АвторИван Тузовский

гримуары

В поисках исторических аналогий в гримуарах

«Новое средневековье» или рискованные исторические аналогии

Попытка удержать стабильное настоящее приводит к классической ситуации — поиску ретроспективных аналогий. Это создает рекурсивно-циклические модели истории: возвращающие в актуальное настоящее символическое осмысление предшествовавших эпох как родственных (даже скорее, «клонированных»). Классический пример такой модели — теории «мировой деревни», возникающей как следствие глобализации экономики и появления новых феодалов — ТНК; или теория «нового средневековья» У. Эко*. Отметим, что и в той и другой модели на лицо апелляция к феодальным вассально-ленным отношениям. В принципе, это неудивительно, Эко — медиевист и видит в настоящем и будущей перспективе образ знакомого средневековья. Несколько выходя за рамки перечисления основных концептов в описании будущего, отметим личное наблюдение. Современная социальная структура столь многомерна и неявна в своей иерархии, что ее трактовка как «нового старого» принципиально зависит только от исторических симпатий исследователя. Нарисуем простую сюрреалистическую картину — вместо средневековья построим картину афинского рабовладельческого полиса период классики.
Гражданами Российского полиса являются лица, официально обладающие гражданство, желательно — с внешностью либо русской, либо соответствующей региону проживания. Легальные иммигранты — метеки, гражданских прав не имеют, однако же экономическую деятельность осуществляют. Нелегальные иммигранты — де-факто, рабы, роль кандалов здесь исполняет угроза высылки из страны, тюремного заключения и пр. Граждане действительно делятся на демы по доходам и суды, и ареопаг будут играть на руку аристократам (в данном случае — финансово-бюрократической природы). Роль агоры исполняет одновременно и любая площадь и интернет. Последние «цветные» события в Молдавии показали, что Интернет и сотовая связь обладают социально-детонирующим эффектом сродни восточному базару. Как выразилась журналистка Наталья Морарь, которую обвиняют в организации беспорядков в Молдавии:

Шесть человек. 10 минут на креатив и принятие решения. Несколько часов распространения информации по сетям, facebook, блогам, смс друзьям и e-mail рассылкам. Вся организация — через интернет. На улицу вышло 15 тысяч молодежи!!!..

То есть и «революцию роз» в Грузии и «оранжевую революцию» в Украине вполне можно трактовать как проявления «прямой демократии» по-афински.

Киберпространство превратилось в глобальную электронную агору, где широчайший спектр общественного недовольства разражается какофонией всевозможных оттенков…Кастельс, М. «Галактика Интернет: размышления об Интернете, бизнесе и обществе»

Мы могли бы построить аналогичные картины для, по сути, любого этапа европейского развития, кроме разве что первобытности — и век Просвещения и век Возрождения, «новый» Индустриализм — все это легко вписывается в окружающую нас реальность. Предложенная ранее концепция киберфронтира не вполне является исторической аналогией — поскольку социокультурная ситуация фронтира оказалась универсально-повторяемой для определенного типа объективно существующего пространства, а не вызвана к жизни технологическим развитием, которое, в большинстве случаев, прогрессивно и неповторимо.
Вместе с тем, у рекурсивно-циклической модели исторического «аналогизирования» как метода осмысления современности есть значительный иллюстративный плюс — она показывает, что осмыслить нынешнее социальное состояние одной генерализацией отношений невозможно — наше общество «мультиплицировано», разложено в пространстве различных эпох и традиций.

comments powered by HyperComments

тузовскийТУЗОВСКИЙ, Иван Дмитриевич — кандидат культурологии, доцент кафедры культурологии и социологии Челябинской государственной академии культуры и искусств, автор монографии «Светлое завтра? Антиутопия футурологий и футурология антиутопий». Научные интересы: Стратегическое управление // Информационное общество // Интернет // Теория и история культуры // Социальное прогнозирование // Футурология // Постиндустриальное общество // Антиутопии. Авторская страница на портале «Ассоциация футурологов»

modal_quad ×

Примечание

  • Фрагмент монографии И.Д. Тузовского,  Светлое завтра? Антиутопия футурологии и футурология антиутопий / И. Д. Тузовский; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. — Челябинск, 2009 // содержание статьи является частным мнением автора и не во всём совпадает с идейной установкой редакции сайта. Статья предлагается к ознакомлению, как иллюстрация размышлений на данную тему
  • * Эко, У., Средние века уже начались
artpolitinfo_quad

приметы средневековья

Подробнее в приметы средневековья
чумак-кашпировский
Кашпировский вернулся

Россию накрывает эпидемия почище Эболы. По Первому каналу с успехом прошёл сериал «Чудотворец» о жизни...

Закрыть