АвторИван Ильин

безбожник, СССР

«я безбожник», обложка журнала, 1925 год

Как русские люди превращаются в советских патриотов? | из сборника статей «Наши задачи» 

Пути этого превращения различны и многообразны, и не все дороги жизни заслуживают особого описания. Трагедия голода, безработицы и отчаяния; трагикомедия паники, безволия и безличности; комедия глупости, хитрости и невежества — понятны. Их не надо разъяснять.
Но есть и сущие превращения.
Есть искренние превращения: человек тоскует по родине, а родина для него не дух, не честь, не культура, не самостоятельное и свободное цветение народной души и даже не ранг народа в мировой истории. Родина для него — это стихия национального языка (хочу говорить по-русски!); ширь ландшафта (мне здесь тесно и душно, хочу наших равнин и лесов!); острота климата (морозы, снега, весенний ветер, грозы, ливни, бури!) и аромат быта (выветрившийся в советчине!).
От многолетней усталости, близорукости и поверхностного жизневосприятия — он перестаёт воспринимать порочное, позорное и противорусское качество советчины.
Пропаганда подталкивает его, колеблющегося, — и он готов «сопричислиться». Таких не мало. Может быть, они и уцелеют, по своей незаметности, где-нибудь в уголочке…
Но есть и неискренние превращения. Человек отлично понимает и порочность, и позорность, и антинациональность советчины; понимает, но не чувствует её; и потому все это не мешает ему «сопричисляться». У него холодное сердце и мертвая совесть: в нём нет русского патриотизма (были раньше зачатки, да эмигрантский сквозняк продул и выдул!), нет любви к своему народу (отвык, да и сердца у него не было!), нет живого отвращения к той системе пошлости, лжи, насилия и раболепства, которая вот уже 30 лет уродует добрую и благородную душу нашего народа. Он холодно наблюдает, рассчитывает, любопытствует, «прикидывает»; советуется с международной «закулисой» и, подбодренный ею, решает. Ведь умные люди вообще верят в «правоту» сильного и в умение держать нос по «ветру»; а смысл великого урагана истории и скрытый в нём приговор злодейству — им недоступен. И вот он готовит себе необходимые «связи», «договаривается», «называется груздем» и «лезет в кузов». Это не значит, что он немедленно «возвращается». Да и пустят ли его?… Нет, он нередко остается в эмиграции, начинает советскую пропаганду, лжёт иностранцам по советской указке, лжёт и по-русски, нарочно смешивает Россию с Советским Союзом, путает все понятия, выдает зло за добро и добро за зло, отправляет других на погибель и становится слугою дьявола. Такова была предательская роль Бердяева, который, впрочем, совсем не был одинок. Другие «едут». Иногда высланные европейским государством, в котором они долго имели убежище и которое они потом отблагодарили предательской агентурой; но иногда и вполне добровольно. Ибо и дьявол может иметь своих «добровольцев»…
Таким советская власть не верит, таких она не ценит; и в этом она права. Они будут использованы, а затем уничтожены, как подозрительные перебежчики: им «пришьют» «шпионаж в пользу Эквадора или Новой Зеландии»… и присудят к «высшей мере»!…
Итак, люди «превращаются» от духовной слепоты: или наивно-беспомощной, или порочно-сознательной. Наивная беспомощность иногда выражается в своеобразном «дальтонизме»: человек вдруг (или постепенно!) слепнет для одного «цвета», для определенного сектора жизни. Один уверовал, что успех Красной Армии составляет честь и славу России и уже начинает «забирать» Дарданеллы, Балканы, Персию и аннексировать Китай (военный империализм Красной Армии)… Другой уверовал, что сан Всероссийского Патриарха делает человека «мудрым», «гениальным», «святым», «священномучеником»… И вот он уже шепчется с чекистами в рясах, прислуживает в храме перебежавшему Епископу и мечтает подмять под советскую церковь все восточные патриаршества (клерикальный империализм советской церкви)… Третий преклонился перед — «заводами-гигантами» и восторгается лозунгом «догнать и перегнать Америку». И вот он уже горюет о том, что советофил Капица всё ещё не подарил Советам атомную бомбу и уже переписывается таинственно с каким-то советским жильцом поруганного Московского Кремля…
И все они, по слепоте и глупости, променяв Россию на Советский Союз, мнят себя «патриотами».
Этим всем одна судьба:

«коготок увяз — всей птичке пропасть»: такова «власть тьмы». Духовной зоркости не хватило — ослепнет совсем. Ступил в болото — и не вылезет. Проглотил маленького «чертёнка» — проглотит и всего «дьявола»; и тогда «дьявол» проглотит его самого…

Во всех этих превращениях — искренних и неискренних — дело не просто в недостатке осведомленности или в интуитивной зоркости. Дело в скудости духа: в недуховности «патриотизма», в бездуховном политиканстве, в духовно мертвом восприятии армии, в духовнослепой религиозности, в духовно-индифферентном трактовании национального хозяйства.
Ибо без духовного измерения вещей, явлений и человеческих дел — без измерения глубины, без «Божьего луча», без совести и чести — все становится мелким, плоским, пошлым и соблазнительным. А в нашу эпоху величайшего, обостренного и обнаженного соблазна всякая духовная скудость и слепота (в политике, в хозяйстве, в церкви и в армии, в искусстве и в науке!) ведёт к приятию безбожия, к содействию мировой революции и к предательству России.

Один в поле и тот воин. Борьба продолжается | из сборника статей «Наши задачи»

Борьба продолжается. Знамёна не свернуты. Правило «Один в поле и тот воин» — остаётся в полной силе. Необходимо обновить и укрепить службу связи; договориться об учёте обстановки и ближайших задачах.
Все наши основные идеи оправдались: они верны и непоколебимы, менять нам нечего. Служение России, а не партиям (даже тогда, если кто-нибудь вступил в партию). Борьба за освобождение нашего народа от антинациональной тирании, террора и позора. Единство и неделимость России. Отстаивание свободной православной церкви и национальной культуры. Отвержение всяческого тоталитаризма, социализма и коммунизма. Верность совести и чести до самой смерти.
Трудно предположить, чтобы кто-нибудь из нас верил в возможность существования России в республиканской форме. Но искренний и убежденный монархист не может не понимать, что Царя надо заслужить, что ему надо подготовить место в сердцах и на троне. Нельзя предавать Государя опять на изоляцию, измену и поругание. Верность требует от нас политического такта, самовоспитания, отбора людей чести и опыта. Все остальные вопросы программы подлежат обсуждению.

comments powered by HyperComments

Иван ИльинИЛЬИН, Иван Александрович (28.03.1883, Москва — 21.12.1954, Цолликон) — русский философ, писатель и публицист, сторонник Белого движения и последовательный критик коммунистической власти в России, идеолог Русского общевоинского союза (РОВС). В эмиграции стал сторонником монархистов-«непредрешенцев», тяготел к интеллектуальной традиции славянофилов и до самой смерти оставался противником коммунизма и большевизма. В своей автофиографии (1948 год) писал: «Среднее образование — в пятой и первой Московских классических гимназиях. 1901-1906 — юридический факультет Московского Университета. 1906-1909 годы — подготовка к магистрантскому экзамену. Декабрь 1909 — пробные лекции и звание приват-доцента по кафедре истории Философии Права. 1910 — чтение первого курса в Московском Университете. 1910-1912 — заграничная командировка (Германия, Франция, Италия). 1912-1922 — преподавание в Московском Университете и многих других высших учебных заведениях Москвы. 1918 — защита магистерской диссертации «Философия Гегеля»: степень доктора Государственных Наук. 1921 — избрание в преподаватели Историко-филологического Факультета; избрание в председатели Московского Психологического Общества. После процесса в революционном трибунале и нескольких арестов — в августе 1922 года приговор по 58 статье с заменою пожизненным изгнанием. С октября 1922 — жизнь в эмиграции. 1923-1934 — профессура в Русском Научном Институте в Берлине. Публичные выступления в Германии, Франции, Швейцарии, Австрии, Чехии, Югославии, Латвии и Эстонии. В 1934 — лишение кафедры за отказ преподавать, следуя партийной программе национал-социалистов. Июль 1938 — переезд в Швейцарию». Иван Ильин написал более 50 книг и свыше тысячи статей на русском, немецком, французском и английском языках. Наиболее известные: двухтомник «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека», 1918 // «О сопротивлении злу силою», 1925 // год двухтомник «Наши задачи», 1956 год // «Аксиомы религиозного опыта», 1956 год // лекции «Понятия монархии и республики»

modal_quad ×

Примечание

  • Публикация подготовлена редакцией сайта «АртПолитИнфо» // при составление публикации были использованы материалы: Ильин И. А. «Наши задачи», Статьи 1948-1954 годы. Том I Первое издание; Париж: Издание Русского Обще-Воинского Союза, 1956
artpolitinfo_quad

околополитики

Подробнее в околополитики
греческие маски
Стиль политмышления

Важность понятия «стиль политического мышления» для анализа политических текстов состоит в идентификации идеологических дискурсов с...

Закрыть