Фильм «Алчность» входит в число 12 лучших фильмов всех времён и народов. Картина поставлена по роману Фрэнка Норриса «Мак-Тиг», современника Э. Золя и сторонника его натуралистической концепции. События романа происходят в последние годы XIX столетия. Штрогейм перенёс действие в современность, что во многом связано с производственными затратами: студийное воссоздание улиц Сан-Франциско в том виде, какими они были в 1895–1900 годах, обошлось бы очень дорого. Сценарий «Алчности» написал сам Штрогейм.
Титры —
Режиссёр: Эрих фон Штрогейм // Продюсер: Ирвинг Тальберг // Автор сценария: Эрих фон Штрогейм // В главных ролях: Гибсон Гоуленд, СейЗу Питтс, Джин Хершолт // Оператор: Уильям Дэниэлс, Бен Рейнолдс // Композитор: Уильям Экст // Кинокомпания: Метро-Голдвин-Майер // Длительность: 140 минут, 239 минут (восстановленная версия)
Картина — один из самых сильных эпических киноопытов мирового кинематографа. Эпичность не только в хроментаже — четыре часа (а первоначальная версия шла дольше восьми), но больше в особенностях киноязыка, при передачи сюжета и настроения, плюс отличная операторская работа и натуральные съёмки. Целостность фильма частично утрачена из-за вставок фотографий и перемонтажа при восстановлении ленты. Но крупный план лиц… на это, право, стоит посмотреть. Сама подготовка к съемке заняла у Штрогейма более года работы, он терпеливо собирал ту команду, какую хотел. Как сам Эрих фон Штрогейм рассказывал:
Нетрудно заметить, что я все время, если это возможно, использую одних и тех же актеров и актрис. Когда мне понадобился Гибсон Гоулэнд (на роль Мак-Тига), оказалось, что он в Шотландии. Я вызвал его, поскольку ни один из известных или неизвестных актеров не соответствовал столь точно, как он, описанию внешнего облика и характера героя. Когда я захотел использовать Чезаре Гравину, то узнал, что он с женой-певицей отбыл в Аргентину. Ему тоже пришлось вернуться…
Заключительный эпизод: смерть Мак-Тига — снимался в настоящей Долине смерти. В 1923 году там не было ни дорог, ни гостиниц.
Эрих фон Штрогейм умер 12 мая 1957 года в своем загородном доме под Парижем. Режиссёр Жан Ренуар писал:
Его похороны, соответствовали этому экстравагантному человеку. Украшенный резьбой деревянный гроб оказался так велик, что пришлось расширять дорожку, ведущую к маленькой часовне. Впереди траурного кортежа, состоявшего из знаменитостей французского кино, шли цыганские музыканты из ночного кабаре, игравшие венские вальсы…
ШТРОГЕЙМ, Эрих фон (22.09.1885, Вена, Австро-Венгрия — 12.05.1957, Морпа, Иль-де-Франс, Франция) — родился в еврейской семье шляпника Бенно Штрогейма и Йоханны Бонди. Аристократическую приставку «фон» присвоил себе самовольно. Прекрасно учился в средней школе. Он был умен, элегантен, обворожителен и накоротке общался с «золотой молодежью». В 1908 году, при обстоятельствах, по сей день невыясненных, Эрих бежал из страны, срочно собрав с помощью родных крупную сумму денег. Вскоре он объявился в Соединенных Штатах и записался в эскадрон первого кавалерийского полка штата Нью-Йорк. К 1911 году Штрогейм исколесил всю Америку, перебиваясь случайными заработками был чернорабочим, грузчиком, продавцом воздушных шаров, мойщиком посуды, официантом. Пробовал себя в журналистике, играл в театре варьете, писал пьесы. В 1914 году он обосновался в Лос-Анджелесе. Он был не только статистом, но и трюкачом, дублируя актеров в опасных сценах. К моменту вступления США в европейскую войну Штрогейм стал в Голливуде своим человеком. Сначала он был консультантом по немецким костюмам и быту, затем превратился в актера.Режиссерским дебютом Штрогейма стал недорогой фильм «Слепые мужья» (1919), в котором он без тени сентиментальности обрисовал несимпатичных участников драмы муж, ограниченный эгоист, жена, красивая пустышка, офицер — праздный соблазнитель... Штрогейм на этой картине был и декоратором, и художником по костюмам, да еще сыграл роль австрийского офицера. Фильмография (только полнометражные фильмы): 1934, Fugitive Road // 1933, Hello, Sister! // 1929, Королева Келли // 1929, Большой Габбо // 1928, Свадебный марш // 1928, Медовый месяц // 1925, Веселая вдова // 1924, Алчность // 1923, Карусель // 1922, Глупые жены // 1920, Дьявольская отмычка // 1919, Слепые мужья
Примечание
- Публикация подготовлена редакцией сайта «АртПолитИнфо» // при составлении публикации были использованы материалы различных интернет-ресурсов