Донская икона Пресвятой Богородицы была написана Феофаном Греком. Согласно преданию, в день Куликовской битвы (8 сентября 1380 года) икона находилась среди русского войска, подавая ему помощь, а после победы была вручена донскими казаками великому князю Димитрию Донскому (1363-1389), который перенес её в Москву. Сначала Икона находилась в Успенском соборе Кремля, а затем в Благовещенском соборе. Исследователи отмечают, что почитание Донской иконы сложилось вскоре практически сразу после её написания, чему свидетельствует множество списков. Первое её название неизвестно, однако первое упоминание об этой иконе мы находим в летописях середины XVI века. Именно в царствование Иоанна IV великий князь Димитрий Иоаннович стал именоваться Донским, так же стали называть заложенную им перед Куликовской битвой церковь Успения в Коломне (1379-1382) и Образ Богоматери. Накануне выступления против Казанского ханства (1552) Иоанн IV молился в Успенском соборе Коломны перед этим образом. Донская Богоматерь способствовала победе, после чего «получила статус государственной святыни» и была перенесена в придворный Благовещенский собор Московского Кремля. В Ливонской войне Донская икона также была заступницей и покровительницей православных воинов. В Полоцкий поход 1563 года Иоанн IV взял с собой:
непобедимую воеводу чюдотворную икону Пречистые Богородици, сиречь Донскую, преже того стояла в соборном храме Успения Пречистые на Коломне…
В 1591 году совершилось избавление Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея. Царь Феодор Иоаннович, памятуя, что прародителю его — благоверному князю Димитрию Иоанновичу помогла Богоматерь Донская («….на Дону изрядную победу на нечестиваго Мамая дарова..,[1], вскоре воста, тече до тоя чудотворныя иконы Пречистыя Богородицы, нарицаемыя Донския, и с теплыми слезами, несумненною верою молися ей, да явит и ему милость заступления своего и избавит от пленения христолюбивыя люди своя…»[2]) повелел совершить крестный ход с Донской иконой Божией Матери вокруг городских стен, а затем поместить её посреди русского стана в походной церкви во имя прп. Сергия Радонежского. 4 июля весь день длилось жестокое сражение. А утром 5-го, к изумлению русских воинов, Казы-Гирей неожиданно бежал, бросив весь свой обоз. В благодарность за услышанную молитву и чудесную помощь царь Феодор Иоаннович и основал монастырь. В 1591-1593 годах на месте того самого места, где стояла походная церковь, был построен собор, куда поместили список Донской Богоматери. Тогда же установлено и ежегодное празднование 19 августа Донской иконе Божией Матери с крестным ходом из Благовещенского собора Московского Кремля в Донской монастырь. Всю дальнейшую русскую историю икона Донской Богоматери оставалась чтима, как заступница от «неверных». В 1646 году, во время нападения крымских татар на южнорусские земли (Украину), царь Алексей Михайлович молился перед ней, и нападение «агарян» было отбито. Особо молились Донской иконе и в дни «турецких воин», в XVII веке с заступничеством Донской Богоматери связывали взятие Азова в 1696 году. В конце XVII — начале XVIII века было составлено несколько слов и поучений на празднование чудотворной Донской иконе. До настоящего времени дошло несколько ранних списков Донской иконы. Древнейший из них, и, как считают специалисты, близко повторяющий оригинал датируется концом XIV века. По одной из версий, он был вложен в Троице-Сергиев монастырь князем Владимиром Андреевичем Храбрым.
comments powered by HyperCommentsДОНСКОЙ монастырь был основан в 1591 году царём Феодором Иоанновичем в память чудесного избавления Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея. Он был свидетелем многих драматических событий русской истории. В 1612 году монастрырь стал жертвой гетмана Ходкевича, стремившегося прорваться в Кремль с юга. В 1618 году у стен обители русские полки дали отпор казакам гетмана Сагайдачного, действовавшего на стороне польского королевича Владислава. Во время чумного бунта 1771 года близ монастыря был убит архиепископ Амвросий (Зертис-Каменский) В 1812 году французами был уничтожен ценнейший архив монастыря, похищены оклады с икон и церковная утварь. После октябрьского переворота 1917 года монастырь был закрыт. В его помещениях разместились различные советские учреждения, а позднее детская трудовая колония. В 1934 году в монастыре был открыт музей архитектуры Академии архитектуры СССР. В 1930-е годы на территорию монастыря были свезены фрагменты некоторых разрушенных московских храмов: Успения на Покровке, Николы в Столпах, горельефы Храма Христа Спасителя; фрагмент Сухаревой башни, а также часть скульптурного убранства Триумфальной арки, стоявшей на Триумфальной площади. В 1964 году, монастырь был превращён в филиал научно-исследовательского Музея архитектуры им. Щусева. И только в мае 1991 года, в год 400-летия со времени основания, монастырь был возвращён Русской Православной Церкви
Примечание
- Публикация подготовлена редакцией сайта «АртПолитИнфо» // при составлении публикации были использованы материалы: видео канала «Союз», «Икона Божьей Матери Донская»; П. Чертогов, «1 сентября — Донская икона Божией Матери» и другие открытые источники. Справку о Донском монастыре см. выше
- [1] «Повесть о честном житии благовернаго и благороднаго и христолюбиваго Государя Царя и Великаго Князя Феодора Иоанновича всея России, о его царском благочестии и о обродетельном исправлении, о святем его преставлении; списана смиренным Иовом, Патриархом Московским и всея России». (См.: В. Татищев. Кн. V. М., 1848.), с. 512
- [2] Забелин И. Историческое описание Московского ставропигиального Донского монастыря. Изд. 2-е. М., 1893, с. 3