Курёхин, Сергей Анатольевич (16.06.1954, Мурманск, РСФСР — 09.07.1996, Санкт-Петербург, Россия) — советский и российский музыкант-авангардист, джазовый музыкант, капитан, композитор, аранжировщик, актёр, создатель и руководитель группы «Поп-механика».
Родился 16 июня 1954 года в городе Мурманск в семье военного. Отец Сергея, Анатолий Иванович (1920—1974) — морской офицер, после увольнения со службы преподавал в мореходных училищах Ленинграда и Мурманска. Музыкой Сергей стал заниматься с четырёх лет. Детство и школьные годы провёл в Крыму, в Евпатории. В 1971 году, по окончании средней школы, Курёхин с семьей переехал в Ленинград, где поступил в музыкальное училище имени Мусоргского при Ленинградской консерватории. Из училища его отчислили за хронические пропуски занятий. Потом он недолгое время проучился в Институте культуры им. Н. К. Крупской, на факультете хорового дирижирования. Потом работал концертмейстером художественной гимнастики.
Свой путь в музыке Сергей Курёхин начинал как рок-пианист; в 1971—1977 годах он выступал с известными самодеятельными группами «Пост», «Большой железный колокол» и «Гольфстрим». Затем он увлекся джазом и вступил в квартет (позднее трио) ленинградского саксофониста Анатолия Вапирова, с которым выступал на крупнейших джазовых фестивалях страны.
В конце 1970-х годов Курёхин также экспериментировал с разнообразными собственными группами. В первой половине 1980-х годов Курёхин на время вернулся к року как аранжировщик и клавишник «Аквариума», и при его участии записаны альбомы «Треугольник», «Электричество», «Табу», «Радио Африка» и «Дети Декабря». 14 апреля 1984 года был создан самый известный его проект — «Популярная механика» (вначале малая, потом большая «Поп-механика»), в состав которого вошли участники групп «Аквариум», «Кино», «Странные игры», «АукцЫон», «Джунгли», «ТРИ „О“», фольклорный ансамбль В. Федько.
Впоследствии оркестр Курёхина объехал почти всю страну, затем выступал за рубежом. В шоу «Поп-механики» участвовали музыканты и художники разных школ, стилей и направлений, камерные и симфонические оркестры, фольклорные и танцевальные коллективы, рок и джаз группы, фокусники, мимы и укротители, эстрадные солисты и оперные певцы (иногда число участников достигало 300 человек). Помимо работы со своим коллективом, Сергей Курёхин выступал с сольными программами фортепианных импровизаций и дуэтами (от Генри Кайзера до Николая Гусева), писал музыку к спектаклям и фильмам.
В 1991 году Курёхин в программе «Пятое колесо» выпустил совместно с Сергеем Шолоховым медиавирус, за которым закрепилось название «Ленин — гриб» или «тихая поп-механика».
Весной 1996 года Сергей Курёхин совместно с Николаем Дмитриевым и Дмитрием Резваном основывают фирму грамзаписи «Длинные руки рекордс».
Незадолго до смерти Курёхин вступил в Национал-большевистскую партию. Сам Курёхин на вопрос «с фашистами» ли он, с Лимоновым и Дугиным, ответил: «Да, я с ними». Существует также мнение, что с 1994 года Курёхин отходит от музыки и участие в политике становится для него главным приоритетом.
Сергей Курёхин умер в возрасте 42 лет, 9 июля 1996 года в 4 часа утра, после двух месяцев тяжёлой и редкой болезни — саркомы перикарда. Похоронен на кладбище в Комарово под Санкт-Петербургом.
Меня современное искусство практически не интересует. У меня такое ощущение, что сейчас происходит битва Богов. Не соревнование идеологий, не борьба идеологий, а именно битва Богов! Такое ощущение, что должна появиться какая-то другая цивилизация, на принципиально других основах, нежели та, что существовала все последнее время. Столпы нашей цивилизации, Шекспир, Данте, Гомер, уйдут как точки отсчета. Приходит другая цивилизация, которая назовёт другие имена и будет базироваться на них. Люди раньше эти имена называли антикультурой. Когда я такие факты излагал, мне говорили, что это чисто фашистская точка зрения. Потому, что считается, раз это культура гуманная, то, стало быть, будет культура негуманная. Но я говорю о том, что культура вообще будет другая, смысл её будет другой, ценности другие. Это не просто смена чего-то, парадигмы в рамках одной культуры, это будет грандиозная смена культуры, цивилизации, смена мышления. Просто завершился огромный виток человеческой истории, мышления. И в том, что происходит в России сейчас, здесь, я вижу её формирование. Я рад и считаю, что это осмысленно. Но когда я вижу, что люди хватаются за любые старые ценности, когда говорят о том, что культура в жутком кризисе, то это я уже не понимаю. Когда говорят: «Дайте деньги на культуру, дайте деньги на науку», я всё понимаю, но это люди, которые смотрят уже немножко из другой области. Происходит мощная смена вех. И не потому, что жизнь заставляет культуру приспосабливаться либо, наоборот, не приспосабливаться. Просто жизнь вышла на первый план. А всё, что связано с музыкой, это не декларация каких-то взглядов, а попытка выкарабкаться из создавшейся ситуации. Возьмем классическую музыку, которая должна быть фундаментом. Но она уже не является основой. Классическая музыка выродилась в академическую. Когда основой и основной ценностью становится школа, просто обычная школа, когда человек долго играет на музыкальном инструменте, то он уже вроде обладает ценностями классической культуры. На самом деле это далеко не так. Для меня примером клинической пошлости является Спиваков. А Ростропович к этому почти приблизился. Я прошу понять меня правильно. Спиваков для меня — это классический образец того, что не является не классической музыкой, ни искусством, вообще ничем. Ростропович более гибкий, более хитрый. Но они, в принципе, одного поля ягодки. Вы уж простите меня за то, что я такие вещи говорю. Тоже самое и с рок-музыкой происходит: те люди, с которыми я долго дружил, скажем, Боря Гребенщиков — мы с ним сотрудничали много лет, — это все выпадает из рамок, из моих представлений о том, что вообще должно происходить в области духа. Хотя это может называться песнями, ещё чем-то… Хорошо, можно начать с того, что все неталантливые. Я в последнее время стал так ценить талант от Бога!.. Но талант в моём понимании — когда даны какие-то огромные творческие силы, которые осознанно реализуются. И этого сейчас я не встречаю. Я не говорю о традиционной гибели культуры или о том, что конец века, кризис культуры. Просто я говорю, что один виток завершился, должен наступить другой…
ОСНОВНАЯ ДИСКОГРАФИЯ — Capriccio (2000) // Liverpool (Ливерпуль) (2000) // Два капитана 2 (1999) // Детский Альбом (1998) // Воробьиная оратория (1993) // Господин оформитель (1989) Музыка к фильмам: 1987 — Счастливо оставаться! // 1987 — Господин оформитель // 1988 — Крик о помощи // 1988 — Трагедия в стиле рок // 1989 — Оно // 1989 — Посвящённый // 1990 — Переход товарища Чкалова через Северный полюс // 1990 — Спальня Бастера (англ.) // 1991 — Лох — победитель воды // 1991 — Пьющие кровь // 1991 — Двуликий Янус // 1992 — Два капитана-2 // 1992 — Комплекс невменяемости // 1993 — Никотин // 1993 — Пленники удачи // 1993 — Тюремный романс (в сотрудничестве с Юрием Касьяником) // 1993 — Над тёмной водой // 1994 — Замок // 1994 — Любовь, предвестие печали // 1994 — Три сестры // 1996 — Научная секция пилотов // 2000 — Námornický valcík // 2009 — Анна Каренина
Примечание
- Материал составлен редакции сайта «АртПолитИнфо». Дополнительная информация: страница памяти Сергея Курёхина // так же вы можете познакомиться с творчеством Сергея Курёхина на нашем сайтие (см. «Ваша любимая собака» с Дмитрием Приговым Сергей Курёхин», «Сергей Курёхин», «Сергей Курёхин: «Таблетки в виде слоников».
- * Источник: Интервью Сергея Курёхина журналу «Медведь» №8 за 1995