Удивительно красивый фильм, редкий случай, когда кассовый успех объясняется не «отсутствием вкуса у публики», а напротив его наличием. Лучшим эпиграфом к фильму могут быть слова Дмитрия Галковского (сказаные, разумеется, по иному и куда более «весомому» поводу)
Этика может врать, эстетика никогда…
О фильме говорили много чепухи — и о том, что хаотичность, надуманность сюжета, вытянул лишь звёздный состав, тогда как на самом деле сюжетом является именно сам «звёздный состав», и о якобы феминистическом настрое фильм. И хотя об этом упоминает сам режиссёр:
Несмотря на жанр достаточно легкой, почти бульварной, детективной комедии, он поднимает волнующий и, на мой взгляд, весьма актуальный в наши дни вопрос: смогут ли женщины однажды обойтись без мужчин? Ответ, данный этим фильмом, наверное, должен навести на мужчин ужас…
Фильм, на самом деле, как раз глубоко антифеминистичен — центром, заводилой и манипулятором женской игры (во всех смыслах) является именно мужская воля (хозяин дома внутри картины, и сам режиссёр за её пределами). Говорили и о затянутости картины, «ради усугубления красивости», хотя каждый момент, каждый «выход на сцену» оправдан, как логикой сюжета, так и логикой стиля, недаром у каждого зрителя фильма «свой любимый момент». И пусть тут всё-таки существуют общепризнанные «лидеры» — «самопрезентация Фанни Ардан» и знаменитая сцена между ней и Денёв, так ведь и другие дамы, точнее их самодемонстрации до чего хороши. Так или иначе Франсуа Озон снял то, что наслаждает и доказывает — «хороший десерт после обеда», не есть излишество, а совсем даже напротив. Справедливости ради добавим, что существует и другое мнение, согласно которому «8 женщин» вверх пошлости именно с точки зрения эстетики, поставленный к тому же целиком и полностью «на службу общество потребления» ради «большего потребления». Всё это может и было бы так, не будь, плюс ко всем его достоинством, Озон столь ироничен в «8 женщинах». Безусловно, как бы не хотелось обратного, вся красота фильма не аристократична, а подчёркнуто буржуазна. Буржуазна здесь доведённая до предела «быть образцом стиля и моды» Катрин Денёв, буржуазна подчёркнуто еврейская породистость Ардан, буржуазна на первый взгляд доступная секси-сладость Беар. Но как же они прекрасны! В конечном итоге, «8 женщин» — визуализированный миф, гимн тем самым «настоящим француженкам», каких во Франции давно не найдёшь, но которых так хочется найти. Ну и конечно музыка, именно такая какая должна прилагаться к этому десерту от Озона.
Титры —
Режиссёр: Франсуа Озон // Автор сценария: Франсуа Озон, Робер Тома (пьеса) // В ролях: Людивин Санье, Виржини Ледуайен, Катрин Денёв, Даниэль Дарьё, Изабель Юппер, Фирмин Ришар, Эммануэль Беар, Фанни Ардан, Доминик Лямюр // Оператор: Жан Лапуари // Композитор: Кришна Леви
Фильм «8 женщин» примечателен своим актерским составом. На одной площадке собраны такие звезды французского кино, как Катрин Денев, Фанни Ардан, Изабель Юппер, Эммануэль Беар, Виржини Ледуайен, Даниэль Дарье и, менее известные миру, зато хорошо знакомые французам, звезда телесериалов Фирмин Ришар и уже снимавшаяся у Озона в «Каплях дождя на раскаленных скалах» Людивин Санье. По словам Озона, он давно вынашивал идею снять нечто вроде триллера или детективной комедии в духе Агаты Кристи, но при этом с одними только женщинами. Изначально эта задумка виделась ему как французский ремейк фильма «The Women». Вскоре возникла непредвиденная сложность: оказалось, что все права на этот фильм принадлежат Джулии Робертс и Мег Райан. Однако Озон, видимо, предчувствуя грядущий успех, не оставил эту затею и, по совету своего агента Доминика Беснара, прочитал пьесу «8 женщин», написанную в 60-е годы забытым до недавнего времени французским писателем Робером Тома. Кстати, в те же 60-е по ней уже была снята детективная комедия, так же благополучно забытая. И вот уже новомодный эпатажный режиссер Франсуа Озон, тщательно прошерстивший творческое наследие своего соотечественника, реанимирует пьесу «8 женщин». Он сохраняет ее основную интригу, лишь немного корректируя развитие событий в соответствии с собственным видением. Совместно с Мариной де Ван он превращает сюжетную линию пьесы в сценарий одноименного фильма. Собрать на одной съемочной площадке 8 известных актрис, у каждой из которых свои амбиции, да еще и не разбавить этот самобытный цветник ложкой дегтя в виде мужского присутствия, было, надо думать, не легко, но удалось. Сценарий, диалоги, все даже самые мелкие детали и мизансцены фильма были тщательно прописаны и выстроены с учетом индивидуальности каждой актрисы и ее кинематографического багажа. Идея режиссера заключалась в том, чтобы представить зрителю все поколения лучших французских актрис: Даниэль Дарье — это женский символ французского кино 30 — 40-х годов, Катрин Денев – 70 — 80-х, Изабель Юппер – 90-х, Людивин Санье — это, по мнению Озона, завтрашний день кино Франции. «8 женщин» — это ода великим актрисам современности, но в то же время, через вернувшуюся на экраны Даниэль Дарье, Озон проводит ощутимую параллель с актрисами старшего поколения: такими, как Ева Гарднер, Лана Тернер, Рита Хэйуорт. Съемки фильма длились сравнительно недолго — всего 8 недель. На весьма распространенный в последствии вопрос о том, насколько сложено было реализовать подобный женский проект, Озон отвечал:
Все мои знакомые, узнав о съемках фильма исключительно с женщинами, предсказывали мне кошмар, сущий ад. Но, вопреки всем предсказаниям, наш съемочный период прошел очень слаженно и дружно. У всех актрис было не вынужденное, а совершенно искреннее желание работать сообща. Между всеми царило полное понимание и доверие. Они были неизменно собранными и обходительными друг с другом и со мной. Честно говоря, я самого начала был полностью уверен в том, что у нас не будет никаких конфликтов, обид и взаимного непонимания…
Я стремился снять демократический во всех отношениях фильм, в котором никто ни на кого в плане актерского мастерства не давит. Во время съемок я был обязан сохранять некоторую дистанцию по отношению ко всем. Как режиссер, работающий со звездами, я не имел морального права выделять одну актрису за счет другой. Наоборот, я должен был подчеркнуть и, может быть, открыть новые грани таланта каждой…
Сначала Фанни Ардан отказалась от участия в фильме. Прочитав сценарий и узнав, что я вижу ее в роли Пьеретты, она сказала мне: «Послушайте, Франсуа, я не чувствую в себе сил и желания заниматься «этим» с другими женщинами». Еще в том разговоре она обронила достаточно смешную, на мой взгляд, фразу, которая наверняка взбесит феминисток: «Я скорее предпочту обедать с мужчиной-идиотом, нежели с женщиной-интеллектуалкой». Может быть, это была просто шутка, ведь в итоге она приняла мое предложение сняться в фильме в роли Пьеретты.
Все привыкли, что Катрин Денев всегда должна быть хорошо одета, ухожена, безукоризненна во всех отношениях. Это, безусловно, так, но в то же время она принадлежит к числу тех женщин, которые любят и умеют совершать экстраординарные поступки. Между прочим, эта тенденция прослеживается и в ее карьере. Одним словом, никаких проблем с этой сценой («лесбийская сцена» между Денёв и Ардан) не возникло. Они хорошо сработались и не испытывали особых затруднений, по крайней мере, я этого не заметил, а как режиссер я обычно замечаю все, даже то, чего, может быть, и не было. Перед началом съемок у них было только одно требование: никакой бульварщины. В этом я был полностью солидарен с ними…
Фирмин Ришар (сыгравшая в фильме чернокожую служанку):
Поверьте мне, если пригласить в один фильм 8 мужчин и оставить их на съемочной площадке наедине с режиссером, проблем у последнего будет гораздо больше, а слаженная работа и хороший результат будут под большим вопросом…
Катрин Денев:
Для меня были истинным наслаждением съемки в этой картине: песни, танцы, потрясающие партнеры, общая очень радостная и дружная атмосфера людей с которыми мы работали. Это были одни из самых захватывающих съемок за всю мою жизнь в кино…
Ещё один пикантный момент, — на момент выхода фильма на экраны во французском правительстве заседало восемь женщин-министров, и все они присутствовали на торжественной премьере, обставив это событие как высокохудожественный акт. Что насмешило, по словам режиссёра, самого Озона, точнее, выражение их лиц после просмотра.
ОЗОН, Франсуа (15.11.1967, Париж) — французский кинорежиссёр, сценарист, оператор и продюсер. Его фильмы отличаются особой сатирой и, порой, вызывающей сексуальностью. Озон считается одним из самых заметных молодых режиссёров новой «новой волны» во Франции. Франсуа Озон окончил кинематографическую школу в Сорбонне и в 1990 году поступил на постановочный факультет FEMIS. Первыми работами Франсуа Озона стали короткометражные фильмы, затем — документальное кино. В 1995 году Франсуа Озон снял документальный фильм о Лионеле Жоспене для его предвыборной президентской кампании. Фильмы Франсуа Озона завоевали призы практически всех европейских кинофестивалей, он признан одним из самых многообещающих молодых европейских режиссеров. Полнометражные фильмы: Крысятник // Криминальные любовники // Капли дождя на раскалённых скалах //Под песком // 8 женщин // Бассейн // 5x2 // Время прощания // Ангел
Примечание
- Публикация подготовлена редакцией сайта «АртПолитИнфо» // при составлении публикации были использованны материалы порталов vokrug.tv и cinema.vrn.ru