Средневековье: Род из Трои

АвторТатьяна Горбутович

справка

миниатюра

Выходцы из Трои во главе с Брутом высаживаются в Британии

Происхождение французов от троянцев. Как политтехнологи работали в средние века*
Р

ечь пойдет о версии происхождения французских королей и знати от выходцев из великой Трои. Этой официальной теории придерживались во Франции по крайней мере до Людовика XIV. Какое отношение троянцы имеют к Франции? Так уж повелось, что история — заложница воли правителей и легко переписывается под очередной политический заказ. Прежде всего, напомню хорошо известный факт из истории Древнего Рима. Основной народ, но далеко не единственный, претендующий на происхождение от троянцев — римляне. Причем, только римляне делают это не без оснований. По крайней мере, археологические данные подтверждают древность культа Энея на территории Италии. В римской легенде есть загвоздка с хронологией. Общепринятая дата основания Рима 753 год до н.э., а Троянская война была примерно в XIII — XII в.в. до н.э. Например, некоторые ученые принимают дату 1194 —1184 года до н.э. Нестыковку в 400 лет, историки пытались как-то объяснить еще в древности, впрочем, не очень внятно. Тем не менее, в троянском происхождении основателей Рима никто в древности не сомневался. Когда Рим завоевывал Грецию, тому была идеологическая база — потомки троянцев карают потомков ахейцев за разрушение Великой Трои.В средние века о Троянской войне знали не по гомеровским Илиаде и Одиссее, а по краткому латинскому изложению «Илиада латинская» и двум текстам, представляемым, как «исторические». Это «Дневник Троянской войны» (или «Эфемериды Троянской войны — запись событий») — якобы воспоминания Диктиса Критского, который принимал участие в Троянской войне на стороне греков и «Повесть о разрушении Трои» Дарета (Darès), который тоже утверждал, что сражался с троянцами. Эти «непосредственные свидетели» заслуживали, по мнению средневековых авторов, большего доверия, чем Гомер, живший много позже конфликта. На самом деле эти труды очень поздние. Диктис Критянин написал свое сочинение в 4 в. н.э., а Дарет Фригиец в 6 в. н.э.

миниатюра

Троянцы, отбывающие в изгнание.

На Западе предпочитают больше опираться на троянский рассказ Дарета, чем на историю Диктиса. Дарет предлагает что-то типа «Учебника истории Трои». Он благосклонен к троянцам и угождает претензиям народов, которые утверждают, что являются их потомками. Во Франции, троянские корни становятся обязательной преамбулой для национальной истории.
В VII-ом веке впервые появляется легенда о троянском происхождении франков. Тогда короли Меровинги искали для себя престижные истоки, которые узаконивали бы и поддерживали их власть. Римляне считали себя потомками троянцев, сам Цезарь объявлял свой род, происходящим от Аскания — сына Энея, героя Троянской войны из царского рода. Поэтому и Меровинги нашли себе троянского предка. Им объявлялся некий Франкус или Франсион (Francus или Francion), сын Гектора.(Напомню, что Гомер говорит о единственном сыне Гектора. Младенец Астианакс (анг.википедия) убит греками после взятия Трои. Жена Андромаха у Гектора тоже, по сведениям Гомера, одна. Нет у Гомера ни слова и о других женщинах Гектора, от которых могли бы быть дети. В то время, как наличие огромного числа внебрачных детей у отца Гектора Приама широко освящено в Иллиаде. Откуда взялся сын Гектора Франсион хроники не объясняют)
Франкус (Francus) появляется впервые в 660 году в Хронике Frégédaire le Scholastique, якобы написанной Евсевием. Этой работой дополняют «Историю Франков» Григория Турского, начинающуюся с IV-го века.
Из Трои, объятой пламенем, бежит Франкус и его товарищи. После долгого скитания, отмеченного славными победами, Франкус строит город Sycambria на Дунае, позже город Dispargum на Рейне. Его потомки приходят в Галлию и называют себя франками в честь своего первого вождя.
Эта история демонстрировала, что Франкское королевство такое же древнее, как и Римская империя, основанная другим выходцем из Трои Энеем.

миниатюра

Строительство Сикамбрии Венеции Карфагена и Рима

Миниатюра из манускрипта школы Руана «Строительство Сикамбрии, Венеции, Карфагена и Рима» представляет в одной композиции основание четырех великих городов мировой истории:

    1. Вверху слева Антенор (тоже выходец из Трои) на месте строительства Венеции.
    2. Вверху справа Франсион, одетый в одежды, украшенные королевскими лилиями, наблюдает за строительством Sycambria.
    3. Внизу слева Дидона, сопровождаемая Энеем, возводит Карфаген.
    4. Внизу справа Ромул строит Рим.
    5. Залив в виде буквы «Т» изолирует сцены, показывая, что действие происходит в другой стране, другом времени или месте.

Автор миниатюры 15 века провозглашает исключительную роль Главы государства и обходит неудобные моменты. Мы не видим, например, как Эней покидает Дидону или как Ромул убивает Рема.

Парис (Париж), дальний родственник Франсиона, названный по имени троянского принца, похитившего Елену и спровоцировавшего Троянскую войну, строит свою столицу на Сене и основывает Францию. Строительство Парижа соответствует основанию Рима Ромулом. Многие европейские города считали себя также заложенными троянскими героями: Тулуза, Лондон, Барселона, Берн, Кельн.
Начиная с XII века французские короли пытаются укрепить национальную историю. Людовик Святой заказывает новый варинт Больших Французских Хроник, который сильно искажает предшествующие Хроники и возобновляет миф о троянских истоках франков. Латинское имя Francus трансформируется в романизированное Francion. А то что античные авторы не упоминают о Франсионе, полагая, что сыновья Гектора погибли в Трое, так это их проблема! И то что, согласно Гомеру, сын у Гектора был один, это тоже неосведомленность авторов далекого прошлого.

миниатюра

Троянская война и троянское происхождение франков

На миниатюре «Троянская война и троянское происхождение франков» изображены:

    1. Высадка греков у Трои.
    2. Осада Трои.
    3. Строительство Сикамбрии на Дунае под руководством Франсиона.
    4. Победа франков над аланами.

Троянская война отныне записывается во Всеобщую историю так, как ее представляли в Средние века. Энциклопедист XIII-го века Винсент из Бове составляет всеобъемлющий труд «Зеркало Великое», частью которого было «Зеркало историческое» («Speculum historiale»). Винсент из Бове включает историю Трои в событийный ряд среди библейских эпизодов, между смертью Моисея и борьбой Самсона с филистимлянами с некоторой хронологической согласованностью: Троянскую войну традиционно датируют 12-13 веками до н.э., и, предположительно, примерно в этот же период, еврейский народ вошел в Ханаан.

Посмотрим на миниатюру «Библейская история и греческая история». Наверху слева — убийство Авеля, мертвое тело которого покоится на земле. Далее Ноев ковчег, стоящий на горе Арарат. Справа строительство Вавилонской башни. Внизу справа, греки захватывают и сжигают Трою. Троянцы бегут из города через обрушившиеся ворота и спешно загружают свои корабли.

миниатюра

Библейская история и греческая история

В истории Трои смертные затмевают богов и выражают по отношению к дамам чувства близкие рыцарской традиции. Троянская война переходит из исторической плоскости в область куртуазной литературы. Около 1169 года Бенуа де Сент-Мор написал «Роман о Трое». В канву «исторических» событий автор вплетает разнообразные героические сражения на манер рыцарского романа.
Рождение такого жанра рыцарской литературы как «античный роман» (или «романы античного цикла») относится к 12 веку, когда происходит возрождение светской литературы. «Античный роман» объединяет три «романа», то есть три поэмы на романском языке: «Роман о Трое» — романтизированная версия истории Трои, «Роман о Фивах» и «Роман об Александре», рассказывающий историю Александра Македонского.
«Роман о Трое» не имеет ничего общего с Илиадой, придерживается апокрифических сочинений Дареса и критянина Диктиса. Роман произвел громадное впечатление на проникнутое рыцарскими идеалами общество и вполне подошел к его вкусам, что доказывается переводами и переделками его, появившимися в Германии и Италии, позднее — в Польше и Сербии, а через их посредство — и в старой Руси. Герои Троянской войны у Бенуа де Сент Мора — чистокровные рыцари. Приам мало чем отличается от Артура и является, подобно ему, типичным средневековым правителем. Двор Приама имеет все признаки рыцарской эпохи, когда турниры, блестящие сборища вассалов, походы против общего врага были в порядке вещей.

Бенуа де Сент-Мор излагает главные эпизоды троянской истории, от завоевания Ясоном Золотого руна, похищения Гесионы греками, которые разрушают Трою, восстановленную позже Приамом, чей сын, Парис, похищает Елену, до взятия города, благодаря огромному деревянному коню.

миниатюра

Передача Крессиды грекам

Автор рассказывает о 23 битвах, в которых изображены подвиги и смерть героев: Патрокла, Гектора, Троила, Ахилла и Париса. Он переплетает военные действия с сентиментальными сценами.
Показывая различные пары: Ясон и Медея, Парис и Елена, Брисеида и ее два воздыхателя, Ахилл и Поликсена, Улисс и Цирцея, Гектор и Андромаха. Поэт изображает любовь пессимистично, так как от нее приходят только предательство, непостоянство, беспокойство и несчастье.
В «Романе о Трое» присутствуют также размышления о власти. Большую роль играет искусство описания — городов, гробниц, диковинок. Так, поэт надолго задерживается на изображении богатств и чудес «Комнаты Красот» — свадебной комнаты, отданной Приамом Парису и Елене. Чудесные механические статуи расположены по четырем углам этой вырезанной из алебастра комнаты: две девушки — статуя с зеркалом и статуя с играми, и два юноши — статуя-музыкант и статуя-судья куртуазных манер.
«Роман о Трое» трансформирует древнюю историю в соответствием с духом времени. А дух времени требовал историй о прекрасных придворных дамах. У Бенуа появляется новая героиня Брисеида (Briséide) — объединенный образ из Хрисеиды и Брисеиды, из-за которых, по Гомеру, и разразился сыр-бор между горячим Ахиллом и Агамемноном. Куртуазная Брисеида разбивает много сердец. В последующей литературной судьбе она превращается в Крессиду. Крессида героиня произведений Боккаччо, Чосера, Шекспира.
Что касается Ахилла, он предпочитает любить Поликсену, а не предаваться горьким воспоминаниям о погибшем Патрокле.

Гектор

игральная карта, Гектор – бубновый валет

Средневековье принимает сторону троянцев, через любовь к прекрасным дамам. Всех троянок в Илионе ждет участь пленниц. Греки — жестокие, хитрые и мало-рыцарские. Гектор же — истинный герой, пример для подражания. Он побежден исключительно предательством, убит ударом в спину. Все троянки влюблены в Гектора, единственного, кто остается верен своей законной жене.
Гектор становится образцом средневекового рыцаря. Основатель династии франкских королей Франкус / Francus, по средневековой версии — сын Гектора. Гектор занимает место среди девяти рыцарей христианского мира. Это — Иисус Навин, Давид, Иуда Маккавей, Гектор, Александр Великий, Юлий Цезарь, король Артур, Карл Великий, Готфрид Бульонский. Таким образом, наряду с Александром Македонским и Юлием Цезарем, Гектор являлся одним из трех героев античности — идеалом рыцаря классической эпохи. Образ Гектора используется в популярных изображениях, даже как фигура в игральных картах.
Король Франции самолично утверждает, что происходит от троянцев, которых куртуазная литература воспевает как доблестных рыцарей. Все дворянство Европы стремится вести свою родословную из Трои. Норманны, бургунды или исландцы также уверяют, что их корни в Трое. Когда крестоносцы идут на завоевание Иерусалима, они объявляют себя мстителями греков и считают вопросом чести вытеснить мусульман из Трои. И наоборот, когда султан Мехмед II взял Константинополь в 1453 году, он отправился на развалины Трои и объявил, что отомстил грекам за троянцов.

Генеалогия королей Франции

Генеалогия королей Франции восходит к Трое и проходит через библейские царства.

Миф о троянском происхождении французов широко распространился в средние века, игнорируя факт «наши предки галлы».
В начале шестнадцатого века поэт Жан Лемер де Бельж в своем прозаическом сочинении «Прославление Галлии и необычайные судьбы Трои» («Les illustrations de Gaule et singularités de Troye», 1509 — 1513) объединяет галльскую историю с историей Франции, не отказываясь от троянской версии корней. По его словам, в начале времен, галлы под руководством Бренна / Brennus, происходящие из королевства Франции, ушли на Восток, где основали Трою. Позже их потомки вернулись оттуда во главе с Франсионом.В нижней части изображения показано прибытие троянцев во главе с Брутом к берегам Британии. В центре — троянцы сражаются с великанами Корнуолла.
Миф о троянских истоках жил до периода Возрождения. Знаменитый французский поэт 16 века Пьер де Ронсар пишет эпопею «Франсиада» по образцу «Иллиады» и «Энеиды». Во «Франсиаде» Ронсар придерживается истории об основании Франции Франкусом, спасшимся из Трои. Однако, «Франсиада», делавшая из Франции двоюродную сестру Великой Греции и Римской империи, не получила успеха, ожидавшегося от национальной пропагандистской литературы.

Примечание

  • * Данная статья является лишь версия автора, и на самом деле факт «происхождения французов от троянцев» вполне может быть действительностью, а не результатом «создания мифа». Так или иначе, но статья хорошая иллюстрация того как можно изобрести  себе или своему народу «правильное происхождение» по запросу своего времени, и как впоследствие можно развенчать его, уже  по другому запросу. Статья публикуется в сокращение

Подписывайтесь на e-mail рассылку новостей

политтехнология здесь и сейчас

Оставить комментарий

Войти с помощью: 

Оформление подписки АртПолитИнфо

×

происхождениеМЕРОВИНГИ — существует три версии происхождения этой династии: 1 — от морского чудища-божества, схожего на Нептуна, а иногда говорится о «змеевидном». По легенде одним из предков королей династии Меровингов был вождь салических франков Меровей, правивший примерно с 448 по 457 гг. Именно ему Меровинги обязаны именем своей династии; 2 версия — происхождение от троянцев, а именно от царя Приама; 3 версия — от потомков Иисуса и Марии Магдалины либо еще ранее, от царя Давида. Это версия разворачивается на фоне чарующих загадок о происхождении Грааля, тайных обществ, масонских лож, проклятий тамплиеров и катарской ереси. Так же существует версии в которые в той или иной мере включенны моменты из всех вышеперечисленных

×