АвторРедакция сайта

дом Игумнова

Дом купца Игумнова

К XIX веку Замоскворечье превратилось в излюбленное место обитания патриархального московского купечества. Именно эти места описывал драматург Александр Островский, который и сам был родом из Замоскворечья.

На месте будущего дома Игумнова стоял небольшой деревянный дом, возведенный после московского пожара 1812 года купцом второй гильдии Николаем Лукьяновым. После смены нескольких владельцев строение в 1851 году было продано купчихе Вере Игумновой. В 1888 году ее наследник, Николай Васильевич Игумнов, подал прошение о строительстве нового каменного здания.
Сам Николай Васильевич Игумнов был очень богат — имел в Сибири золотые прииски, был одним из директоров и владельцев основанной ещё в начале XVIII века Ярославской Большой мануфактуры и нуждался в представительном доме в Москве. Игумнову был необходим дом отвечающий его солидному положению в обществе, но выбор места у многих вызвал недоумение. В те времена этот район не отличался респектабельностью и считался малопрестижным. Однако Игумнов обосновал свой выбор тем, что где-то здесь прошло его детство (биографические данные не сохранились, год рождения известен примерно — 1855). По другим легендам, удалённость от центра требовалась для уединения от любопытных глаз. Как бы то ни было, Игумнов снёс деревянный домик и привлёк для новой стройки молодого талантливого архитектора Николая Поздеева. Зодчему на тот момент только исполнилось 33, но в Ярославле он уже получил признание благодаря целому ряду добротных построек и занимал должность городского архитектора Ярославля. Особняк на Большой Якиманке в Москве стал последней работой архитектора.

Для постройки был выбран псевдорусский стиль, очень модный в те времена (Исторический музей, здание магазина ГУМ и т.д.). Этот стиль архитектуры черпал вдохновение из образа русских деревянных теремов, самый знаменитый из которых — дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском — сгорел в XVIII веке. Известный историк и археолог И. Е. Забелин писал о псевдорусском стиле:

Старинные русские хоромы, выросшие органически из крестьянских клетей, естественно, сохраняли в своем составе облик красивого беспорядка… По понятиям древности первая красота здания заключалась не в соответствии частей, а напротив в их своеобразии, их разновидности и самостоятельности…

Элементы декора были взяты из церковной архитектуры (Собор Василия Блаженного) или церквей Ярославля, в которых прекрасно сочетались кирпич, камень и многоцветные изразцы. Купец Игумнов хотел, чтобы дом отражал его богатство, и не жалел денег на строительство.

В 1893 году особняк был закончен. На высокой кровле особняка давленый металл под черепицу, керамические вставки. Над «красным крыльцом» (парадным входом) изящная двойная арка под старину. Стены из привозного голландского кирпича. Окантовка окон из белого подмосковного камня. Живописные колоколенки, луковичные маковки шатров, дутые колонны. Элементы декора архитектуры собора Василия Блаженного (храма Покрова-на-Рву), старинных церквей Ярославля. Многоцветная мозаика редчайших изразцов, специально расписанных по рисункам русского живописца С. Масленникова и изготовленных на знаменитом заводе Кузнецова.

Талант Поздеева сумел соединить в единое целое различные объемы, увенчанные живописными шатрами, и многочисленные декоративные детали разных жанров (колоколенки, сводчатые арки, дутые колонны и т.д.). Результат получился гармоничным, хотя и немного массивным.

Дом Игумнова

Дом купца Игумнова

Интерьер также изобилует украшениями. Холл и парадная лестница — это шедевр многоцветья, прекрасно сочетающийся с внешним убранством здания. Тем не менее сразу же за массивными дверями, ведущими в гостиную, архитектор полностью меняет стиль и мы погружаемся в классическое убранство.

Мебель в стиле Людовика XV и великолепные гобелены XVII века подчеркивают французский дух этого помещения. Примыкающий к гостиной малый салон меблирован в стиле Людовика XVI, а малая столовая декорирована мебелью и тканями эпохи Ампир. Парадная столовая, очень строгая и скупо меблированная, несет на себе печать средневековья, благодаря своему низкому сводчатому потолку.

Однако московская архитектурная среда не приняла дом:

 Не наша эта манера строительства. Чужая московскому духу и глазу…

 Едва возведенный особняк подвергся уничтожающей критике. Как язвительно писал архитектор В. Стасов:

Лицо глядящее назад, — это архитектура, копирующая со старых образцов, с книг и атласов, с фотографий и чертежей, архитектура ловких людей, навострившихся в классах и потом преравнодушно отпускающих товар на аршин и на фунт,— стоит только протянуть руку и достать с полки. Угодно — вот Вам пять аршин «греческого классицизма», а нет — вот три с четвертью «итальянского Ренессанса». Нет, не годится? — Ну, так хорошо же: вот, извольте, остаточек первейшего сорта «рококо Луи-Кенз», шесть золотников «готики», а то вот целый пуд «русского»…

Игумнов, поддавшийся этим настроениям, быстро разочаровался в ярославском зодчем и отказался оплатить превышающие смету расходы. Разочарованный и разоренный архитектор покончил жизнь самоубийством (по другой версии, зодчий умер от тяжёлой болезни в 38-летнем возрасте). С тех пор особняк Игумнова всегда был окружен ореолом мрачных легенд. Самая распространенная из них гласит, что хозяин поселил в этом сказочном дворце свою любовницу-танцовщицу, а когда уличил ее в измене, заживо замуровал несчастную в стене. С тех пор её призрак якобы бродит по залам особняка, тревожа покой его обитателей.
Другое предание гласит, что однажды Игумнов решил удивить своих гостей и приказал выложить полы в одной из парадных комнат золотыми монетами. На монетах, естественно, был изображен профиль императора, который поневоле топтали ногами игумновские гости. Слухи о таком неуважении к царственной особе дошли до Петербурга, и стали причиной ссылки Игумнова из Москвы на болотистые берега Чёрного моря, в район Пицунды.
Место ссылки власти выбрали отнюдь не курортное: абхазское побережье Сухумской области тогда было заболоченным, кишело малярийными комарами и ядовитыми змеями. Однако Игумнов не пропал. Осмотревшись, опальный купец приобрёл за бесценок 6 тысяч десятин местных болот и начал новую жизнь. Первый успешный бизнес был создан с помощью выписанных с Дона рыбаков. Игумнов освоил промысел и открыл первый на черноморском побережье консервный завод.
Работникам были созданы комфортабельные условия проживания: сезонникам предоставлялось общежитие с комнатами на двух человек и большими курительными залами, постоянные рабочие получали отдельные домики, которые через несколько лет переходили в их собственность.
Привёз Игумнов сюда эвкалипты и болотные кипарисы, которые быстро вытянули излишки влаги из местных почв. С Кубани был доставлен чернозём, из Ярославля племенной скот, увлёкся купец садоводством. Его стараниями в этих землях появились плантации мандаринов, киви, манго, табак, заработало предприятие «Абхазский бамбук», появились сохранившиеся поныне кипарисовые аллеи: огромную букву «И» легко увидеть на карте Абхазии, снятой из космоса. Рядом с ней можно различить еще две, правда, менее четкие, «Н» и «В». Это кипарисовые аллеи, посаженные в форме инициалов.
После революции Николай Васильевич отказался эмигрировать во Францию.
Он добровольно передал имущество в пользу государства и устроился агроном в цитрусовый совхоз имени Третьего Интернационала, которым стало именоваться его бывшее поместье.
Умер Николай Васильевич в 1924-м, похоронили его скромно, посадив на могилу любимые им кипарисы.*

дом Игумнова

Дом купца Игумнова

А что касается дома на Якиманки, то после революции и национализации, он на несколько лет стал клубом фабрики Гознак.
Но уже в 1925 году клуб выселили, а в доме Игумнова появились люди в белых халатах. Здесь начала работать лаборатория по изучению мозга скончавшегося Владимира Ленина. Руководить этим учреждением пригласили немецкого нейробиолога Оскара Фогта. В 1928 году лабораторию возвысили до Института мозга. Мозги здесь изучали по специальной методике, надеясь «расшифровать феномен гениальности и создать сверхчеловека». Так в особняке на Якиманке начали активно коллекционировать мозги «вьдающихся людей». В 1934 году «Правда» писала, что:

научный коллектив Института подготовил и уже изучает мозги Клары Цеткин, Луначарского, Цюрупы, Маяковского, Андрея Белого, академика Гулевича…

Постепенно эта дикая коллекция пополнилась мозгом режиссера Станиславского, певца Собинова, Максима Горького и Эдуарда Багрицкого, ученых Мичурина, Павлова, Циолковского, деятелей революции Калинина, Кирова, Куйбышева, Крупской. Помимо этих мозгов институт мозга имел коллекцию мозгов средних людей разных национальностей: 6 русских мозгов, 2 татарских, чувашский, армянский, грузинский, еврейский, тюркский. Все мозги находились под непрерывной охраной ОГПУ, и ходить мимо особняка было делом неприятным, потому что даже директор Института мозга Саркисов сообщил сотруднику ТАСС следующее:

Кажется, что после смерти мозг еще продолжает жить здесь. Кажется, что он живет в этих лабораториях, в этом стильном особняке, где сосредоточены научные усилия по глубокому изучению такого сложного органа, как мозг…

В 38-м места в этом особняке для всех мозгов, научных сотрудников, их изучающих, и многочисленных химических препаратов не стало хватать, и Институт мозга переселяют в другое место, а особняк передают посольству Франции в СССР
Дом вызвал изумление архитекторов, прибывших из Парижа. Один из них писал:

Это здание уникально в своем роде. Своим характером оно во всем противостоит нашим привычным представлениям: несмотря на это, такое, как оно есть, оно должно быть оценено по достоинству… и нельзя найти способ его переделать без того, чтобы не показаться смешным, вмешиваясь в его старинный облик…

Но в итоге реставрация успешно завершилась. А архитекторы и стилисты не только восстановили былую роскошь, но и привнесли особый французский шик в залы комнаты «терема».
В 1979 году после переезда посольства в новое здание по соседству, дом стал официальной резиденцией Послов Франции. В настоящее время здесь проживают посол и некоторые сотрудники посольства, а также проводятся официальные мероприятия.

psevdorusskiy stilПСЕВДОРУССКИЙ СТИЛЬ — так же принято название неорусский стиль, возник в рамках общего подъема интереса к национальной архитектуре, царившей в Европе XIX в., и представляет собой интерпретацию и стилизацию русского архитектурного наследия. В настоящее время псевдорусский стиль зачастую ошибочно называют русской или древнерусской архитектурой, хотя он напрямую не наследует русскую архитектурную традицию, представляя собой скорее искусную стилизацию, последовательное сочетание с другими стилями — от архитектурного романтизма первой половины XIX в. до стиля модерн. Ряд авторов рассматривают неорусский стиль как «направление», «вариант» или «национально-романтическую ветвь» модерна. По мнению Д. В. Сарабьянова неорусский стиль существовал как вариант внутри модерна, хотя и делал попытки обрести самостоятельность. М. В. Нащокина и Е. А. Борисова считают, что неорусский стиль и модерн отождествлять нельзя. Е. И. Кириченко разграничивает неорусский стиль, как направление модерна, и русский стиль, как одно из архитектурных течений эклектики

modal_quad ×

Примечание

artpolitinfo_quad

Москва, стёртая с карт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подробнее в Москва, стёртая с карт
iverskay moskva
Как Иверскую «приглашали»

Иверская икона — покровительница Москвы. Почитаемая в России икона является списком с древнего образа, который...

Закрыть