АвторРЕДАКЦИЯ САЙТА

300 лет Новому Году

Петр I

С 1 числа настанет новый 1700 год, купно и новый столетний век…Пётр I, Император России
месяцаименования

таблица славянских месяцаименований

От соковика до сентября

Что именно представлял собой календарь древних славян точно неизвестно. Все исследователи солидарны в том, что изначально счёт времени вёлся по сезонам. Скорее всего первоначально славянами  применялся 12-месячный лунный календарь, а позже произошёл переход  к лунно-солнечному календарю, в котором семь раз в каждые 19 лет вставлялся добавочный, 13-й месяц. Названия месяцы носили чисто славянские, связанные с явлениями природы и могли отличаться друг от друга в зависимости от климатических условий. К примеру где-то январь назывался сечень (время вырубки леса), где-то просинец (после зимней облачности появлялось синее небо), где-то студень (так как становилось студено, холодно). Февраль называли и сечень, и снежень, и лютый (лютые морозы); март — березозол (здесь существует несколько толкований: начинает цвести береза; брали сок из берез; жгли березу на уголь), сухий (самый бедный осадками в древней Киевской Руси, в некоторых местах уже высыхала земля, соковик (напоминание о соке березы); апрель — цветень (цветение садов), березень (начало цветения березы), дубен, квитень и т. д.; май —травень (зеленеет трава), летень, цветень; июнь — червень (краснеют вишни), изок (стрекочут кузнечики — «изоки»), млечень; июль — липец (цветение липы), червень (на севере, где фенологические явления запаздывают), серпень (от слова «серп», указывающего на время жатвы); август — серпень, жнивень, зарев (от глагола «зареветь» — рёв оленей, либо от слова «зарево» — холодные зори, а возможно, от «пазорей» — полярных сияний); сентябрь — вересень (цветение вереска); руень (от славянского корня слова, означающего дерево, дающего желтую краску); октябрь — листопад, «паздерник» или «кастрычник» (паздеры — кострики конопли, название для юга России); ноябрь — грудень (от слова «груда» — мёрзлая колея на дороге), листопад (на юге России); декабрь — студень, грудень, просинец. Многие древние названия месяцев позже перешли в ряд славянских языков и в значительной степени удержались в некоторых современных языках, в частности в украинском, белорусском и польском. Вместе с официальным принятием христианства в конце Х века на Русь перешло летосчисление, применявшееся римлянами, — юлианский календарь (основанный на солнечном годе), с римскими наименованиями месяцев и семидневной неделей. Счёт годов в нём вёлся от «сотворения мира», которое  произошло за 5508 лет до нашего летосчисления*. В течение многих веков началом года считалось 1 марта, но в 1492 году, в соответствии с церковной традицией, начало года было официально перенесено на 1 сентября и отмечалось так более двухсот лет.

вруцелето

вруцелето (способ удерживать в памяти различные календарные и пасхальные таблицы, располагая числа таблицы по суставам пальцев руки, т. е. «держать лета в руке»)

Вруцелето — «держать лета в руке»

Около XV века в церковно-славянском мире появляется вруцелето, применявшийся в православных церковных календарях и имевший большое значение при составлении пасхалий. По определению:

Вруцелето есть способ удерживать в памяти различные календарные и пасхальные таблицы, располагая числа таблицы по суставам пальцев руки, то есть  «держать лета в руке». Были «руки» на разные случаи, например «рука рождению и ущерблению Луны», «рука Иоанна Дамаскина — круг Солнцу» и так далее. В этих календарях каждому дню года была приписана одна из семи букв славянского алфавита: А (аз), В (веди), Г (глаголь), Д (добро), Е (есть), Z (зело) и 3 (земля). При этом буквы были расположены по особому принципу, соответствующим тому,  что первым днём от «сотворения мира» являлась пятница 1 марта. Тогда 2 марта будет субботой, а 3 марта — первым воскресным днем. Это воскресенье было обозначено первой буквой алфавита А. Последующие дни недели получили для своего обозначения остальные буквы алфавита, но в обратном порядке. Так, 4 марта (понедельник) — 3, 5 марта (вторник) — Z, 6 марта (среда) — Е, 7 марта (четверг) — Д, 8 марта (пятница) — Г, 9 марта (суббота) — В, 10 марта (воскресенье) опять буква А. Таким образом, буква А являлась вруцелетом для первого года от «сотворения мира», так как она соответствовала в этом году всем воскресным дням. Так как в году 52 недели и 1 день, то во втором году от «сотворения мира» первое воскресенье приходилось па 2 марта, и потому вруцелетом являлась буква В. На третьем году вруцелетом являлась буква Г, так как 1 марта падало на воскресенье. После високосных лет имеет место скачок через одну букву…

Таким образом, вруцелето даёт возможность определить воскресные дни любого года, а тем самым узнать день недели любого дня года. Идея вруцелето, сам символ «лета в руке» носит сакральный характер, практическое его употребление есть некая мини-мистерия. Так же понимание вруцелето остаётся важным для чтения русских летописей, так как облегчает возможность установить точную дату.

указ Петра I

Новогодний указ Петра I

Новый Год от Петра I

Девятнадцатого декабря 7208 года (1699) был подписан и обнародован именной указ Петра I о реформе календаря в России, по которому вводилось новое начало года — от 1 января и новая эра — христианское летосчисление (от «рождества Христова»). Петровский указ назывался:

О писании впредь Генваря с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от сотворения мира…

В указе предписывалось день после 31 декабря 7208 года от «сотворения мира» считать 1 января 1700 года от «рождества Христова». Следует заметить, что указ заканчивался благоразумной оговоркой:

А буде кто захочет писать оба те лета, от сотворения мира и от Рождества Христова, сряду свободно…

На следующий день после оглашения на Красной площади в Москве указа Петра I о реформе календаря, то есть 20 декабря 7208 года, был оглашён новый указ царя — «О праздновании Нового года»:

7208 (1699) года декабря в 20 день великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец указал сказать:

Известно ему, великому государю, стало — не только что во многих европских християнских странах, но и в народах славянских, которые с восточною православною нашею Церковью во всём согласны — как валахи, молдавы, сербы, далматы, болгары и самые его, великого государя, подданные черкасы, и все греки, от которых наша вера православная принята — все те народы согласно лета свои исчисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть января с 1 числа, а не от Создания мира, за многую рознь и считание в тех летах. И ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего января с 1 числа настанет новый 1700 год, купно и новый столетний век. И для того доброго и полезного дела указал (великий государь) впредь лета счислять в приказах и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего января с 1 числа от Рождества Христова. А в знак того доброго начинания и нового столетнего века в царствующем граде Москве после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви, и кому случится и в доме своем, по большим и проезжим знатным улицам, знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, елевых и можжевелевых — по образцам, каковы сделаны на Гостином дворе и у нижней Аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможно. А людям скудным каждому хоть по деревцу или ветке над воротами или над хороминой своей поставить. И чтоб то поспело ныне будущего января к 1 числу сего года, а стоять тому украшению января по седьмой день того ж 1700 года. Да января ж в 1 день, в знак веселия, друг друга поздравляя с Новым годом и столетним веком, учинить сие: когда на большой Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет — то по всем знатным дворам боярам, и окольничим, и думным, и ближним, и знатным людям палатного, воинского и купецкого чина знаменитым людям каждому на своем дворе из небольших пушечек, если у кого есть, и из нескольких мушкетов или иного мелкого ружья учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет, сколько у кого случится. И по улицам большим, где пространство есть, января с 1 по 7 число по ночам огни зажигать из дров, или хвороста, или соломы. А где мелкие дворы — собравшись по пять или шесть дворов такой огонь класть или, кто захочет, на столбиках поставить по одной, или по две, или по три смоляные и худые бочки, и наполняя соломой или хворостом зажигать. А перед Бурмистерской ратушей стрельбе и таким огням и украшению по их смотрению быть же…**

Всё произошло согласно царёву указу. В канун Нового года Петр I сам зажёг на Красной площади первую ракету, дав этим сигнал к открытию праздника. Улицы осветились иллюминацией. Начались колокольный звон и пушечная пальба, раздались звуки труб и литавр. Царь поздравлял население столицы с Новым годом, гуляния продолжались всю ночь. Из дворов в тёмное зимнее небо взлетали разноцветные ракеты, а «по улицам большим, где пространство есть», горели огни — костры и пристроенные на столбах смоляные бочки. Дома жителей деревянной столицы принарядились в хвою «из древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых». Целую неделю дома стояли украшенными, а с наступлением ночи зажигались огни. Стрельба «из небольших пушечек и из мушкетов или иного мелкого оружья», а также пуск «ракетов» были возложены на людей, «которые золота не считают». А «людям скудным» предлагалось «каждому хотя по древцу или ветве на вороты или над храминою своей поставить».

Декрет о календаре

«Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря»

Старо — старо-новый — новый стиль

Так как на Руси новый год изначально считался от 1 марта, а затем, до петровской реформы, от 1 сентября, то и в русских летописях применялись два «стиля»: мартовский и сентябрьский. Исследователи советуют при чтении летописей или других исторических документов прежде всего определить, в каком стиле идёт датировка, и только затем приступить к редукции, то есть переводу летописной даты на современное летосчисление. Существуют следующие правила:

    1. Если неизвестно, в каком стиле датируется событие, то задача может быть решена только приближённо: из летописной даты надо вычесть 5508. Например, в источнике указана дата 6125 год от «сотворения мира». Тогда имеем 6125 — 5508 = 617 год н. э.
    2. Если событие датировано с указанием месяца, то в мартовском и в сентябрьском стиле из летописного года вычитается 5507, 5508 или 5509

После указа Петра I жизнь в России текла одновременно и по старому, и по новому стилю. Это было не удобно, с точки зрения официального делопроизводства и порядка. по этому, в 1830 году Петербургская академия наук выступила с предложением о введении в России нового стиля. Интересно, что бывший в то время министром народного просвещения князь К. А. Ливен отрицательно отнёсся к этому и в своем докладе царю Николаю I представил реформу календаря как дело:

несвоевременное, недолжное, могущее произвести нежелательные волнения и смущения умов… выгоды от перемены календаря весьма маловажны, почти ничтожны, а неудобства и затруднения неизбежны и велики…

Николай I с князем согласился. В 1899 году при Русском астрономическом обществе была создана комиссия из представителей многих научных учреждений, ведомств и министерств. Комиссия предложила ввести в России не григорианский календарь, а более точный, основанный на проекте И. Г. Медлера. Проект вновь отклонили. В комиссию поступило мнение святейшего синода, обер-прокурор которого Победоносцев отметил, что считает введение нового календаря несвоевременным. Все эти затеи были востребованы и осуществлены только после октябрьского переворота 1917 года. 24 января 1918 года Совет Народных Комиссаров принял «Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря». Он начинался словами:

В целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени, Совет Народных Комиссаров постановляет ввести по истечении января месяца сего года в гражданский обиход новый календарь…

Так как к этому времени разница между старым и новым стилями составляла 13 дней, то декрет предписывал после 31 января 1918 года считать не 1 февраля, а 14 февраля. Этим же декретом предписывалось до 1 июля 1918 года после числа каждого дня по новому стилю в скобках писать число по старому стилю: 14 (1) февраля, 15 (2) февраля и так далее. При переходе от григорианского календаря к юлианскому число календарной даты принято уменьшать соответственно:

    • с 15 октября 1582 года по 11 марта 1700 года — на 10,
    • с 12 марта 1700 года по 12 марта 1800 года — на 11,
    • с 13 марта 1800 года по 13 марта 1900 года — на 12,
    • с 14 марта 1900 года по 14 марта 2100 года — на 13.
comments powered by HyperComments

кирикКИРИК (1110 — ?) — основоположник русской научной хронологии. Кирик жил в древнем Новгороде и являлся диаконом Новгородского Антониева монастыря. В 1136 году Кирик написал оригинальный труд под названием «Учение..., имже ведати человеку числа всех лет», то есть «Наставление, как человеку познать счисление лет». Этот трактат по вопросам хронологии, явился первым па Руси трудом, рассматривающим вопросы измерения больших промежутков времени. В нём изложено учение о високосном годе, о вычислении пасхалий, о лунном годе и другие вопросы. В работе Кирика решаются такие задачи, как определение числа лет, месяцев, недель и дней, протекших от «сотворения мира» до эпохи составления рукописи. Он обнаруживает хорошее знакомство с такими хронологическими понятиями, как эпакта (возраст Луны в какой-нибудь определенный день года, например 1 января, то есть число дней, протекшее от последнего новолуния предшествующего года до 1 января текущего года), индикт (15-летний период), «солнечный круг» (28-летний период), «лунный круг» (19-летний цикл) и «великий индиктион» (цикл в 532 года)

modal_quad ×

Примечание

  • Публикация подготовлена редакцией сайта «АртПолитИнфо» // при составлении публикации были использованы материалы: фильм «300 лет Новому Году» (проект Леонида Парфёнова);  Некрылова А. Ф. «Круглый год. Русский земледельческий календарь» и другие открытые источники. Справку об основоположнике русской народной хронологии Кирике см. выше
  • * Эта дата была принята в VII веке в Греции — (прим. редакции)
  • ** В указе допущена существенная ошибка: 1700 год является последним годом XVII века, а не первым годом XVIII века. Следовательно новый век наступил с 1 января 1701 года, а не 1700, как сказано в указе — (прим. редакции)
artpolitinfo_quad

даты

Подробнее в даты
Святая Варвара
Святая Варвара — закон Благодати

По преданию, Святая Варвара родилась в Финикии в семье влиятельного язычника Диоскора. Она отличалась редкостной красотой, и...

Закрыть