АвторАндрей Тарковский

andrei_tarkovski

Я вижу вернейшее проявление гениальности в том, что художник следует своей концепции, своей идее, своему принципу так последовательно, что никогда не теряет контроль этой своей концепции, своей истины: даже ради собственного наслаждения во время работы…Андрей Тарковский
А. Тарковский

Андрей Тарковский, русский кинорежиссёр

Биографическая справка

Тарковский, Андрей Арсеньевич (04.04.1932, село Завражье, Юрьевецкий район, Ивановская Промышленная область — 29.12.1986, Париж, Франция) — русский актёр, кинорежиссёр и сценарист. Сын известного русского поэта Арсения Тарковского. В 1951-1952 учился на арабском отделении ближневосточного факультета Московского института востоковедения; потом, в 1952-1953 годах, работал во ВНИИ цветных металлов и золота, работал в геологических партиях. В 1960 году Андрей Тарковский окончил режиссерский факультет ВГИКа, где занимался в мастерской Михаила Ромма. Дипломная работа Тарковского, короткометражка «Каток и скрипка», на Нью-Йоркском фестивале студенческих фильмов в 1961 году получила главный приз. Затем он работал на киностудии «Мосфильм». Андрей Тарковский был автором и соавтором сценариев «Антарктида — далекая страна», «Один шанс из тысячи», «Гофманиана», «Берегись! Змей!», он также снялся в фильмах «Мне 20 лет», «Сергей Лазо». Во время учебы он поставил ряд короткометражных фильмов («Убийцы»). Мировую известность принесла Андрею Тарковскому уже первая его полнометражная работа — «Иваново детство», поставленная по мотивам военного рассказа В.Богомолова «Иван». Этот фильм был удостоен многих престижных кинематографических премий, в том числе и «Золотого льва святого Марка» Венецианского фестиваля.
В дальнейшем все картины Тарковского становились «громким» событиями культурной жизни страны. Картина «Страсти по Андрею» с Анатолием Солоницыным в главной роли, выпущенная в прокат в 1971 году с сокращениями под названием «Андрей Рублев», была включена в число 100 лучших фильмов в истории кино. Тарковский философски осмыслял в своих картинах историю и фантастику, его фильмы одновременно и драматично личные и  «вне себя», биографические  и всёобшие.
Помимо кино, Тарковский осуществил две театральные постановки: в 1972 году — спектакль по пьесе В.Шекспира «Гамлет» в московском театре имени Ленинского Комсомола, и в 1983 году — пушкинский «Борис Годунов» в Лондоне на сцене «Ковент Гарден».
В 1982 году режиссер уехал в Италию, где ставил ленту «Ностальгия» с Олегом Янковским в главной роли. В 1984 году, не получив от советских официальных органов разрешения на продление пребывания за границей, Тарковский заявил, что остается самовольно. На родине запретили показывать его фильмы в кинотеатрах, упоминать его имя в печати. Однако на «последнюю меру» — лишение Тарковского советского гражданства — не пошли. Мэрия Флоренции подарила ему квартиру и присвоила звание почётного гражданина города. Снятый в Швеции фильм «Жертвоприношение» (1985) стал последней работой режиссёра. В 1985 году врачи диагностировали у него рак лёгких. В 1986 году он умер в Париже и был похоронен на Сент-Женевьев-де-Буа. В первый раз тело подзахоронили в могилу есаула Григорьева, а позднее мэр Сент-Женевьев выделил под могилу Тарковскому особое место. Сложная история и с памятником на могиле. «Человеку, который видел ангела», — такая надпись сделана на нём. В основании православного креста высечены семь ступенек по числу главных фильмов Тарковского: Иваново Детство (1962) // Андрей Рублёв (1966) // Солярис (1972) // Зеркало (1974) // Сталкер (1979) // Ностальгия (1983) // Жертвоприношение (1985).
Об этом памятнике сестра Андрея Тарковского, Марина, говорит так: «Надпись на нём абсолютно безграмотная с точки зрения русского языка: «Андрей Тарковский. Человеку, который увидел ангела». Кроме того, мне кажется, такая надпись просто недопустима на памятнике. И священник мне говорил об этом…».

Фильм «Андрей Тарковский и Тонино Гуэрра. Время путешествия», 1982

Андрей Тарковский | Жить на пути к истине*

Сама идея искания, поиска для художника оскорбительна. Она похожа на сбор грибов в лесу. Их, может быть, находят, а может быть, нет. Пикассо даже говорил: «Я не ищу, я нахожу». На мой взгляд, художник поступает вовсе не как искатель, он никоим образом не действует эмпирически («попробую сделать это, попытаюсь то»). Художник свидетельствует об истине, о своей правде мира. Художник должен быть уверен, что он и его творчество соответствуют правде. Я отвергаю идею эксперимента, поисков в сфере искусства. Любой поиск в этой области, все, что помпезно именуют «авангардом», — просто ложь. Мне кажется, что человеческое существо создано для того, чтобы жить. Жить на пути к истине. Вот почему человек творит. В какой-то мере человек творит на пути к истине. Это его способ существовать, и вопрос о творчестве («Для кого люди творят? Почему они творят?») суть вопрос безответный. На самом деле у каждого художника не только свое понимание творчества, но и свое собственное вопрошение о нем. Это соединяется с тем, что я сейчас говорю об истине, которой мы взыскуем, которой мы способствуем нашими малыми силами. Основополагающую роль здесь играет инстинкт, инстинкт творца. Художник творит инстинктивно, он не знает, почему именно в данный момент он делает то или другое, пишет именно об этом, рисует именно это. Только потом он начинает анализировать, находить объяснения, умствовать и приходит к ответам, не имеющим ничего общего с инстинктом, с инстинктивной потребностью создавать, творить, выражать себя. В некотором роде творчество есть выражение духовного существа в человеке в противоположность существу физическому, творчество есть как бы доказательство существования этого духовного существа. В поле человеческой деятельности нет ничего, что было бы более неоправданным, бесцельным, нет ничего, что было бы более самодовлеющим, нежели творчество. Если убрать из человеческих занятий все относящееся к извлечению прибыли, останется лишь искусство. В творчестве мы должны видеть не только творчество. Но, к сожалению, в XX веке господствующей является тенденция, при которой художник-индивидуалист, вместо того чтобы стремиться к созданию произведения искусства, использует его для выпячивания собственного «я». Произведение искусства становится выразителем «я» его создателя и превращается, как бы сказать, в рупор его мелких претензий. Вам это известно лучше, чем мне. Об этом очень много писал Поль Валери. Наоборот, подлинный художник, а более того — гений являются рабами дара, которым они наделены. Они обязаны этим даром людям, питать которых духовно и служить им были избраны. Вот в чем для меня заключается свобода…

Andrei TarkovskyФИЛЬМОГРАФИЯ — режиссёр: Жертвоприношение, 1986 // Ностальгия, 1983 // Время путешествия (документальный), 1983 // Сталкер, 1979 // Зеркало, 1974 // Солярис, 1972 // Андрей Рублёв, 1966-1969 // Иваново детство, 1962 // Каток и скрипка (короткометражный), 1960 // Сегодня увольнения не будет (короткометражный), 1958 // Убийцы (короткометражный), 1956 Сценарист: Жертвоприношение // Ностальгия // Время путешествия // Сталкер //Берегись! Змеи! //Зеркало // Солярис // Один шанс из тысячи // Андрей Рублёв // Каток и скрипка (короткометражный) // Сегодня увольнения не будет (короткометражный) // Убийцы (короткометражный)

modal_quad ×

Примечание

  • Материал составлен редакции сайта «АртПолитИнфо». Дополнительная информация: сайт о творчестве и жизни Андрея Тарковского // на нашем сайте вы так же можете посмотреть фильм Андрея Тарковского «Андрей Рублёв» и узнать об истории его создания (см. «Андрей Рублёв» | фильм Андрея Тарковского, 1966»).
  • * Источник: интервью Тарковского парижскому еженедельнику «Фигаро-мэгэзин», октябрь 1986 года. // Перевод с французского Л. Токарева. «Литературная газета», 8 апреля 1987
artpolitinfo_quad

пантеон

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подробнее в пантеон
petrov
Александр Петров

Петров, Александр Константинович (17.07.1957, село Пречистое Ярославской области) — русский режиссёр-аниматор, художник. По семейному преданию...

Закрыть