АвторРедакция сайта

Николай Лесков: жизнь и наследие

leskov

Вот этот народный, вульгарный и вычурный язык, которым написаны многие страницы моих работ, сочинён не мною, а подслушан у мужика, у полуинтеллигента, у краснобаев, у юродивых и святош… Ведь я собирал его много лет по словечкам, по пословицам и отдельным выражениям, схваченным на лету, в толпе, на барках, в рекрутских присутствиях и в монастырях…Николай Лесков, русский писатель
Николай Лесков, русский писатель

Николай Лесков, русский писатель

Непрочитанный сказ

В русской литературе конца XIX века было два безусловных гения — Лесков и Достоевский. Это сегодня, в глазах читателя они дополняют друг друга, но как же были не дружны при жизни. Достоевский в «Дневнике писателя» (1873) буквально «уничтожает» Лескова в статье «Ряженый»:

Современный «писатель-художник», дающий типы и отмежевывающий себе какую-нибудь в литературе специальность (ну, выставлять купцов, мулсиков и прочее), обыкновенно ходит всю жизнь с карандашом и с тетрадкой, подслушивает и записывает характерные словечки… Читатели хохочут и хвалят, и, уж кажется бы, верно: дословно с натуры записано, но оказывается, что хуже лжи, именно потому, что купец или солдат в романе говорят эссенциями, то есть как никогда ни один купец и ни один солдат не говорит…

А сам Лесков говорил о себе:

Мои священники говорят по-духовному, нигилисты — по-нигилистически, мужики — по-мужицки, выскочки из них и скоморохи — с выкрутасами и так далее…

Николай Лесков, как человек, по воспоминаниям современников, всегда отличался тяжёлым нравом — «деспотичный, мнительный до маниакальности, вспыльчивый и гневливый, в теории строгий морализатор, а в реальности далеко не пуританин, он с удивительной последовательностью наживал себе врагов». Когда Лесков стал постоянным сотрудником газеты «Северная пчела» в Петербурге, его статьи, очерки сразу были замечены, но, как писал один из рецензентов:

Там тратится напрасно сила, не только не высказавшаяся и не исчерпавшая себя, а, может быть, ещё и не нашедшая своего настоящего пути…

Но «сила» нашла свой путь, и ох, каким он оказался сложным. В большую литературу Лесков пришёл в довольно позднем возрасте — после тридцати лет. Первые его шаги в ней начались с грандиозного скандала, повлиявшего на всю его творческую, и личную жизнь.
В мае 1862 года в Петербурге возникли большие пожары. Провластная печать связала их с появлением подпольной прокламации «Молодая Россия» и обвинила в поджогах нигилистов. В «Северной пчеле» по этому поводу появилась передовица, написанная Лесковым. Он требовал немедленного установления виновных и их наказания,  в чём усмотрели  провокацию, объявив, что Лесков призывает власти к принятию строгих мер против демократов. Разгневанный Лесков решил ответить.
Так, в 1864 году в журнале «Библиотека для чтения» под именем М. Стебницкого был опубликован бичующий роман «Некуда».
После этого автор был мигом зачислен литературной молвой в агенты Третьего отделения. Как вопрошал Писарев в статье «Прогулка по садам российской словесности»:

Найдётся ли теперь в России… хоть один журнал, который осмелился бы напечатать на своих страницах что-нибудь выходящее из-под пера г. Стебницкого и подписанное его фамилией?..

Так на Лескове появилось несводимое пятно. Его «листали», но «не читали» Как описывает в своей статье о Лескове Л. Калюжная:

И каждое новое произведение попадало под прицельный огонь газетно-журнальных полемистов: зачем в «Запечатленном ангеле» раскольники признают превосходство господствующей церкви? — это неправдоподобно и слишком законопослушно; почему Левша, попав в Англию, был там оценен как гениальный мастер и мог бы преуспевать, а вернувшись на родину, погибает? — это клевета на Россию…

Абсолютно русский язык Лескова, его ослепляющий дух и душу читателя сказ, равно могучий и по стилю и по смыслу, его чутьё к слову и духу — всё оказалось не принято. После его кончины в столе нашли письмо:

Прошу затем прощения у всех, кого я оскорбил, огорчил или кому был неприятен…

На сегодняшний день Лесков так и остался одним из самых значительных и непрочитанных русских «владетелей слова», уж слишком бездонно и широко русским он был, слишком отказывался сужаться в своих сказах…

comments powered by HyperComments

leskov nЛЕСКОВ, Николай Семенович (16.02.1831 года, сельцо Горохово Орловского уезда Орловской губернии — 5.03.1895 года, Санкт-Петербург) — русский писатель. В 1841 поступил в орловскую гимназию, но учился неровно и в 1846, не выдержав переводных экзаменов, начал службу писцом в Орловской палате уголовного суда. В 1857 Лесков стал служить в частной компании дальнего родственника, англичанина А. Я. Шкотта. В 1864 году вышел в свет роман Лескова «Некуда», в 1870 году роман «На ножах». То что сегодня считается лучшими его  произведениями «Леди Макбет Мценского уезда» (1865) // «Воительница» (1866) // хроники «Старые годы в селе Плодомасове» (1869) // «Захудалый род» (1874) при жизни автора прошли почти незамеченными. Лесков вошёл в литературу как знаток духовной и бытовой жизни народа, обладатель волшебного языка. Так же он был блестящим стилизатором, владевшим эзоповской манерой, любившим красочный, почти лубочный стиль. Последние пять лет жизни Лесков тяжело страдал от постоянных приступов астмы, в конце концов сведших его в могилу. Похоронен на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге

modal_quad ×

Примечание

  • Публикация подготовлена редакцией сайта «АртПолитИнфо» // при составлении публикации были использованы материалы: видеопередача телеканала «Культура», Лев Аннинский: «Николай Лесков — жизнь и наследие»; статьи Н. С. Лескова; Ф. М. Достоевский «Дневники писателя»;  Л. Калюжная «Николай Семёнович Лесков» и другие открытые источники. Биографическую справку о Н. С. Лескове см. выше
artpolitinfo_quad

даты

Подробнее в даты
масленица
Масленица

Первое упоминание о Масленице, с описанием всего происходящего в отпущенное ей время, известно только с...

Закрыть