И лишь только бывший советский человек, так и не вспомнит, что он русский, а будет покорно носить эту позорную рабскую кличку  росиянец. Александр Черемных)

Антисистема

Другая введённая Гумилёвым категория — категория «антисистема» — в истории встречается чаще, живёт долго, заметна меньше, нежели «химера», хотя, по-видимому, вызывает куда большие негативные последствия. Относится она к области истории культур. Строгого определения антисистемы Гумилёв не дал. Антисистемы настолько разнообразны и у них настолько смазанные черты, что пока дефиниции никому не удаются, хотя антисистема — не такое фундаментальное понятие, как культура. Тем не менее описать антисистему можно, у неё есть характерные черты. Разберём их, опираясь на исторический материал.

Негативное миросозерцание

Прежде всего, антисистемы — это религиозно-идеологические системы с отрицательным (или негативным) миросозерцанием. Надо сказать, что все идеологические системы так или иначе религиозны, хотя бы опосредованно, в том числе и марксистско-ленинская (бывает и негативная религиозность). Отстраненных идеологических систем нет. (Недаром В. В. Путин сегодня, в ходе общения с журналистами на девятой пресс-конференции заявил, что «Моральный Кодекс строителя коммунизма  это упрощённая Библия». Александр Черемных).

Способность сокращать жизнь этноса

Кроме того, антисистемы — это системы, которые способствуют сокращению жизни этноса, а не её сохранению. Соответственно, если для этнолога антисистема способствует сокращению жизни этноса, то для социолога антисистема способствует распаду общества, а для историка культуры антисистема способствует разложению или по крайней мере упрощению культуры (вспомним К. Н. Леонтьева: «Упрощение — всегда деградация»).
(Зачем русским детям экзамены, достаточно ЕГЭ, зачем русскому народу наука  давай сольём всех под одну крышу, зачем русскому народу русская культура — вам хватит одной Бабкиной, и тому подобноее и так далее. Список упрощений каждый может продолжить сам. А правящий режим сократил жизнь нашего народа настолько, что для его восстановления понадобится, чтобы каждая женщина детородного возраста рожала не менее трёх детей. Александр Черемных).

Разрешённость лжи

Еще одна важная черта антисистемы — разрешённость и даже праведность лжи (разумеется, только для адептов антисистемы, для своих, а не для всех). Антисистемщик-кармат — представитель антисистемы мира ислама, существовавшей в X-XIII веках — должен был сунниту казаться суннитом, шиит же не должен был усомниться, что перед ним шиит, христианин без труда узнавал в нём христианина, а иудей — иудея. Притворство адепта антисистемы было уже заложено в его воспитание, в его подготовку: каждому казаться своим, иначе ты не каждого сможешь соблазнить!
(РФ — «многонациональное» государство,  вещает русским людям путинская пропаганда. Тогда как на самом деле РФ  мононациональное государство Русского народа, которого на территории РФ более 80% от всего населения. Александр Черемных).

российский язык

«Учебник» «российский язык»

Способность к изменению знака

Насколько опасны антисистемы, показывают следующие примеры.
В X веке в Египте антисистема карматов приходит к власти, основав эмират (королевство) Фатимидов. Египет становится фатимидским. Но ведь антисистема по сути своей самоубийственна, и её приход к власти, казалось бы, должен привести к массовому суициду там, где она победила!
Тем не менее массового суицида среди египетских арабов не последовало. А дело в том, что, согласно Гумилёву, антисистема, придя к власти (что бывает редко), меняет знак. Захватившие власть антисистемщики полагают, что дальше государство разрушать нельзя, ибо они теперь у власти, и всё уже хорошо, а остальные пусть работают на них. В результате, в Египте возникла не антисистема, а препротивное государство — настоящий полицейский режим, чего мусульмане прежде не знали. В этом государстве было плохо жить, но самоубийственная, разрушающая этническую сущность деятельность карматов прекратилась.
В России антисистема сложилась по крайней мере в середине XIX веке и пришла к власти вследствие революции.
А затем мы видим то же самое, что и в фатимидском Египте: антисистема, приходящая к власти, меняет знак.

И совершенно напрасно некоторые противопоставляют В. И. Ленина и И. В. Сталина и считают, что первый — хороший, а второй — плохой, или наоборот. На самом деле они вели себя одинаково, и это — поведение антисистемы, меняющей знак.
Большевикам можно было устроить искусственный голод в Поволжье в 1920-22 годах и уморить 6 млн. человек, но дальше нельзя, ибо дальше мужик должен этих антисистемщиков кормить. Отсюда НЭП. Так антисистема меняет знак по-ленински. Большевикам можно было разложить армию собственной страны и украсть у неё победу (кстати, Первая мировая война продлилась лишний год из-за Русской революции — Германия не выдержала бы еще один год военных действий), но дальше нельзя, ибо дальше мужик должен этих антисистемщиков защищать.
Поэтому снова были введены погоны, генеральские звания и все прочие как бы имперские атрибуты, включая гимназические переднички школьниц. Так антисистема меняет знак по-сталински.

Если же антисистема теряет власть, она вновь меняет знак и возвращается к антисистемному разрушению. Например, после падения фатимидского Египта, выяснилось, что антисистемное мировоззрение существует там по-прежнему: возникла жуткая секта ассасинов — последователей Старца Горы. Они понастроили замков на абсолютно неприступных скалах и оттуда отдавали приказы. Ассасины не стремились захватить власть, не создавали государства, они управляли государствами вокруг себя (как мусульманскими эмиратами, так и герцогствами крестоносцев). Того же, кто пытался им противостоять, они немедленно убивали. Посланный ассасин, совершив убийство нужного человека, радостно шёл на пытку и казнь в полной уверенности, что за это убийство он отправляется в рай («Ну, пытать будут, так в самом худшем случае несколько часов, рай же вечный!»). А как будет в раю, он уже видел: ему показали рай под наркотиком (слово «ассасин» — это слово «гашиш» (un haschisch) во французской огласовке).

Эта антисистема была страшной, потому что научилась бить прямо по пассионарности этноса. Ведь убивались лучшие люди — убивался только самый честный кадий, самый сильный эмир, самый твёрдый в католический вере крестоносный барон или граф. Выдающийся ученый и честный вазир Низам-аль-Мульк попытался бороться с ассасинами — убили. Маркиз Бонифаций де Монферрат попытался бороться с ассасинами — убили в два счёта.

И всё же рано или поздно антисистема наталкивается на тех, кто способен её сломить.
Большая часть антисистем Древности и Средневековья была уничтожена путем физического истребления их адептов. На смену им пришли антисистемы Нового времени, но они существенно отличаются от прежних тем, что их ненависть обращена не на мироздание вообще, а на конкретную культуру. Именно с такими антисистемами мы имеем дело с XIV века и по сию пору.

владимир махначМАХНАЧ, Владимир Леонидович (2.04.1948, Москва — 5.05.2009, Москва) — русский историк и православный просветитель, искусствовед (историк русской архитектуры), политический философ. О себе Владимир Леонидович говорил: «Являюсь ли я политиком? Нет. Мне предлагали баллотироваться, мне предлагали набрать команду, которая будет проводить мои выборы. Я отказался. Тогда на меня «натравили» авторитетного священника, и он пытался меня убедить, что это нужно России. Я оказался убедительнее. Я сказал: «Батюшка, если я соглашусь стать депутатом Верховного Совета, мне безоговорочно придётся перестать преподавать. Какой я преподаватель — знаю я, знаешь ты, и знают все. Какой я парламентарий, знает только Господь Бог, только он мне ничего не сказал, и тебе ничего». И отказался. Так что к публичной политике тяги у меня не было. А публичные политические выступления — от этого я и сейчас не отказываюсь. И они бывают такими резкими, что организаторы публичного сборища за голову хватаются. Ну, впрочем, в последнее время привыкли, что в политических высказываниях Махнач неуправляем»

modal_quad ×

Примечание

  • Публикация подготовлена Александром Черемных, на основе лекций русского историка и философа Владимира Махнача. Более подробно о Владимире Махначе подробно можно узнать на «АртПолитИнфо» (см. «Владимир Махнач»)
artpolitinfo_quad

за — русских

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подробнее в за — русских
спешат в РФ
Миграция и русофобия

События на Украине надолго приковали к себе внимание российского общества, отодвинув на второй план общественного...

Закрыть