АвторЛуис Бунюэль

Л. Бунюэль

кадр из фильма Луиса Бунюэля «Андалузский пёс»

Кратко о фильме «Андалузский пес»

Однажды, Луис Бунюэль и Сальвадор Дали встретились в ресторане и поговорили о снах, в результате чего и было решено написать сценарий и снять киноленту. Название фильма представляет собой скрытую реминисценцию из испанской поговорки: «Андалузский пес воет — кто-то умер!». Так же «андалузскими псами» в Студенческой резиденции (Центр исторических исследований в Мадриде, вольный университет) презрительно называли южан; прозвище означало: слюнтяй, маменькин сынок, недотёпа, растяпа и т. п.

Сценарий написали всего за неделю, и две недели ушли на съёмки, большая часть времени понадобилась на бутафорию.
Бюджетные ограничения сильно повлияли на конечный итог. Например, в сценарии был момент, который запланировал Бунюэль — облепленный мухами труп. Сцена так и не была снята. Самой скандальной и известной сценой «Андалузского пса» является вступительная, полностью придуманная Сальвадором Дали. Она представляет собой дословную экранизацию афоризма художника:

Моя подруга любит нежность легких разрезов скальпеля на выпуклости зрачка…

Разрезание человеческого глаза — своеобразная «визитная карточка» фильма. Сцена  снималась  на макете — взяли глаз мертвого осла. Благодаря мастерской работе Сальвадора Дали при создании бутафории для киноленты, все выглядит действительно реалистично, причем даже в современные дни. Друзья художника (в частности, Жорж Батай), сообщали, что Дали вдохновлялся видением длинного и узкого облака, которое словно бы «прорезало» поверхность лунного диска. По мнению Сергея Филиппова:

Особенно интересны в этом фильме — как с сюрреалистической, так и с общеэстетической точки зрения — монтажные метафоры, в которых художественное содержание передаётся через визуальное сходство объектов, никак между собой не связанных…

Один из самых известных фактов, касающихся премьеры фильма — это полные карманы камней в костюме Бунюэля. Создатели картины «Андалузский пес» имели все основания считать, что придется обороняться от возмущенных зрителей, но все обошлось. Однако, премьера фильма заняла десятое место в параде «25 самых шокирующих моментов в истории кино».

После выхода фильма Луис Бунюэль и Сальвадор Дали как сюрреалисты получили широкое признание. Мрачной славы фильму добавила трагическая смерть ведущих актеров картины. Пьер Батчефф умер от передозировки препарата «веронал» 13 апреля 1932 года в парижской гостинице, а Симона Марейль 24 октября 1954 года совершила самосожжение на площади Дордона.

В качестве музыкального сопровождения использовались композиции Вагнера и танго Ole Guapa. Выбору Луиса Бунюэля доверились и те, кто записывал аудиодорожку в 1960 году. Саундтреки претерпели крайне незначительные изменения и в 1983 году — были добавлены спецэффекты, собачий вой, но Вагнер и танго остались неприкосновенны.

Таким образом, фильм «Андалузский пес» в данный момент имеется в трех версиях: немой оригинал, лента с озвучкой (1960 год) и версия с альтернативной озвучкой.

В фильме можно отметить отчетливые отсылки к творчеству Федерико Гарсиа Лорки и других популярных писателей того времени. Есть мнение, что гниющие трупы ослов — это намек на творчество Хуана Рамона Хименеса, с которым у Дали и Бунюэля были конфликты.

После выхода фильма появилось множество толкований смысла картины, при этом сами Бунюэль и Дали заявили, что:

единственным правилом при написании сценария было отсутствие чего либо, поддающегося однозначному рациональному объяснению…

К последователям Бунюэля, и, в частности, «Андалузского пса» относят Дэвида Линча — «Голова-ластик», «Шоссе в никуда», «Синий бархат», сериал «Твин Пикс».«Голова-ластик» содержит прямые визуальные аллюзии на «Андалузского пса». Режиссеры Жан Кокто и Рене Клер тоже снимали фильмы, похожие по стилистике на произведение Бунюэля — «Кровь поэта» (1932) и «Антракт» (1924). Так же в 1943 году явно под влиянием «Андалузского пса», Майя Дерен была снята лента «Послеполуденные сети».
Сегодня «Андалузский пес» называют законодателем сюрреалистического стиля для современных видеоклипов. По словам Роджера Эберта, «Андалузский пес» стал идейным вдохновителем малобюджетного кино.
Британский рок-певец Дэвид Боуи использовал фильм для разогрева публики на каждом концерте мирового турне в 1976 году. Влияние фильма на мировую культуру считается бесспорным, «кадры из фильма или стилизованные под фильм используются для оформления обложек книг и рок-альбомов». В Музее изобразительных искусств в Торонто выставлено несколько гравюр, выполненных по дереву, которые изображают несколько сцен из фильма. Фильмом вдохновлялся Том Шедьяк и группа Linkin Park. В 2010 году «Андалузский пес» упоминается в топ-100 лучших фильмов мирового кино.

Титры —
Режиссер: Луис Бунюэль // Продюсер: Луис Бунюэль // Сценарий: Сальвадор Дали, Луис Бунюэль // Операторы: Альбер Дюверте, Джимми Берлит // Композитор: Рихард Вагнер // В ролях: Симона Марей, Пьер Батчефф, Луис Бунюэль, Сальвадор Дали, Робер Омме

Л. Бунюэль

кадр из фильма Луиса Бунюэля «Андалузский пёс»

Луис Бунюэль о себе

Я обожаю сны, даже если это кошмары. они полны знакомых и узнаваемых препятствий, которые приходится преодолевать. Но мне это безразлично.

Именно безумная любовь к снам, удовольствие, ими порождаемое, без какой-либо попытки осмыслить содержание, и объясняет мое сближение с сюрреалистами. «Андалузский пес» родился в результате встречи моего сна со сном Дали. Позднее я не раз буду использовать в своих фильмах сны, отказываясь сообщить им хоть какой-то рациональный характер и не давая никаких разъяснений.

Об одном я грущу: я не буду знать, что произойдет в нашем мире после меня, ведь я оставляю его в состоянии движения, словно посреди чтения романа, продолжение которого еще не опубликовано. Мне кажется, что прежде люди не испытывали такого любопытства к тому, что будет после их смерти, во всяком случае, оно не было таким сильным. Ведь мир так медленно менялся. Признаюсь еще в одном: несмотря на всю свою ненависть к газетам, я хотел бы вставать из гроба каждые десять лет, подходить к киоску и покупать несколько газет. Я не прошу ничего больше. С газетами под мышкой, бледный, прижимаясь к стенам, я возвращался бы на кладбище и там читал бы о несчастьях мира. После чего, умиротворенный, засыпал бы снова под надежным покровом своего могильного камня…

БунюэльБУНЮЭЛЬ, Луис (22.02.1900, Каланда — 29.07.1983, Мехико) — сын богатых землевладельцев, получил образование у иезуитских священников, затем поступил в Университет Мадрида, где подружился с Сальвадором Дали, Гарсией Лорка и другими будущими интеллектуалами Испании. В 1920 он основал клуб кино при университете, один из первых в Европе. В 1925 году он поехал в Париж, был принят студентом в Академию Кино, а через год был назначен помощником режиссера Жана Эпштейна. В 1929 года он снимает «Андалузского пса», а в 1930 году «Золотой век», в котором он заложил идеологические основы для большинства своих будущих картин. Его свирепые нападки на Церковь, эстэблишмент, мораль среднего класса, впервые проявленнные в этом фильме, станут для него одержимой миссией на много лет. Дали и тут помогал писать сценарий, и его имя осталось в титрах. В 1930-е годы Бунюэль эмигрировал в США. В 1932–1947 он не поставил ни одной игровой полнометражной картины, пока не перебрался в Мексику, где начался его новый этап в кино. Международное признание пришло к нему после фильма «Забытые», 1950 — снятого в манере итальянского неореализма. К началу 60-х он создает около 20 фильмов, работая по преимуществу в рамках канонических коммерческих жанров — мелодрамы, комедии, детектива, порою привнося в них гротескно-сатирическую или, напротив, обостренно-трагедийную («Он», 1953) тональность. В 1960 Луис Бунюэль совершает визит на родину, в Испанию, после 24-х летней разлуки. В ходе этой поездки режиссер знакомится с мексиканским продюсером — Густаво Алатристе, который становится не только его продюсером , но и другом и соавтором сценариев. Благодаря Алатристе, Бунюэль возвращается в лоно европейского кинематографа, сняв знаменитую «Виридиану».  Далее он снимает  «Дневник горничной» и трилогию — «Млечный путь» // «Скромное обаяние буржуазии» // «Призрак свободы», которые критики относят к его лучшим творениям

modal_quad ×

Примечание

  • Публикация подготовлена редакцией сайта «АртПолитИнфо» // при составлении публикации были использованы материалы: книга Сергея Филиппова «Киноязык и история», а также интернет-ресурсы о Сальвадоре Дали и Луисе Бунюэле
artpolitinfo_quad

синематограф

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подробнее в синематограф
поговори с ней
Поговори с ней | фильм Педро Альмодоваро, 2002

В «Поговори с ней» Альмодовар параллельно ведёт несколько повествований, зеркально перекликающихся друг с другом. В...

Закрыть