АвторАлександр Сокуров

А. Сокуров

Я знаю только несколько мотивированных религией художественных актов — например, у Микеланджело, у Леонардо да Винчи, у Рембрандта, — это потому, что у художников старых нравов обращение с течением времени и с возвышенным не фамильярно. Они деликатны, они осторожны в определениях, и они понимают, кому обязаны своим даром и ремесленным умением. Эти художники предлагают свой труд Богу, тогда как кинематографисты — навязывают. Когда кинорежиссеры говорят о вере, когда пытаются сделать свои опусы религиозными, борящимися за веру — они лгут. Таких кинолжецов, кинобатюшек в России, например, со временем будет все больше и больше. И один — самый опасный, хитрый в своем лицемерии — клонирует себя…*Александр Сокуров
А. Н. Сокуров

Александр Сокуров // фото:. А. Лазарев

Биографическая справка

Сокуров, Александр Николаевич (14.06.1951, деревня Подорвиха, Иркутская область) — кинорежиссер, народный артист России, дважды лауреат Государственной премии России, лауреат премии Организации Объединённых наций, лауреат Премии Святого Престола (Ватикан) «Человек Третьего тысячелетия», лауреат Премии имени Робера Брессона, премии имени Витторио де Сика (государственной премии Италии), премии имени Андрея Тарковского, премии «Триумф», премии имени Григория Козинцева, пятикратный участник программы Каннского фестиваля, восьмикратный лауреат премии ФИПРЕССИ, лауреат двух премий «Ника», трижды лауреат премии ТЭФИ, лауреат премии Всероссийского общества защиты памятников культуры в номинации «Подвиг», почетный гражданин городов Венеция и Неаполь, член Попечительского Совета Государственного Эрмитажа. По решению Европейской киноакадемии имя Александра Сокурова внесено в список ста лучших режиссеров мира.

Родился в деревне Подорвиха Иркутской области (в 1956 году затоплена при пуске Иркутской ГЭС) в семье военнослужащего, участника Великой Отечественной войны. В связи с тем, что отец Сокурова часто командировался к различным местам службы, семья вынуждена была переезжать вместе с ним. А. Сокуров начал учиться в школе в Польской Народной Республике, а закончил в Туркмении. В 1968 году поступил на исторический факультет Горьковского государственного университета. Во время учёбы работал в редакции художественного вещания Горьковского телевидения, где уже в возрасте 19 лет выпустил свои первые телевизионные программы: несколько телевизионных фильмов, телевизионных программ прямого эфира, в том числе и спортивные передачи. В 1974 году Сокуров защитил диплом историка и завершил обучение в университете.

В 1975 году поступил на режиссёрский факультет Всероссийского государственного института кинематографии (мастерская режиссуры научно-популярного фильма под руководством А. М. Згуриди). За отличную учёбу получал именную стипендию С. Эйзенштейна. В период обучения Сокуров знакомится с Юрием Арабовым, сценаристом, главным его союзником и соратником в творчестве. В 1979 году, сдав экзамены экстерном, режиссёр на год раньше срока был вынужден закончить обучение из-за нарастающего конфликта с администрацией института и руководителями Госкино: его обвинили в формализме и в антисоветских настроениях, из-за чего его студенческие работы категорически отвергались. В итоге первая художественная картина «Одинокий голос человека» по произведениям Андрея Платонова (позже получившая несколько престижных фестивальных наград) не была засчитана руководством института в качестве дипломной работы. Картина подлежала уничтожению, но спасло её банальное воровство — Сокуров и Арабов взломали архив, выкрали бобину, подложив на её место другую — менее значимую. Именно это время для Сокурова ознаменовано моральной и профессиональной поддержкой режиссёра Андрея Тарковского, высоко оценившего первый фильм молодого режиссёра.

Александр Сокуров | «От первого лица»

Александра Тучинская о творчестве Александра Сокурова**

Творчество российского кинорежиссера Александра Сокурова — феномен огромного и разнообразного художественного труда. Ни перипетии политики, ни требования масскультуры, ни, наконец, мощнейший стопор любого чистого художества — деньги — не остановили его упорного движения к одному ему ведомой или ощущаемой цели. Его деятельность в России вызывает споры, но для всех его имя уже стало символом ответственности художника за свой дар. Сокуров снимал документальные и игровые кинофильмы, работал с видео и на радио, занимался литературной работой, и во всем, что он делал, присутствовал его неповторимый авторский голос. Его творчество плохо поддается формулированию, хотя о нем написаны на разных языках сотни статей и несколько книг. Он сам такую формулу, пожалуй, нашел и вывел в название одного из своих документальных фильмов: «Пример интонации». Именно эта особенная интонация лирического самовыражения, не заслоняющая, а, напротив, усиливающая «шум времени» (О. Мандельштам), притягивает к его работам почитателей и отталкивает противников. Сокуров «выращивает» свои работы на перекрестке двух основополагающих традиций кино: документальности и художественного преображения впечатлений реальности. Сделав за два с лишним десятилетия работы около сорока картин, он продолжает поиск собственно киноязыка, который, по его мнению, все еще не обретен столетним младенцем — кинематографом. Сокуров продолжает быть шокирующе непредсказуемым, оставаясь верным своей стилистике. Ее опознавательные знаки: длительная протяженность планов — растянутое время смысловых акцентов, изощренность методов съемки и обработки материала, соединение документальных и игровых кусков, макета и натуры, актера и непрофессионального исполнителя… Авангардная тенденция творчества Сокурова исходит, тем не менее, из самого истока, из фундамента кинообразности. Сам режиссер вообще не любит, когда его называют авангардистом. Он постоянно говорит об этом в своих интервью:

Я лишь колечко в цепи мировой культуры, и если это не так, то вся моя работа — хлам. В сущности, я и стремлюсь в каждом фильме найти связь с традицией. Поэтому не называйте меня авангардистом. Авангардисты стремятся… все начинать с себя. Призыв к определенной непрерывной связи, возможно, единственно интеллектуально построенный элемент в моей работе, остальное возникает чисто эмоционально… Andere cinema, Роттердам, 01.02.1991

На вопрос о новых течениях в кинематографе Сокуров отвечает еще радикальнее:

Никаких новых течений в кино я не вижу и не верю, что какие-либо новые течения вообще могут быть. Новым может быть только сам художник. А искусство вечно — оно ни новое, ни старое…Skrien /Экран/, Голландия, № 11, 1998

sokurovФИЛЬМОГРАФИЯ — Одинокий голос человека, 1978–1987 // Мария, 1978–1988 // Соната для Гитлера, 1979–1989, 1 часть // Разжалованный, 1980 // Альтовая соната. Дмитрий Шостакович, 1981, 8 частей // И ничего больше, 1982–1987, 7 частей // Скорбное бесчувствие, 1983–1987 // Жертва вечерняя 1984–1987, 2 части // Терпение труд, 1985–1987, 1 часть // Элегия, 1986, 3 части // Ампир, 1986 // Московская элегия, 1986–1988, 9 частей // Дни затмения, 1988 // Спаси и сохрани, 1989 // Советская элегия, 1989, 4 части // Петербургская элегия, 1990, 4 части // К событиям в Закавказье|Ленинградская кинохроника № 5. Спецвыпуск, 1990, 1 часть // Простая элегия, 1990, 2 части // Круг второй, 1990 // Ленинградская ретроспектива (1957–1990) 1990, 16 частей // Пример интонации, 1991, 6 частей // Элегия из России, 1992, 7 частей // Камень, 1992 // Тихие страницы, 1993 // Солдатский сон, 1995 // Духовные голоса, 1995 // Мать и сын, 1996 // Восточная элегия, 1996 // Робер. Счастливая жизнь, 1996 // Смиренная жизнь, 1997 // Петербургский дневник. Открытие памятника Достоевскому, 1997 // Петербургский дневник. Квартира Козинцева, 1997 // Повинность, 1998 // Беседы с Солженицыным, 1998, две части // dolce.., 1999 // Молох, 1999 // Телец, 2000 // Элегия дороги, 2001 // Русский ковчег, 2002 // Отец и сын, 2003 // Солнце, 2004 // Петербургский дневник. Моцарт. Реквием, 2005 // Элегия жизни, 2006, 2 части // Александра, 2007 // Читаем блокадную книгу, 2009 // Интонация, 2009, 6 частей // Фауст, 2011 // Франкофония, 2014

modal_quad ×

Примечание

  • Материал составлен редакции сайта «АртПолитИнфо». Дополнительная информация: официальный сайт «Остров Сокурова».
  • * Источник:  Александр Сокуров «В центре океана», 2011.
  • ** Источник: Творчество, «Остров Сокурова»
artpolitinfo_quad

пантеон

1 Комментарий

  1. Екатерина:

    Уважаемые сотрудники телеканала,

    Я являюсь помощником директора по международным связям Института физиологии им. И.П. Павлова РАН. Наш новый директор, член-корреспондент РАН Людмила Павловна Филаретова попросила меня связаться с Вами по поводу того, что нам необходимо найти электронную почту или телефон режиссера Александра Сокурова.
    Мы готовим встречу с представителями ЮНЕСКО в связи с тем, что наш Институт (музей И.П. Павлова, а также городская часть Института) являются объектом С540 ЮНЕСКО.
    Александр Сокуров снимал свой фильм «Солнце» в Колтушской части нашего Института, и мы уверены, что его бы заинтересовала перспектива встречи с представителями ЮНЕСКО, а возможно, и поиск материалов для создания новых фильмов.

    Мы знаем, что А. Сокуров приезжал в Челябинск и выступал по Вашему каналу. Мы будем очень благодарны Вам за сотрудничество, если Вы поможете нам узнать контакты А.Сокурова (ранее они были, но теперь, к сожалению, утеряны).

    На всякий случай высылаю Вам адрес официального сайта нашего института: http://www.infran.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подробнее в пантеон
balabanov2
Алексей Балабанов

Балабанов, Алексей Октябринович (25.02.1959, Свердловск — 18.05.2013, Сестрорецк, Санкт-Петербург) — российский кинорежиссёр, сценарист, продюсер и...

Закрыть