Михаил Васильевич Нестеров родился в Уфе 19 (31) мая 1862 в купеческой семье[1]. Как сам он напишет в своих воспоминаниях:
В тихий весенний вечер 19 мая 1862 года, в Уфе, в купеческой семье Нестеровых произошло событие: появился на свет божий новый член семьи. Этим новым членом нестеровской семьи и был я. Меня назвали Михаилом в честь деда Михаила Михайловича Ростовцева. Родился я десятым. Было ещё двое и после меня, но, кроме сестры и меня, все дети умерли в раннем детстве. Род наш был старинный, купеческий: Нестеровы шли с севера, из Новгорода, Ростовцевы — с юга, из Ельца… Отец умер глубоким стариком — восьмидесяти шести лет. Я благодарен ему, что он доверился опытному глазу К.П. Воскресенского и не противился, отдавая меня в Училище живописи, пустить меня по пути ему мало симпатичному, мне же столь любезному, благодаря чему моя жизнь пошла так полно, без насилия над самим собой, и я мог отдать силы своему настоящему призванию. Ещё задолго до смерти отец мог убедиться, что я не обманул его доверия. Из меня вышел художник. При нём был пройден весь главный мой путь до Абастумана включительно. К моей матери я питал особую нежность в детстве, хотя она и наказывала меня чаще, чем отец, за шалости…
Михаил Нестеров получил высшее художественное образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества[2] (1877–1881 и 1884–1886), где его наставниками были В. Г. Перов, А. К. Саврасов, И. М. Прянишников, а также в Академии художеств[3] (1881–1884), где учился у П. П. Чистякова. Более всего он жил в Москве, но не раз бывал и в Европе, в том числе во Франции и Италии. Был членом «Товарищества передвижников»[4]. Ранние его картины носят сюжетно-бытоописательный характер, хотя и тогда ему уже была близка русская историческая тема («Избрание Михаила Федоровича на царство», 1886, Третьяковская галерея), но позднее его всё более увлекают фольклорные мотивы и народные предания («За приворотным зельем», 1888, Саратовский художественный музей имени А.Н.Радищева // «Пустынник», 1888–1889, Третьяковская галерея). Так же художник расписывает храмы, выкладывает мозаику (всё в так называемой традиции «церковного модерна»): росписи Владимирского собора в Киеве (1890–1895) // мозаика и иконы церкви Спаса-на-крови в Петербурге (1894–1897) // росписи храма Александра Невского в Абастумани (1902–1904) // Покровского храма Марфо-Мариинской обители в Москве (1908–1911). Не удивительно, что революцию Нестеров не принял, как и она его. В 1935 году состоялась его единственная постреволюционная выставка в закрытом, «спецпропускном» режиме. Далее он живёт уединённо, пишет в основном портреты. В последние десятилетия жизни Нестеров работал над воспоминаниями, которые затем вышли отдельной книгой «Давние дни» в год его кончины. Умер он в своей любимой Москве 18 октября 1942.
comments powered by HyperCommentsЦЕРКОВНЫЙ МОДЕРН (к примеру церковь Марфо-Мариинской обители, 1908-1912) — национально-романтическое течение, перерабатывавшее формы древнерусского и народного зодчества, в стиле модерна. Сам модерн — стиль в архитектуре (и целиком в декоре) конца XIX — начале XX вв., стремившийся противопоставить характерным для XIX в. эклектическим заимствованиям целостное эстетическое мироощущение (создаваемое с помощью синтеза искусств и широкого применения новых материалов и конструкций). Черты стиля модерн — тенденция к комплексному решению архитектурно-планировочных и декоративных задач (уделяется особое внимание оформлению интерьера), изысканные живописные эффекты, увлечение «текучими» формами, как бы воспроизводящими ритмы живой природы, преобладание растительных орнаментов (стилизованные лилии, ирисы, орхидеи) и т.д. — нашли в московском зодчестве этого периода интенсивное и своеобразное развитие, наиболее отчётливо проявившись в произведениях Шехтеля Ф.О. Среди характерных московских построек в стиле модерн: старое здание МХАТа (Камергерский пер., д.3), бывший дом Рябушинского (Малая Никитская ул., д.6/2), Ярославский вокзал, гостиница «Метрополь» (1899-1903, архит. Валькот В.Ф.), издательство Сытина И.Д. (1904-1906, архитектор Эрихсон А.Э.; Тверская ул., д.18, левое здание), дома Миндовского (Поварская ул., д.44) и Исакова (Пречистенка ул., д.28) — оба начала 1900-х гг., архит. Кекушев Л.Н.
Примечание
- Публикация подготовлена редакцией сайта «АртПолитИнфо» // при составлении публикации были использованы материалы: «Давние дни» (Воспоминания художника Михаила Васильевича Нестерова); А. «Бенуа История русской живописи» и другие открытые источники.
- [1] По семейной легенде, Нестеров выжил благодаря чудесному вмешательству святого. Младенец был «не жилец». Его лечили суровыми народными средствами: клали в горячую печь, держали в снегу на морозе. Однажды матери, как говорил Нестеров, показалось, что он «отдал Богу душу». Ребенка, по обычаю, обрядили, положили под образа с небольшой финифтяной иконкой Тихона Задонского на груди и поехали на кладбище заказывать могилку. Но, как описывал сам художник: «А той порой моя мать приметила, что я снова задышал, а затем и вовсе очнулся. Мать радостно поблагодарила Бога, приписав мое Воскресение заступничеству Тихона Задонского, который, как и Сергий Радонежский, пользовался у нас в семье особой любовью и почитанием. Оба угодника были нам близки, входили, так сказать, в обиход нашей духовной жизни».
- [2] Первое художественное учебное заведение в Москве. Ведёт начало от «Натурного класса» (1832) — кружка любителей искусства, собиравшихся для рисования с натуры (Е. И. Маковский, А. С. и В. С. Добровольские, А. С. Ястребилов и др.) При кружке было организовано художественное общество, на средства от которого существовал «Публичный художественный класс». После присоединения к нему в 1865 г. архитектурного училища было образовано Московское училище живописи, ваяния и зодчества; выпускники МУЖВЗ были фактически приравнены в правах к выпускникам Петербургской академии художеств. После революции, в 1918 году, училище было преобразовано во Вторые государственные свободные художественные мастерские, впоследствии эти Мастерские были реорганизованы в Московский художественный институт имени Сурикова и Московский архитектурный институт.
- [3] Имеется ввиду Императорская Академия художеств — высшее учебное заведение в области изобразительных искусств Российской империи, существовавшее в период с 1757 до его упразднения в 1918 году правительством большевиков.
- [4] Товарищество передвижников («Товарищество передвижных художественных выставок»), крупнейшее из русских художественных объединений XIX в. Было созданно по образу «Санкт-Петербургской артели художников», которая была учреждена в 1863 участниками «бунта четырнадцати» (И. Н. Крамской, А. И. Корзухин, К. Е. Маковский и др.) — выпускниками Академии художеств, демонстративно покинувшими е` после того, как совет Академии запретил писать конкурсную картину на свободный сюжет. В 1869 году к «Артели» обратилась группа художников-москвичей (Л. Л. Каменев, Г. Г. Мясоедов, В. Г. Перов, И. М. Прянишников, А. К. Саврасов) с предложением совместно организовать новое «Товарищество». Теоретическим истоком творческих идей «передвижников») была эстетика философского романтизма, в практическом плане они объявляли себя, как «новое, раскрепощённое от канонов академической классики искусство»