Автор: Татьяна Василенко
Смерть и воскрешение русского национализма, или переведи меня через «майдан»
Не секрет, что путинская власть, с самого начала своего установления, так или иначе пыталась взять под контроль русский национализм – как в его теоретическом аспекте (использование патриотической риторики, знаковых имён и тд.), так и в его практическом проявление. Такая “опека-узурпация” коснулась и умеренного, и, условно говоря, радикального нац.направления. С умеренным всё сложилось “на славу” – понадобилось минимум усилий и минимум времени, чтоб перевести его из “рассуждающей, но всё-таки прорусской оппозиции” в “охранительный лай”. С радикальным крылом национализма дело обстояло несколько сложнее – власти то удавалось “оседлать” его, то оно вырывалось из под контроля – в основном за счёт постоянного притока новых, свежих сил. Сил, упрощённо говоря, изначально “чистых в своих стремлениях и помыслах”. Разумеется, то тут, то там мы были вынуждены наблюдать, как, буквально на глазах “серели или оранжевели” эти “стремления и помыслы”… Причин этому, как и причин того почему, так легко “умеренные” обратились в охранителей множество и все они разные, но не тема данной статьи производить этому анализ.
Главное, что можно отметить всё это взаимодействие “власть – националисты” долгое время пребывало в неком стабильном блуждании по кругу. Национализм был “вписан” в политический спектакль и, волей-неволей, покорно следовал написанной для него властью роли.
Сейчас ситуация кажется изменилась, и изменилась кардинально. Это изменение, как следствие естественного хода вещей – “где тонко обязательно рано или поздно прорвётся”, так и того толчка (или фильтра) каким стал для русского национализма киевский “Майдан”.
“Майдан” сгенерировал с одной стороны – окончательную и безусловную (по крайне мере, как сейчас кажется) смерть “умеренного национализма” и одновременно с тем дал шанс настоящему русскому национализму возродится (или проснуться) вне “кремлёвского кураторства”.Рассмотрим эти два процесса.
Говоря об “умеренном национализме” я не считаю верным обозначать его, как “имперство”, по той простой причине, что и среди не охранителей “имперцев” (в классическом смысле этого слова) предостаточно, и наоборот, среди сегодняшних “вдруг путинцев” попадаются чистые нацдемы, всё это необходимо учитывать.
Итак, смерть “умеренного крыла” русского национализма выразилась в том, что он откровенно вычеркнул из “сферы своих интересов” – “русский вопрос” – целиком и полностью. Внешним и самым наглядным доказательством сего служит, как легко и охранители, и те, кто принял путинскую сторону на время решения “украинского вопроса” согласились с целым рядом неприемлемых для нормального русского националиста позиций. Откровенная замена “русский” на “россиянин”; достигшая неведомых размеров политика внедрения кавказского элемента во все сферы русского мира (от привычной торговли до участия в полицейских дружинах и вот-вот в армии), череда (устанешь считать) нелепейших (но притом строго антирусских) законов-запретов, катастрофическая социальная политика – всё это “бывшим националистам” нипочём. Дело доходит до того, что вчерашние монархисты, отрицают главные монархические принципы и чуть ли не коронуют президента, а некоторые вчерашние нацдемы, ранее ратующие за европейский уютный “мирок” и зовущие на помощь чуть ли не НАТО, теперь кричат “ура” присоединению новых земель и “не уютным” военным решениям президента. Разумеется, кое-какие различия внутри этой весёлой пропутинской “группы поддержки” присутствуют. Так “имперцы”, радуясь такому искусственному порождению, как “большой (то есть не русский, а российский) национализм”, уже обосновывают всё это тем – что русских, как нация и народ не существует во все, потому как русские есть российские – винегрет и смесь, и вся цель этого винегрета приумножать кол-во собственных ингредиентов. Так к чему тогда весь этот балаган о “статусе русских, как титульной нации”, о “кавказском засилье” и о прочих “ущемлениях русских” городить, если такой нации нет? – так вопрошают нынче имперцы. Простой механизм доведения этих “россиян” до столь прискорбного состояния достаточно верно описал А. Самоваров (“Русский национализм и Украина”) сначала “власть сама же стала декларировать лозунг «Россия для русских», и сама же стала с ним бороться и его опровергать. Власть работала на опережение, чтобы сама идея «Россия для русских» была демонизирована настолько, чтобы русский человек просто ужасался думать об этом.
Но вместо этого… массам этот лозунг… понравился.
Или другая разработка властей… Оппоненту задавался вопрос – ну ты что, хочешь, чтобы все нерусские уехали отсюда? Т.е. человек и думать не думал, чтобы изгнать из России нерусских, но вот такими вопросами горе идеологи подводили его к этой мысли. А что, ты хочешь, чтобы все нерусские уехали отсюда?
«А чего, – думает про себя человек, – было бы неплохо».
Когда поняли, что все эти гениальные задумки не просто не работают, а работают промо-таки в противоположенном направлении, тогда придумали другой путь – стали говорить, что никаких русских нет. Ну просто нет и все” – очень похоже, что именно всё так и было…
Другое дело “путинисты” вылупившиеся из “националистов-неохранителей” . Эти “русских”, как народ и нацию не отрицают, даже напротив бесконечно кричат об их защите, но… уже не внутри страны, как раньше, а где-то там, где их обижает не “Путин”, а те же националисты, но чужие. Полный приоритет внешней политики над внутренней (имперский постулат подхваченный ныне всеми). Вот как “оправдывает” всё это Егор Холмогоров:
“Если бы государство вредило русскому народу – он давно бы прекратил свое существование. …Точно так же и Российское государство имеет своей целью формирование сознательного и свободного гражданина, причем критически недовольного качеством государства. Такой гражданин есть выдающееся достижение государства...Нам говорят о том, что мы переживаем о далекой Украине, в то время как есть “более актуальные задачи”. Это, конечно, предательская ложь. На Востоке Украины русское восстание здесь и сейчас. Значит здесь и сейчас его нужно поддерживать по полной. Так же, как было бы предательством, если бы я, к примеру, в день восстания в Бирюлево не поддерживал его всеми средствами и возможностями, а рассуждал бы о том, что “Бирюлево несущественно, подумаем лучше о возвращении Крыма” – точно так же сейчас, когда здесь и сейчас нужно поддержать политически восстание на Донбассе, здесь и сейчас нужно подтолкнуть власти РФ к тому, чтобы простимулировать русское воссоединение, предательство заявлять, что есть “более важные цели”. За эти цели мы боремся уже не один год. Чего-то достигли. Но это цели нашей постоянной политической борьбы. А здесь перед нами острый кризис в котором здесь и сейчас русские националисты должны бы сказать своё веское мнение. И сказали бы, если бы не висящие у них гирями на ногах бандерлоги” Ну слово “бандерлоги” очень знаковое, если вспомнить, что именно так вчера Владимир Владимиров “журил” тех, кто сегодня лижет его ноги..:(. В целом же Егор Холмогоров вполне откровенно даёт понять, что как русский националист он умер, ну или завершился (если быть вежливой), ну или (если быть льстивой) – перерос в этом сам себя… Особенно хорошо это перерастание заметно, в таком вот заявление уважаемого Холмогорова: “мы не прогибаемся под политику Путина, а делаем то же, что и всегда – пытаемся её изменить. Это не Холмогоров в 2014 году делает то, что хочет Путин. Это Путин в 2014 году делает то, чего хочет Холмогоров” и вот в этом, когда в предвереи 1-майских шествий, а соответственно в состояние споров и боёв за внимание к своим акциям и приход на них народа, он написал о своих “противниках: “1 мая в Москве состоится т.н. “Русский марш” без Холмогорова и вообще без русских. Будут кричать “Слава Украине, Героям слава!”, плевать на могилы убитых русских повстанцев в Славянске, требовать немедленно вернуть Крым американскому флоту“… Первое мая уже прошло, Крым не отдали, один вопрос остался неразрешённым: такой “анонс” Холмогоров писал после консультации с господином Киселёвым или Соловьёвым? Или напротив это он их “консультирует”, уж больно словарь схож… Впрочем, что до нашего СМИ и её конкретных представителей, это тема отдельная, тут, как верно написал Юрий Горский: “Нас обманывают. На протяжении трёх месяцев мы живём под атакой массированной лжи российских СМИ и виртуозного вранья политических экспертов, что фабрикуют общественное мнение благодаря таким передачам как «Воскресный вечер. Специальный выпуск», что перестал быть буквально воскресным, а стал почти ежедневным, где всегда упражняется в онтологической казуистике — иудей Владимир Соловьёв. ..Ещё — в их гоп-блог-компании профессиональных лжецов — есть умышленный позёр, гнусно ухмыляющийся — Дмитрий Киселёв. Он-то точно «спец» по дезинформации и агитационной крамоле в тылу русского мира”...
Собственно говоря, при всей разнице “всегда охранителей” и тех, кто “против Путина когда нет Украины, но за него, когда Украина есть” объединяет два красивых слова: “русская весна”. Манипуляция “ушами” через красивость и знаковость слоганов дело не новое. “Русская Весна пришла” – захлёбываются “путинисты” всех мастей. Они в неё верят, как в зарю нового мира, что же… Почти 100 лет назад в такую же зарю так же верили, правда называли её не “русской весной”, а совсем уж прямолинейно “русской пасхой”.., это я к тому что пока всё несколько аккуратней, но это пока. В конечно итоге, за “русскую весну” придётся отвечать… Отвечать тем же крымчанам, когда они поймут, что они “не русские, а россияни”, и должны теперь работать на тех, кто “тоже получил гражданство” и прогибаться перед теми, кто с гражданством был, и тоже “россиянин”, но кавказского рода. Отвечать перед своими, местными (москвичами, новгородцами, владимирцами, сибиряками и так далее) русскими людьми за неоправданное ни Крымом, ни Олимпиадами увеличением социальных проблем. Отвечать за то, почему теперь уже у нас лихие лезгинщики “отменили” русский язык, пусть не в законе, но по факту, путём прямого вытеснения количеством. Дорого будем стоить эта “русская весна”, и для внутренней, да и для внешней (если подумать на перспективу) политики.
Но всякому “умеренному национализму” на это наплевать, и это не удивительно, – он же умер, его больше нет.
Но в тоже время не “умеренный”, а самой что ни на есть нормальный русский национализм, получил невероятный шанс разрушить “установленный порядок” своего бытия. Уникальность момента заключается в том, что на лицо одновременность сразу двух важных процессов – очищение и пробуждение. Очищение это всё то, о чём было сказано выше, а пробуждением можно назвать – не пример даже, а осмысления киевского Майдана, как возможности стихийного, вышедшего из-под контроля проявления себя. Вспоминая детский мультик, долгое время национализм был из разряда “и меня посчитали” А вот глядите ка – можно оказывается так, что и “не посчитали”, а по настоящему… Конечно тут можно возразить – ну да был момент, когда “по настоящему”, а потом всё равно “и посчитали и даже отминусовали”… Ну так, неудачная репетиция не значит сорванный спектакль. Хотя с премьерой спешить не надо, чтоб опять не разыгрывать дурное шоу по пьесе, чей автор уже столько лет гоняет русский национализм из гримёрки на сцену и обратно.