Авторредакция сайта

Сергий Радонежский. Заступник Руси, 2014

kluchevskiy

Духовное влияние преподобного Сергия пережило его земное бытие и перелилось в его имя, которое из исторического воспоминания сделалось вечно деятельным нравственным двигателем и вошло в состав духовного богатства народа… Такие люди становятся для грядущих поколений не просто великими покойниками, а вечными их спутниками, даже путеводителями, и целые века благоговейно твердят их дорогие имена не столько для того, чтобы благодарно почтить их память, сколько для того, чтобы самим не забыть правила, ими завещанного. Таково имя преподобного Сергия…Василий Ключевский, историк
 Сергий Радонежский

Преподобный Сергий Радонежский, житийная икона

Житие преподобного и богоносного отца Сергия

Преподобный и богоносный отец наш Сергий родился в городе Ростове, от благоверных родителей Кирилла и Марии. Избрал же его Бог на Своё служение ещё от утробы матери. Ибо она пошла, будучи беременной, как обычно, в церковь на святую литургию, и когда начали читать Святое Евангелие, вскричал младенец во чреве, и все стоящие около неё услышали крик. Также и во время Херувимской песни вторично он вскричал. А когда священник возгласил: «Святая Святым», — в третий раз голос младенца послышался из утробы матери. И все уразумели, что будет он великим светильником миру и явится служителем Святой Троицы.

Точно так же как святой Иоанн Предтеча радостно взыграл во чреве перед Матерью Господа, так этот младенец взыграл перед Господом в святой Его церкви. Объята же была мать его ужасом и страхом из-за этого чуда, и все, кто слышал, весьма удивлялись. Пришли дни рождения, и родила она сына, и нарекли имя ему — Варфоломей. И родившийся ребенок не брал грудь матери в среду и пятницу и никакого иного молока в эти дни не вкушал. Это же было начало великого его воздержания и пощения, которые он позже в совершенстве показал.

Когда же ему исполнилось семь лет, отдан был в учение, но плохо учился, отличаясь плохой памятью. И хотя прилежно обучали его учителя, он мало успевал. Это же происходило по смотрению Божию, чтобы потом от Духа Божия, а не от людей, дано было отроку разумение книжное. Возлюбив от юности безмолвие, как-то бродил он в дубраве в безлюдных местах. Увидел же некоего инока, или, точнее, ангела в образе иноческом, от Бога посланного. Стоял он в дубраве и молился. Отрок приблизился к нему и, низко поклонившись, стоял, ожидая окончания молитвы. Инок же спросил:

Чего хочешь, чадо?..

Отвечал же отрок:

Отец, отдали меня учиться читать, и никак не могу уразуметь ничего из того, чему учит меня учитель мой. И из-за этого скорблю и не знаю, что мне делать. Но молю твою честную святыню, помолись ко Господу обо мне, чтобы вразумил Он меня святыми твоими молитвами…

Инок же, сотворив молитву, благословил его и сказал:

Отныне, чадо, дарует тебе Бог разумение, о котором просишь, чтобы мог и других учить…

С этого времени блаженный отрок, подобно плодоносной земле, напоенной дождём, приняв благословение от святого того инока, но скорее всего от ангела, изучал книжные премудрости без труда. Бог отвёрз ему разум, чтобы познать Писание. И рос отрок, возрастая разумом и добродетелями: любил пост и воздержание, от детских обычных игр уклонялся, прилежал же чтению Божественных книг, учась той премудрости, начало которой страх Господень. И так, от силы в силу возрастая, вырос мужем совершенным.

Родители его переселились из прежденареченного города Ростова в место, называемое Радонеж, не то чтобы место это было славно или знаменито, но так Бог благоизволил — да прославит угодника Своего на этом месте, о нём же расскажу вам. Переселились туда родители блаженного, а вскоре переселились и от жизни этой в места светлые и прохладные, оставив всё наследство свое наследнику Варфоломею. Он же, смерть родителей своих видя, размышлял, так говоря: «И я человек смертный, и всякий умрёт, как умерли родители мои». Так благоразумный отрок, рассудив о краткой нашей жизни, раздал оставшееся после родителей наследство, не оставив себе даже на пропитание, поскольку уповал на Бога, дающего пищу алчущим. После этого ушёл в пустыню и срубил там хижину и пребывал в ней, подвизаясь и молясь Богу непрестанно. Спустя некоторое время пришёл к нему некий священноинок, по имени Митрофан, и от него блаженный Варфоломей принял иноческий постриг. Исполнилось ему тогда двадцать три года, и было наречено имя ему Сергий.

Пробыл же тот священноинок с Сергием несколько дней, а уходя, сказал:

Чадо, я ухожу, тебя же предаю в руки Божий…

И прорёк:

Распространит Бог на месте этом обитель заликую и преславную!..

Помолившись же, ушёл, а святой Сергий остался на этом месте. И трудился, плоть свою умерщвляя бдением, постом и многоразличными трудами. Во время зимнее расседалась земля от мороза, он же только в лёгкой одежде переносил холода, слозно бесплотный. Не потерпели же бесы таких его подвигов, пытались согнать с этого места, представая перед ним иногда в виде зверей, иногда в виде змей. Пугали святого, устремлясь на него со свирепостью. Он же молитвою, словно оружием, прогонял их и страхования ах, словно паутину, раздирал своим великодушием.

Однажды ночью полк бесовский напал на него, словно некое воинство, и с великою яростью вопили:

Уходи отсюда, уходи, да не умрёшь злою смертью!..

И когда кричали, сильное пламя исходило из их уст. Он же, молитвою вооружившись, прогнал бесовское полчище и пребывал без боязни, поя и славя Бога. Слава о нём начала распространяться повсюду, и стекались к нему ради спасения люди из окрестных городов. Иные хотели жить рядом с ним, чтобы наставлял их на путь спасения. Он же любезно принимал приходящих к нему. И выстроил сначала небольшую перковь, которая повелением архиерея Феогноста была освящена во имя Святой Троицы. Также и монастырь честной воздвиг, который и доныне стоит благодатию Христовой. Будучи умоляем братиею, принял он священство от епископа Афанасия и хорошо пас вверенное ему словесное стадо, наставляя его на пажитях духовных, волков же мысленных молитвою прогоняя.

Прошло немного времени, и восстал диавол, не терпя тех обид, которые приходилось ему переносить от святого. Превратившись в змею, вполз в келью его, и наполнилась келия змеями. Святой же быстро встал на молитву, и все бесы с мечтаниями своими исчезли, словно дым. С того времени даровал ему Бог власть над нечистыми духами, а они не дерзали даже приблизиться к нему. Распространялась же слава о нём повсюду, и многие со всех сторон приходили к нему. Пришёл же архимандрит Симон из Смоленска и принёс многие богатства и отдал их в руки святого, чтобы воздвигнуть большую церковь, сам же себя отдал в полное подчинение святому.

И с помощью Божией преподобный Сергий вскоре на те деньги большую церковь построил и монастырь расширил. И жили они, словно ангелы на небе, с братиями, днём и ночью прославляя Бога. Случилось же как-то в монастыре оскудение запасов пищи, и пребывали братья в скорби великой, не вкушая ничего в течение трёх дней. Устав же преподобного гласил: да не исходят иноки из монастыря, чтобы просить у мирян хлеба, но возлагают надежду на Бога, питающего всякое дыхание, и у Него с верою просят всё необходимое. Но тогда ещё не был введён общежительный устав в монастыре.

Братья же, страдая от голода, начали роптать на святого, говоря: «Доколе будешь возбранять нам ходить в мир и просить подаяние? Потерпим ещё эту ночь, а завтра уйдём отсюда, чтобы не умереть нам с голода».

Святой же утешал их, рассказывая о жизни святых отцов. О том, как они многие скорби, голод, и жажду, и наготу ради Господа претерпевали. А напомнил им слова Христа:

Посмотрите на птиц небесных, которые не сеют, не жнут, ни в житницы не собирают, но Отец Небесный питает их. Если же Он птиц питает, неужели нас не может прокормить? и Необходимо потерпеть, а мы нетерпеливы. Не хотим претерпеть небольшого искушения, приключившегося с нами. Если бы с благодарностью приняли его, то великую пользу принесло оно вам. Ведь золото обязательно огнем испытывается…

И добавил: «Сегодня ненадолго претерпели оскудение, завтра же настанет преизобилование всех благ». И сбылось то, что он предрёк,— наутро в монастырь принесли множество свежеиспеченных хлебов, и много рыбы, и множество других приготовленных блюд от какого-то незнакомого человека. Сказали же принесшие всё это: «Это христолюбец прислал авве Сергию и живущим с ним братиям». Умоляли же братья принесших, чтобы вкусили с ними пищи. Они же не захотели, сказав, что велено им поскорее возвратиться, и поспешно покинули обитель. Братия же, видя множество принесённой пищи, уразумели, что это — знак посещения Божьего, и сотворили молитву, благодаря Бога. Хватило же братии пищи той на много дней, и говорил им преподобный: «Смотрите, братья, и удивляйтесь, как подаёт Бог тем, кто терпит. Он не забудет убогих Своих до конца, и никогда не презрит этого святого места и живущих в нём рабов Своих, служащих Ему день и ночь». Воспомянуть подобает ещё и это — как преподобный отец наш Сергий в самом начале своей жизни в пустыне выбрал место безводное и, чтобы потрудиться, издалека носил воду, утруждая тело. Когда же, по изволению Божию, умножилось число братии и возник монастырь, обнаружилась великая надобность в воде, которую с большим трудом приходилось носить издалека. И из-за этого роптали некоторые братья на святого, говоря: «Зачем, не подумав, выбрал это место? Зачем здесь, а не близ воды, устроил обитель?» Святой же отвечал: «Я, братья, один хотел на этом месте безмолвствовать, а поскольку благоизволил Бог такой обители возникнуть, то Он силён и воду неоскудно нам подать. Только не изнемогайте, но молитесь с верою. Если Он людям непокорным источил воду из камня в пустыне, то конечно же вас, трудящихся ради Него, не презрит». После этого, тайно взяв одного брата, пошёл в чащу, что близ монастыря—не было же никогда в этой чаще ручья — как свидетельствовали старые люди. Святой же, найдя во рву немного дождевой воды, приклонил колени и помолился прилежно Богу. И внезапно великий источник пробился, который и доныне всем известен. И черпают из него воду на всякую монастырскую потребу. Многие же исцеления случаются от этой воды с теми, кто с верою её почерпывает.

Творил же преподобный отец наш Сергий и иные различные чудеса: такую принял от Бога силу чудотворения, что даже мёртвого воскресил. У некоего человека, преданного обители, был сын единородный, одержимый болезнью. И он принёс его к преподобному, чтобы тот его исцелил. Отрок же по пути умер, и рыдал безутешно отец над ним. Преподобный же Сергий, видя рыдания этого человека, умилосердствовался и помолился и, воскресив отрока, отдал его живого отцу. И возвратился человек с радостию в дом свой с живым и здоровым сыном. Приходили же к нему одержимые духом нечистым, но, ещё не доходя до святого, бывали изгоняемы из них нечистые духи. И прокаженные очищались и слепые прозревали.

И прямо скажу: все, кто различными недугами одержимы бывали и с верою к святому приходили, не только телесное здоровье, но и пользу душевную обретали. И с двойным исцелением в дома свои возвращались. И все почитали и славили преподобного Сергия. И многие, желая увидеть честное лицо его и желая насладиться сладкой беседою его, из различных городов и стран стекались к нему. И многие иноки оставляли монастыри свои и к нему приходили, желая жить вместе с ним и получать наставления от него. Князья же и бояре и простые люди с усердием стремились к блаженному отцу: все его весьма почитали, словно одного из древних отцов или как одного из пророков.

Некий же поселянин, земледелец из дальней стороны, услышав о святом Сергии, пожелал увидеть его. И пришёл в обитель преподобного и расспрашивал, как увидеть его. Случилось же тогда преподобному копать землю на огороде.

Сказали об этом поселянину. Пошёл поселянин к огороду и, увидев святого в худой одежде, разодранной и много раз заплатанной, копающего землю, решил, что пославшие решили над ним посмеяться. Он надеялся увидеть святого в великой славе. И, возвратившись в монастырь, снова начал расспрашивать: «Где святой Сергий? Покажите мне его, ведь я издалека пришёл, чтобы повидать его». Они же отвечали: «Воистину тот самый, кого ты хотел увидеть». Вскоре подошёл святой, но увидел его поселянин и возгнушался, отвернулся и не хотел даже взглянуть на блаженного. Сам же в себе поносил его: «Сколько трудов предпринял я впустую! Пришёл, чтобы увидеть великого пророка, о котором столько слышал. Надеялся увидеть его в великой чести и славе, и вот вижу какого-то нищего и нечестного старца».

Святой же, уразумев эти помышления, стал благодарить его, ибо как гордый о похвалах и почитании, так смиренномудрый о бесчестии и уничижении своём радуется. И, пригласив поселянина с собою, поставил перед ним еду и стал угощать его. И сказал ему: «Не скорби, а того, кого хочешь, вскоре увидишь». Только он эти слова произнёс, как примчался вестник, возвещая о прибытии в монастырь великого князя. И встав, святой отправился навстречу князю, который приехал со множеством своих слуг. Увидев же святого, князь поспешил к нему и, поклонившись до земли, попросил благословения у преподобного. Он же благословил его и ввел в обитель с подобающей честью. И сев, оба, и князь и старец, беседовали, остальные же все стояли. А этот поселянин слугами был отогнан подальше, и старца, которым гнушался, старался издалека, приникнув, увидеть и не мог. Спросил же шёпотом одного из предстоящих: «Господин, кто этот старец, который сидит с князем?» И ответил ему тот: «Святой Сергий».

Начал же поселянин поносить и укорять сам себя: «Как это я ослеп и не поверил тем, кто указывал мне отца святого? Как не воздал ему достойных почестей? Заслуженно называют нас поселянами и невеждами! Как явлюсь теперь стыдом одержимый перед лицом святого?» Когда же покинул князь обитель, поселянин прибежал к преподобному и, стыдясь взглянуть на него, припал к ногам, прося прощения, поскольку от неразумия согрешил. Святой же любезно утешал его, говоря: «Не скорби, чадо, только ты один истинно познал меня, не найдя ничего особенного. Прочие же все соблазнились, называя меня великим». Из этого случая явно, насколько смиренным был преподобный отец Сергий, поскольку гнушающегося им земледельца больше возлюбил, нежели ту честь, которая оказана была ему князем.

Как-то блаженный, по обычаю, глубоким вечером стоял на молитве и прилежно о учениках своих Богу молился и вдруг услышал голос: «Сергий!» Он же удивился тому, что кто-то ночью зовет его. Прочёл молитву и отворил оконце келий, надеясь увидеть того, кто позвал его. И увидел свет великий, сияющий с небес, так что ночь стала ярче светлого дня. Услышал же он голос вторично, зовущий: «Сергий! Ты молишься о чадах твоих — услышано моление твоё! Посмотри же, сколько иноков во имя Святой Троицы собирается в твою обитель». Святой же посмотрел и увидел множество прекрасных птиц, не только в монастыре, но и вокруг монастыря сидящих и поющих песни ангельские, несказанной сладости.

И вновь услышал голос: «Так же, как ты видишь этих птиц, так умножится число учеников твоих, и после твоей смерти обитель не оскудеет. И так чудесно и различно будут они украшены добродетелями, во всём желая следовать тебе». Святой же удивлялся чудесному тому видению. Желая же иметь общника и свидетеля этого видения, позвал прежде упомянутого Симона, а тот находился неподалеку. Симон же, удивившись необычному призыву старца, быстро прибежал к нему, но не сподобился всего видеть. Только часть того небесного света узрел. Рассказал же ему святой всё, что видел и слышал, и радовались, вместе прославляя Бога.

Явление Богоматери

Явление Богоматери Сергию Радонежскому. Москва. Первая треть XVI

Как-то пришли греки из Константинополя, присланные ко святому от святейшего патриарха Филофея. Принесли от патриарха благословение и дары: крест, параман, и схиму, и послание. В нём же было начертано: «Милостию Божией архиепископ Константина града, вселенский патриарх Кир-Филофей, о Святом Духе сыну и сослужебнику нашего смирения Сергию. Благодать, мир и наше благословение да будет с вами. Слышали о весьма добродетельном житии вашем в Боге, и похвалы вознесли и прославили Бога. Однако вершина ещё не достигнута — поскольку нет у вас общежития. Но знаешь, преподобный, что и сам Богоотец, пророк Давид, который все познал, ничего так не хвалил: «То, что добро, то, что прекрасно, так это жить братиям вместе». Поэтому и мы совет благой даём вам, чтобы вы ввели общежитие, и милость Бога и наше благословение да будет с вами».

Это патриаршее послание преподобный принял и отправился к преосвященному всея России блаженному митрополиту Алексию и, показав ему послание, спросил: «Как ты повелеваешь, святой владыко?» Митрополит же отвечал старцу: «Ты, преподобный, стольких благ сподобился, ибо прославляет Бог прославляющих Его, что даже до дальних стран достиг слух о тебе и о житии твоём. Поскольку так великий вселенский патриарх советует тебе, то и мы советуем это же и хвалим».

И с этого времени преподобный Сергий ввёл общежительный устав в своей обители, повелев твердо соблюдать его. Ничего для себя не собирать, не называть ничего своим, но всё иметь только общее, по заповедям святых отцов. После установления общежительного устава, захотел он убежать от славы человеческой и в незнакомых поселиться местах, чтобы безмолвно наедине трудиться для Бога. И однажды, никому ничего не сказав, ушёл тайно из своей обители и направился в пустыню. Пройдя же около сорока поприщ, нашёл благоугодное место близ реки Киржач и там поселился. Братия же, увидев себя оставленной, пребывали в великой скорби и смущении, словно овцы без пастыря, и прилежно искали его повсюду.

По прошествии же некоторого времени разведали, где он живёт, и пришли к нему. И умоляли святого со слезами, чтобы возвратился в обитель, но он не захотел, возлюбив безмолвие и уединение. Из-за этого многие его ученики оставили лавру и с ним в пустыни той поселились. И вскоре монастырь и церковь во имя Пресвятой Богородицы воздвигли. Но братия великой лавры не мыслила жизни без отца и умоляли его, чтобы он возвратился к ним. А когда он отказался, пошли к преосвященному митрополиту Алексию, чтобы он послал к преподобному и повелел ему возвратиться. Блаженный же Алексий послал к нему двух архимандритов, моля его, чтобы он послушался и утешил братию возвращением своим, чтобы отяготившись без него, не разошлись и чтобы не опустело место святое. Преподобный же Сергий не мог ослушаться и возвратился в лавру на прежнее место. И утешилась братия.

Епископ Пермский, святой Стефан, великую любовь испытывал к преподобному. Как-то шёл он из своей епископии в Москву по дороге, которая отстоит от Сергиева монастыря на пять поприщ или чуть больше. Поскольку он спешил попасть в город, то решил не заходить в обитель святого, но зайти к нему на обратном пути. Находясь же напротив монастыря, встал на колени и прочёл молитвы: «Достойно есть» и обычную молитву. Поклонился преподобному Сергию и сказал: «Мир тебе, духовный брат». В этот момент преподобный Сергий находился на общей трапезе.

Уразумев духом поклонение епископа, тотчас же встал из-за стола и, немного постояв и молитву сотворив, поклонился также епископу, вдалеке от обители отстоявшему, и сказал: «Радуйся и ты, пастырь Христова стада, и мир Божий да пребывает с тобою». Братья же чрезвычайно удивились и решили некоторые, что преподобный увидел видение. По окончании же трапезы спросили его, а он рассказал им: «В тот час епископ Стефан, идущий ко граду Москве, встал напротив нашего монастыря и поклонился Святой Троице и нас грешных благословил». Позже некоторым из его учеников стало известно, что именно так и было. И дивились дару прозорливости их отца, данному ему от Бога.

Процветала же обитель преподобного весьма добродетельными мужами, и многие из них из-за своих великих добродетелей были взяты в другие монастыри на игуменство, а иные даже на святительские престолы возведены. Все же они преуспели в добродетелях благодаря наставлениям и руководству совершенного учителя и искусного исполнителя заповедей Господних преподобного Сергия, который явился образцом для своего стада, равноангельское проходя житие. Ещё живя во плоти, сподобился общению с бесплотными духами, ибо когда служил он Божественную литургию, ангел Господень сослужил ему, как свидетельствуют о том его ученики, Исаакий молчальник и Макарий, достоверные и в добродетелях совершенные мужи. Ибо они видели ангела Божия с преподобным Сергием в алтаре служащего, сияющего подобно солнцу, и ужасались, видя неизреченное величие его.

Блаженный митрополит Алексий, изнемогая от старости, видя приближающийся конец, призвал к себе преподобного Сергия и, взяв крест своей архиерейский, который на груди носил, золотом и каменьями драгоценными украшенный, подал преподобному. Он же, со смирением поклонившись, сказал: «Прости меня, владыко, ибо от юности не был златоносцем, в старости же ещё более хочу в нищете пребывать». Архиерей же сказал: «Знаю, возлюбленный, что это так, но сотвори послушание и приими от нас подаваемое тебе благословение». И так своими руками крест на святого, словно некое обручение, возложил.

И сказал: «Да будет известно тебе, блаженный, ради чего призвал тебя и что хочу устроить. Управлял я Богом врученной мне Российской митрополиею, как Он хотел, а ныне вижу себя приближающимся к концу. Так как не знаю дня смерти моей, то желаю ещё при жизни моей обрести мужа, который мог бы после смерти моей пасти стадо Христово. Не нахожу же никого, кроме тебя одного. Знаю же, что и великодержавные князья, и все люди мирские и духовные, все, до последнего, любят тебя и никого, кроме тебя, на митрополичий престол не потребуют поставить, поскольку ты достоин его. Сегодня же, преподобный приими сан епископский, а после моей кончины и престол приимешь».

Преподобный же, услышав эти слова, весьма оскорбился, поскольку считал себя недостойным такого сана. Но архиерею отвечал: «Прости меня, владыко, ибо выше моих сил хочешь возложить на меня бремя. Но этого не случится никогда. Кто я такой, грешный и худейший среди людей? Разве дерзну такого сана коснуться?» Блаженный же Алексий многократно убеждал святого, приводя примеры из Божественных Писаний, стараясь преклонить его волю, но любитель смирения не преклонился. Наконец отвечал: «Владыко святой, если не хочешь изгнать худость мою из этих пределов и от слуха твоего, никогда больше не говори мне об этом и не разрешай никому, да не постыдят меня такими словами, поскольку никто никогда не сможет обрести во мне на это изволения». Архиерей же, видя непреклонность святого, перестал говорить ему об этом, боясь, что устыдит преподобного, да не уйдет он в дальние страны и пустыни и да не лишится Москва такого светильника. Утешив же словами духовными, отпустил его с миром в монастырь.

Спустя некоторое время отошел от жизни святой митрополит Алексий, и снова блаженный Сергий был принуждаем с мольбою великодержавными князьями и всеми людьми воспринять престол митрополии Российской. Святой же, словно твердый адамант, пребывал непреклонным. Взошел же на престол некий архимандрит, именем Михаил, и дерзнул прежде посвящения облечься в одежду святительскую и белый клобук возложить на себя. Начал же на святого Сергия и на обитель его вооружаться, возомнил, что Сергий хочет пресечь его дерзновение, ища себе митрополии. Блаженный же, услышав похвальбу Михаила, сказал ученикам своим: «Михаил похваляется относительно обители нашей и нашей худости, но не получит желаемого, поскольку гордостью побеждён, и не увидит города царского». И сбылось пророчество святого: когда плыл на корабле Михаил к Царюграду, впал в недуг телесный и скончался, а на престол был возведен Киприан.

В тот год попущением Божиим за грехи наши случилось нашествие нечестивого царя татарского Мамая на Российскую землю. И поэтому великого князя Димитрия, скорбящего, святой Сергий молитвою вооружил и о победе пророчествовал, сказав: «Иди против варваров, великое отвергши сомнение, и Бог поможет тебе. Врагов победишь и здоровым в своё отечество возвратишься». Великий же князь, на помощь Божию и на молитвы святого надеясь, пошёл и, вступив в битву с татарами, победил их. Так что Мамай с малою дружиной едва убежал. Преподобный же, будучи прозорлив, видел то, что совершалось вдали. И, стоя с братиею на молитве в обители своей в то время, когда битва разразилась между христианами и татарами, возвестил, что в этот самый момент великий князь Дмитрий татар победил и тех христиан, которые во время битвы убиты были, по имени называл и приношение о них Богу приносил: всё ему Богом открыто было. Князь же с торжеством с поля боя возвратившись, пришел в обитель к преподобному и благодарил святого, ибо он помог ему своими прилежными молитвами к Богу.

Стоял однажды блаженный отец ночью во время обычного своего правила перед иконою Пречистой Богоматери и, часто на икону взирая, говорил: «Пречистая Мать Христа моего, заступница и крепкая помощница рода человеческого, будь за нас недостойных ходатаицей, всегда моля Сына Своего и Бога нашего, да призрит Он на место святое, которое заложено в похвалу и честь Святого Имени Его во веки. Тебе, Мать Сладчайшего Христа, молитвеннице к Нему, как многое дерзновение стяжавшей, отдаём себя, рабы Твои, Ты всем нам спасение, упование и пристанище». Так молился и благодарственный канон, то есть акафист, Пречистой отпев, присел, чтобы немного отдохнуть. Ученику же своему Михею сказал: «Чадо, трезвись и бодрствуй, поскольку чудное и ужасное посещение в этот час должно произойти». Только святой промолвил это, как внезапно раздался голос: «Се Пречистая грядет!»

Святой же, услышав голос, быстро вышел из келий в сени, и вот свет великий, ярче солнечного, осиял святого, и увидели они Пречистую с двумя апостолами, Петром и Иоанном, блистающих неизреченною светлостью. И увидев их, святой упал ниц, не в силах видеть зари этой нестерпимой. Пречистая же Своими руками коснулась святого, сказав: «Не ужасайся, избранник Мой, Я пришла посетить тебя. Услышана молитва твоя об учениках твоих, о которых ты молился, и об обители твоей. Не скорби, ибо отныне она всем будет изобиловать. Не только при жизни твоей, но и по смерти твоей неотступно буду заботиться об обители, все необходимое подавая ей неоскудно и сохраняя её и покрывая». Сказав это, стала невидимой.

Святой же, словно в исступлении, был страхом великим и трепетом охвачен. И через некоторое время придя в чувство, нашел ученика своего лежащим от страха, словно мёртвого, и поднял его. Он же, упав в ноги старцу, спросил: «Скажи мне, отче, ради Господа, что означает это чудесное видение? Поскольку дух мой едва не разлучился с плотью из-за этого блистающего видения». Святой же, радуясь душою, так что просияло лицо его от неизглаголанной той радости, не мог ничего другого сказать: «Потерпи, чадо, поскольку дух мой во мне трепещет от чудного видения». И стоял молча и дивился. Через некоторое же время сказал ученику своему: «Чадо, позови Исаакия и Симона». И когда они пришли, рассказал им по порядку, как видел Пречистую Богородицу с апостолами и что Она сказала ему. Услышав же это, исполнились они радости и веселия, и все вместе отпели молебен Богородице. Святой же всю ночь пребывал без сна, размышляя над милостивым посещением Пречистой Владычицы.

Служил как-то преподобный Божественную литургию, а ученик его Симон, о нём же мы прежде упоминали, совершенный в житии, был экклесиархом. И видел он огонь, ходящий по жертвеннику, и окружающий алтарь и служащего Сергия. И стоял святой, объятый огнём с головы до ног. Когда же наступило время причащения, огонь этот Божественный свился, словно плащаница, и вошёл в святую чашу и им причастился достойный служитель, святой Сергий.

Всю свою долгую жизнь прожил преподобный в великом воздержании и трудах и много чудес сотворил и к глубокой старости подошёл: исполнилось ему семьдесят восемь лет. Предуведав за полгода своё преставление к Богу, призвал братию и вручил старейшинство своему ученику Никону, который был ещё довольно молод, но ум его сединою процвёл, и всем своим житиём подражал он учителю и наставнику своему Сергию. Этого Никона Сергий игуменом поставил, а сам начал безмолвствовать, в сентябре же впал в недуг телесный и, уразумев, что настало время окончательного к Богу отшествия, призвал и поучил братию. Благословение и прощение всем подал, а в самый час исхода причастился Святых Тайн. Так святую свою душу предал он в руки Божий.

Было же лицо его светлым, не как у мертвеца, а как у спящего человека, а это известное знамение его душевной светлости и мздовоздаяния от Бога. И положено честное тело его в обители, в которой он добро подвизался. После прошествия тридцати лет были обретены мощи его целыми и нетленными, и к одеждам его не прикоснулось тление: благоухание же неизреченное исходило и многие исцеления болящим подавались. Но и доныне от честного его ковчега, словно от источника, истекают исцеления всем с верою притекающим. Как при жизни, так и после преставления, великий этот чудотворец великие и неисчетные творит чудеса во славу Христа нашего Бога, ему же честь и благодарение вовеки, аминь.

Памятник Сергею Радонежскому

Сергиев-Посад. Памятник преподобному Сергею Радонежскому

О мощах преподобного Сергея Радонежского

Преподобный Сергий Радонежский окончил своё земное служение 25 сентября 1392 года, на 78-м году жизни. А за полгода до смерти он предупредил учеников своих, что именно в этот день Бог возьмёт его к Себе. Перед кончиной преподобный Сергий назначил игуменом обители старца Никона, а сам удалился в келью, чтобы в безмолвии приготовиться предать Господу чистую душу свою. В самый же день блаженной кончины своей преподобный Сергий призвал игумена и братию, преподал им наставления и, приняв Святых Тайн, мирно предал дух свой Господу.
Со слезами похоронила братия своего незабвенного наставника вблизи церкви Святой Троицы, им же самим сооруженной. Но, как говорилось ранее, во время набега на Москву полчищ хана Едигея монастырь был сожжён дотла. Сгорела и Троицкая церковь, но реликвии и ценности её удалось спасти. Троицкий собор, возведенный впоследствии над могилой преподобного Сергия, стал одним из первых мемориальных памятников Московской Руси, потому что к этому времени уже были обретены мощи преподобного Сергия, причём обретение их сопровождалось многими чудесами и исцелением недужных и больных людей. Мощи, покоящиеся у южной стены Троицкого собора, близ иконостаса, и по сей день источают благодать и исцеление всем, кто приходит к ним с верой.

Как писал барон Герберштейн, побывавший на Руси два раза: «Говорят, что погребённый там (в Троице-Сергиевой обители. — Н. И.) святый Сергий творит чудеса; удивительное стечение племён и народов прославляет его; туда ездит часто сам князь, а народ стекается ежегодно в известные дни и питается от щедрот монастыря».
В XVII веке келарь Симон Азарьин в предисловии к составленному им «Житию преподобного Сергия» писал: «Не токмо во едином Русском государстве, но и во всех странах земли обносится имя его и прославляется величайшим наименованием. И от дальних стран патриархи и митрополиты, архиепископы и епископы, иноки и миряне от Азии и Африки и Европы и всея вселенная и доныне приходят на поклонение к преподобным мощам его и во святой его обители воздают мольбы и моления к Святой Троице, Пречистой Богородице и Преподобному Сергию».
А русский историк речь В. О. Ключевского сказал:

Ворота Лавры Преподобного затворятся и лампады погаснут над его гробницею только тогда, когда мы растратим без остатка весь духовный нравственный запас, завещанный нам нашим великим строителем земли Русской, как преподобный Сергий…

И после Октябрьской революции это случилось.
VIII отдел, занимавшийся при Народном комиссариате юстиции вопросами отделения церкви от государства, призвал к «ликвидации мощей святых угодников Божьих», культ которых признавался «варварским пережитком старины». И началось тотальное вскрытие мощей, изъятие их и уничтожение. К началу 1919 года были вскрыты раки с мощами Тихона Задонского и Митрофана Воронежского, Михаила Тверского и Макария Жабынского, Евфимия Суздальского, Саввы Звенигородского и другие. А в апреле 1919 года VIII отдел решился приступить к разоблачению мощей преподобного Сергия Радонежского. Из письма братии Троице-Сергиевой лавры:

Насильственное прикосновение… нанесёт глубокое, никогда не могущее быть забытым оскорбление верующим, внесёт явную или затаённую вражду в общество, недоверие и злобу одних к всесильным другим. И это не только здесь в Посаде, не только в центре, в Москве, но и во всех городах и местностях России, где с именем Преподобного не без основания связывается всё святое, радостное и чистое…

Но на протесты монахов Троице-Сергиевой лавры, которых к тому времени оставалось около 180 человек, никто не обращал внимания, как и на сотни заявлений от церковных приходов Москвы и других городов. Вот что, например, писали прихожане крупнейшего в Москве храма Сергия Радонежского, умолявшие власти не совершать святотатства: «До глубины души взволнованы известием о предполагаемом вскрытии мощей преподобного Сергия в Троицкой Лавре. Вскрытие мощей Преподобного является оскорблением нашей православной веры и нашего народного чувства». Подписные листы были переданы Святейшему Патриарху Тихону, но и ему не удалось предотвратить кощунства.

Слухи о вскрытии мощей преподобного Сергия взволновали не только людей верующих. Против этого выступили и руководители Всероссийской коллегии по делам музеев и охране памятников искусств и старины, опасавшиеся, что немедленное вскрытие мощей, о котором объявил Сергиево-Посадский исполком, повредит деятельности создававшегося в Лавре художественно-исторического музея. Но и их призывы остались не услышанными. Да и можно ли было противостоять конным отрядам, подтянутым в мрачный апрельский вечер к стенам обители?!
11 апреля в 12 часов 50 минут Вонхонен, председатель Сергиево-Посадского исполкома, распорядился приступить к вскрытию раки с мощами преподобного Сергия. Михаил Горев, активный антирелигиозный пропагандист, в журнале «Революция и церковь» так писал об этом:«В Троицком соборе яблоку негде упасть… Над ракой горит целая лента серебряных и золотых лампад, из которых каждая имеет свою историю, будучи пожертвована тем или иным царём, царицей или великой княгиней. С двух сторон раки разместились кинематографические аппараты, и вокруг них суетятся операторы. Подле раки действующие лица: председатель исполкома, члены исполкома, доктора, представители волостей. Иеромонах Иона с Георгиевским крестом на груди, бывший моряк, уже облёкся в богослужебные ризы. Два диакона в синих расписных стихарях нетерпеливо помахивают разожженными кадилами. В глубине солеи, у царских дверей, разместились монахи, впереди них Кронид. Оперся на свой настоятельный посох и смотрит взглядом мрачным и зловещим.
8 часов 20 минут вечера. Председатель исполкома предлагает приступить к вскрытию. Два диакона приближаются к Крониду, поднимают перед ним кадила и басят:

Благослови, владыко!..

Затем подходят к раке, совершают перед ней уставное каждение, три раза по три. Покадив, отходят. К раке приближается иеромонах Иона, падает ниц, совершает перед гробницей три поясных поклона, затем кланяется Крониду. Монахи начинают петь величание Сергию, но их обрывает председатель исполкома, указывая, что для этого пения монахи могут выбрать более подходящее время, и этого времени до вскрытия мощей монахи имели более, чем достаточно. Монахи смущены, начинается вскрытие».
На площади перед Лаврой собралось множество народа, но в обитель никого не пустили. Вскрытие снимали на кинопленку, которую потом по указанию В. И. Ленина демонстрировали в кинотеатрах. Из протокола вскрытия (11 апреля 1919 года):

Иеромонах Иона… снимает покровы: зелёный, голубой, чёрный, тёмно-синий, малый покров и так далее. По снятии шапочки с головы виден человеческий череп, лежащий частью на лубке, частью на весу… Длина человеческой фигуры соответствует человеку среднего роста. Иона приподнимает испепелившуюся ткань… нижняя челюсть отделилась. В ней семь зубов… Видны рыжего цвета волосы, отдельные позвонки, кости таза, правая берцовая, бедренные кости целы; малые берцовые кости найдены полуразрушившимися. По заявлению доктора череп соответствует по своей древности костям. В области грудной клетки лежат беспорядочные кости ручных кистей. Одежда была, по-видимому, из грубого деревенского сукна. Всё было перевязано крест-накрест ремнем в виде веревочки толщиной в обыкновенный карандаш. Под этими останками костей лежит слой истлевшей одежды. Настоящий протокол читается… всем присутствующим. Возражений нет…

Разорение Троице-Сергиевой лавры

Разорение Троице-Сергиевой лавры и похищение мощей Преподобного Сергея Радонежского

Так совершилось надругательство над останками преподобного Сергия, которые после вскрытия раки были кощунственно оставлены открытыми. Власти посчитали, что вид тления отвратит верующих от великого угодника Божьего, которого отец Павел Флоренский называл «Ангелом-хранителем Русской земли». Однако вскрытие мощей преподобного Сергия вызвало ещё большее паломничество в Троице-Сергиеву лавру, и над гробом молитвенника и заступника России совершались непрерывные молебны.

Но Лавру и её святыни ожидали ещё многие испытания. За несколько дней до третьей годовщины Октябрьской революции, в 3 часа утра — во время совершения обычного молебна, красноармейцы окружили Лавру, арестовали почти всю братию и отвели монахов в Черниговский скит. Троицкий собор, а потом и остальные монастырские храмы были запечатаны, после чего в Совнарком стали поступать новые заявления и просьбы. Чрезвычайно взволновал верующих слух о предполагаемой передаче мощей преподобного Сергия в один из московских музеев. И тогда Святейший Патриарх Тихон обратился к председателю Совнаркома В. И. Ленину с просьбой открыть храмы Лавры и допустить верующих к гробу преподобного Сергия. Патриарх неоднократно пытался пробиться к главе государства, и В. И. Ленин не мог не знать об этом. Знал он и о том положении, в котором находилась Русская Православная Церковь. Однако под прикрытием охраны монастырских памятников безбожные власти стремились уничтожить почитание святынь Лавры.

Поток обращений об открытии Лавры не прекращался, и был он так велик, что в 1921 году. Президиум ВЦИК поручил П. А. Красикову (заместителю наркома юстиции) дать своё заключение о возможности открытия Лавры. И тот в ответе в канцелярию ВЦИК и в Моссовет сообщил, что Лавра обращена в музей, часть её территории занята Электротехнической академией и Институтом народного образования, поэтому отправление культа «вредно отразилось бы на ходе занятий».
Однако в большевистских кругах нашлись люди, понимавшие, что недопустимо надругательство над мощами святых. Так, 22 апреля 1920 г. большевик С. И. Мицкевич писал В. И. Ленину:

Я считаю… что ничего более нелепого и вредного для нас, как это пресловутое вскрытие, нельзя и представить. Это никого ни в чем не убеждает, распространяется убеждение, что настоящие мощи прячут, а всовывают поддельные. Озлобление же растёт… Это ведь, кроме того, является нарушением принципа отделения Церкви от государства… Необходимо срочно дать распоряжение о прекращении повсеместно этих актов и вообще против поступков, грубо нарушающих религиозные чувства населения…

comments powered by HyperComments

LavraТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА Лавра, в церковной литературе обычно Свято-Троицкая Сергиева Лавра — крупнейший православный мужской ставропигиальный монастырь России (РПЦ МП), расположенный в центре города Сергиев Посад Московской области, на реке Кончуре́. Датой основания монастыря принято считать поселение Сергия Радонежского на Маковце в 1337 году. С 1688 года Патриаршая ставропигия. 8 июля 1742 года императорским указом Елизаветы Петровны монастырю был присвоен статус и наименование лавры. 22 июня 1744 последовал указ Святейшего Синода архимандриту Арсению о именовании Троице-Сергиева монастыря лаврою. Была закрыта 20 апреля 1920 года Декретом Совета Народных Комиссаров «Об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой Лавры», возобновлена весной 1946 года. В Средние века, в отдельные моменты истории, монастырь играл заметную роль в политической жизни Северо-Восточной Руси. Был опорой власти и народа. Согласно принятой церковной историографии, принимал участие в борьбе против татаро-монгольского ига. Противодействовал сторонникам правительства Лжедмитрия II в Смутное время (См. Троицкая осада). Официальный сайт

modal_quad ×

Примечание

  • Публикация подготовлена редакцией сайта «АртПолитИнфо» // при составлении публикации были использованы материалы: видео «Сергий Радонежский. Заступник Руси»;  речь В. О. Ключевского в Московской духовной академии в конце сентября 1892 года; Житие Преподобного Сергия Радонежского и другие открытые источники. Справку о Троице-Сергиевой лавре см. выше
artpolitinfo_quad

даты