АвторРЕДАКЦИЯ САЙТА

golubinay kniga

У нас Белый царь — над царями царь.
Почему ж Белый царь над царями царь?
И он держит веру крещёную,
Веру крещёную, богомольную,
Стоит за веру христианскую,
За дом Пречистыя Богородицы,—
Потому Белый царь над царями царь…Голубиная книга
знамя

Ротное знамя солдатского полка конца XVII в. с гербом Белого Царя — единорогом

Словарное определение

Белый Царь — является одним из сакральных образов русского фольклора. Белый цвет издавна связывали с правившей в России династией. Он присутствует в царском знамени, по крайней мере, со времен Алексея Михайловича. Б. А. Успенский писал, что первая фиксация названия «белый царь» как наименования московского государя находится в «Повести» Симеона Суздальца (1447 — 1448 гг.), где это словосочетание применено к Василию Тёмному. О нём говорится, как о «благоверном и христолюбивом и благочестивом истинно православном великом князе Василии Василиевиче, белом царе всеа Русии». Официально первыми «Белым Царём» стали называть Ивана Грозного представители покорённых осколков Золотой Орды. В грамоте ногайского мурзы от 1536 года сказано: «Вольного человека, белого Ивана, Величеству дай, Боже, ему долгий век». Интересно, что гербом Ивана Грозного считался Белый Единорог. Следует заметить,  что выражение «белая кость» у монголов и тюркских народов указывает на благородство происхождения и также означает «независимый», «не платящий дани»[1]. Таким образом, по одной из версий, Белый Царь — это русский царь, победитель Золотой Орды, ставший Ак-Падишом. Согласно многим исследованиям для арийских племён «белый» был цветом высшего сословия брахманов, куда входили жрецы, учёные и подвижники[2]. В свою очередь, в Древнем Риме высшие сословия патрициев и всадников, носили белые тоги. В народной русской традиции Белый свет — свет Солнца. Белый день — противоположность тёмной (чёрной) ночи[3].  Интересно, что у белорусов есть свои сказания и песни о «Белом Царе» — священном государе. Понятие Белый Царь один из элементов известной триады: «Белый Царь — Красная Русь — Чёрная Земля». На метафизическом уровне, только гармония трёх цветов, которая удерживается верностью каждого своей масти (своему сословию) способна возродить Русское (Белое) Царство[4]. Карамзин писал, что великий князь Иоанн III первый назвал свои владения «Россиею Белою», то есть великою или древнею. По многим свидетельствам, даже китайцы (в начале XVIII века) называли русского государя «Белый Царь». Австрийский дипломат барон Сигизмунд фон Герберштейн пишет в своих записках: «Некоторые именуют государя московского Белым царём »[5]. В книге «О России в царствование Алексея Михайловича», которую написал подьячий Посольского приказа Григорий Карпович Котошихин, сказано: «А Калмыки и князи пишут: «Белому царю Алексею Михайловичю всеа Русии здравствовать»; а иные только напишут: «Белому ж царю». Известны народные песни XVI — XVII вв., где говорится о Белом Царе («Под Казанью-городочком стоит Белый царь Иван Васильевич»). Английский путешественник Флетчер посетил Россию в ходе торговых переговоров в 1588—1589 гг. и записал: «Царский дом в России имеет прозвание Белого. Название это (как предполагают) происходит от королей венгерских»[6]. Некоторые считают, что Романовы по сути «сменили дом Белых царей на престоле». Так или иначе, преемственность тут сохранилась. Именовались Белым Царём Русские Государи вплоть до XIX века. В своей записке Александру III «о задачах русской политики на азиатском востоке» Бадмаев приводит «легенду о Белом Царе»[7].
Для понимания символики выражения «Белый Царь» следует вспомнить также известный миф о похищение Европы, где Зевс является Европе, дочери финикийского царя, в образе белого быка и увозит её на остров Крит.
Сегодня в понимание идеологемы «Белый Царь» на первую роль выходят национальный и расовый моменты. Обретение (пробуждение) Белого Царя символизирует победу Белого Мира (белой расы) над прочими и над «смешением цветов».

golubinay knigaГОЛУБИНАЯ КНИГА — сборник восточно-славянских народных духовных стихов конца XV — начала XVI века, в вопросах и ответах которого даются сведения о происхождении мира, людей, сословий, сведения географические, естественно-научные и другие. Существует более 20 вариантов, некоторые из которых значительно разнятся. Рукописные списки известны с XVII века, однако составлен «Стих», вероятно, в конце XV — начале XVI века в новгородско-псковских землях на основе «переводных апокрифических сочинений, подвергшихся фольклоризации в процессе бытования на Руси». В XIX веке бытовал преимущественно на севере России, отчасти в средней полосе, а также в Белоруссии; в южнорусских областях и на Украине он неизвестен. Источники Голубиной книги — апокрифическое «Слово св. Иоанна Богослова», «Беседа трёх святителей», «Физиолог» и др. Согласно традиционной точке зрения, название «голубиная» применительно к книге — искажение эпитета «глубинная». Согласно этой трактовке, название образовано от слова «глубина», так как в сочинении содержалась «глубинка», премудрость

modal_quad ×

Примечание

  • Публикация подготовлена редакцией сайта «АртПолитИнфо» // Подробнее о «Голубиной книге» см. справку выше // Так же прочитать Голубиную книгу и посмотреть фильм по её мотивам можно на нашем сайте (см. «Русское Православие | «Словеса золотые»).
  • [1] В противоположность понятию «чёрный» означавший данника. Интересно, что на Руси известно прозвание крестьян — чёрносошные и обеленные, первые платили подати государству, вторые были от них полностью освобождены за заслуги перед Богом, Царем и Отечеством.
  • [2] Красный олицетворял военное сословие кшатриев. Цветом торговцев (вайшьев) являлся жёлтый, чёрный — цвет слуг (шудров).
  • [3] Согласно Далю: белсвет, вольный свет, открытый мир, свобода на все четыре стороны; весь свет, мир, вся земля наша и все люди. Положительно значение «белого» подчеркивается во множестве пословиц. Без правды жить — с бела-света бежать. Чёрное к белому не пристанет. На белой Руси не без добрых людей.
  • [4] Интересно, что Даль отмечал нарушение этого принципа, именно как утрату цвета флага: «Все народы Европы знают цвета, масти, краски свои — мы их не знаем, и путаем, подымая разноцветные флаги невпопад. Народного цвета у нас нет; цвет армии: зеленый и алый; казенным цвет, военный, георгиевский: белый, жаркой, чёрный (серебро, золото, чернь), и это же цвет значков (кокард); знамена наши и крепостные флаги разноцветные; морской военный флаг белый с андреевским крестом; торговый: белый, синий, красный, вдоль; какие же цвета подымать и носить на себе, какими украшать здания и пр. при мирных народных торжествах?» — Владимир Иванович Даль. «Толковый словарь живого великорусского языка», 1863—1866, статья «Флаг».
  • [5] Герберштейн Сигизмунд, «Записки о Московии» //  Герберштейн полагал, что это название происходит оттого, что русские цари носили белый клобук, в противоположность персидским шахам, носившим красные колпаки и потому называемым «кизил-башами».
  • [6] Флетчер,  «О государстве русском», СПб.: Издательство А.С. Суворина, 1906.
  • [7] Легенда о Белом Царе — Теперь я постараюсь представить, насколько это возможно наглядно, значение белого царя для всего Востока, на основании легендарных и исторических данных, и, надеюсь, будет понятно для всякого русского человека, почему белый царь так популярен на Востоке, и как ему легко будет пользоваться результатами вековой политики своих предков. Один бурятский родоначальник по имени Шельдэ Занги, бежал из пределов Китая с 20.000 семейств после заключения трактата, но был пойман и казнен манчжурскими властями, на основании Х статьи, около 1730 г. на границе. Перед казнью он держал речь, в которой сказал, что если его отрубленная голова отлетит в сторону России (что и случилось), то вся Монголия перейдет во владение белого царя. Монголы твердят, что при восьмом ургинском хутукте они сделаются поданными белого царя. Настоящий хутукта считается восьмым. Ургинский хутукта почитается монголами святым, как и далай-лама, и имеет громадное влияние на всю Монголию. Ждут также появления из России белого знамени в Монголии в седьмом столетии после смерти Чингизхана, умершего в 1227 г. Буддисты считают белого царя перерожденцем одной из своих богинь Дара-эхэ — покровительницы буддистской веры. Она перерождается в белого царя для того, чтобы смягчать нравы северных стран. Легендарные сказания имеют гораздо более значения в этих странах, чем действительные влияния. Угнетаемые чиновным миром манчжурской династии, монголы естественно крепко держатся преданий, обещающих им лучшее будущее, и с нетерпением ждут наступления его. («Петр Бадмаев. Крестник Императора, Целитель, Дипломат» Борис Гусев, М, «Олма-Пресс», 2000)
artpolitinfo_quad

идеологемы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подробнее в идеологемы
evraziysk-souz
Евразийский союз

Евразийский Союз — название гипотетического союза государств постсоветского пространства с единым политическим, экономическим, военным, таможенным,...

Закрыть