Алексей Архиповский родился 15 мая 1967 года в г. Туапсе Краснодарского края. Страсть к музыке передалась от отца, который в детстве играл на гармошке, а в 50х годах на аккордеоне. Так что в доме часто звучала музыка… В возрасте 9 лет поступил в музыкальную школу по классу балалайка. За время учебы неоднократно участвовал и был призером городских и краевых конкурсов.
По окончанию музыкальной школы дал первый сольный концерт из двух отделений. В 1982 году поступил в ГМУ им. Гнесиных на отделение народных инструментов по специальности балалайка в класс Зажигина Валерия Евгеньевича. В 1985 году получил звание Лауреата на 3 Всероссийском конкурсе исполнителей на народных инструментах. По окончанию училища, с 1989 года работал солистом в Смоленском русском народном оркестре под управлением В.П. Дубровского.
Именно там начались первые эксперименты в области новых выразительных возможностей балалайки-соло. В 1998 году был приглашен в Государственный Академический русский народный ансамбль «Россия» под руководством Л.Г.Зыкиной. Вместе с ансамблем гастролировал по необъятным просторам нашей родины и «забугорья». В 2002-3 годах начал сотрудничать с SNC (центр Стаса Намина).
Участвовал в качестве солиста в фестивалях Российской Культуры, проходивших в США, Китае, Южной Корее, Германии, Франции, Испании, Болгарии. С 2003 года участник движения «Этносфера» (www.etno-center.ru), фестиваля «Мамакабо» (www.mamakabo.ru), представляющих современную русскую музыку, не вошедшую в традиционный формат.
В 2007-2009 годах участвовал в проекте Дмитрия Маликова «Пианомания», играл на заключительном Гала-концерте фестиваля «Славянский базар», на открытии Первого Кинофестиваля Андрея Тарковского в г. Иваново, и т.д. Играл на различных джазовых фестивалях в России и за рубежом, радио и телепередачах, правительственных концертах и саммитах. В последние годы активно гастролирует с концертами по городам России и за рубежом.
Я выхожу с балалайкой и, ни слова не говоря, играю часа полтора. Концерт состоит из двух отделений — это разные по формату, по содержанию, по настроению и по атмосфере произведения. Я их называют историями…. Первое отделение — это как бы развенчание мифа о балалайке. Показ возможностей, что балалайка — это не только балалайка, а балалайка! (смеется) Во втором — более глубокие, более искренние, более близкие мне звуки. Есть история про Золушку, есть восточная, есть история про дорогу домой. У всех этих историй есть свои кодовые обозначения, которые у меня ассоциируются с какими-то определенными явлениями, Бывает, что заключенная в трех звуках идея, может годами висеть, нравиться мне, и вдруг она начинает расти, разрастается в какую-нибудь песенку.
Я играю свою музыку. Возможны, конечно, музыкальные цитаты из кинофильмов, из знакомых всем мелодий. Может сработать фильм какой-то, какая-то музыка, которую слышишь случайно в такси, например, природа, конечно. Хотя не ищу вдохновения, просто нужно остаться наедине с инструментом и просто слушать, а там как это все происходит, я не понимаю.
Балалайки — тонкие фигуры, живые и реагируют на исполнителя, как живые люди.
Водка, матрешка, балалайка… У той, на которой я буду сегодня играть, есть имя — Степан. Она мне как-то шепнула, что это именно Степан. Этот инструмент довольно старый — 1928 года, кстати, она родом из Петербурга.
В России относятся к этому инструменту, как несерьезному, Наверное, Шариков, отметился (смеется). И вообще история у балалайки достаточно странная, потому что, как концертирующий инструмент, она родилась в конце 19 века. А после революции советская власть позиционировало балалайку, как рабоче-крестьянский инструмент.
Инструменты тоже бывают раскручены как звезды, я считаю, это несколько искусственная вещь. В России балалайка – это такой же бренд, как водка, как медведи, как некая идеологическая фишка. И в этой истории есть вредность.
Я к балалайке отношусь как к музыкальному инструменту, а не как к части идеологической платформы и даже, наверное, не как к русскому народному инструменту. Для меня — это просто музыкальный инструмент, на котором я играю совершенно разную музыку.
Мне интересна эта история с балалайкой, мне интересен монотеатр, моноспектакль, моноистория, потому что мне очень интересно, как в этих трех струнах можно найти миры какие-то, я ощущаю себя первооткрывателем. Это очень интересно. На мой взгляд, балалайку никто так долго не копал, не раскапывал, и я как заново рождаю это чудо…
БАЛАЛАЙКА — русский народный струнный щипковый музыкальный инструмент. Когда и кем изобретена балалайка неизвестно. Балалайка, как гудок, волынка, гусли и др. почитается одним из древнейших музыкальных инструментов, что свидетельствует и арабский историк Ибн-Фацлан, посетивший, в качестве посла, в 921 г. волжскую Болгарию и видевший как заезжие «руссы» хоронили своего князя. По языческому обычаю в могилу покойнику, между прочим, положили: «крепкий напиток, плоды и музыкальный инструмент» — «eine Laute», в переводе Фрэна, по мнению А. Котляревского — «балалайку», чтобы, по языческому верованию в загробную жизнь, он мог и на том свете услаждать себя игрой на любимом при жизни инструменте. Корень слов «балалайка», или, как её ещё называли, «балабайка», давно привлекал внимание исследователей родством с такими русскими словами, как балакать, балабонить, балаболить, балагурить, что значит болтать, пустозвонить (восходят к общеславянскому bolbol того же значения). Все эти понятия, дополняя друг друга, передают суть балалайки — инструмента лёгкого, забавного, «бренчливого», не очень серьёзного. Впервые слово засвидетельствовано в украинском языке начала XVIII века (в документах 1717 — 1732 годов) в форме «балабайка» (очевидно, это его старшая форма, сохранившаяся также в курском и карачевском диалектах). На русском языке впервые в поэме В. И. Майкова «Елисей», 1771, песнь 1: «настрой ты мне гудок иль балалайку»
Примечание
- В клипе использован м/ф «Про Ивана дурака» («Гора Самоцветов») // Видео монтаж (ОБРАЗ): Александр Жаркевич
- * Из интервью «Аргументы и факты — Петербург»