Карл Карлович Булла родился 26 февраля 1855 года в Пруссии в провинции Леобшютц в семье купца. Семья переехала в Санкт-Петербург, когда мальчику было 10 лет. Его определили работать в фирму по изготовлению и продаже фотопринадлежностей. Он проходит путь посыльного, лаборанта, ученика и спустя двадцать лет открывает собственное дело по производству сухих желатиновых фотопластинок, что даёт ему немалый доход. Однако параллельно с комерцией он начинает заниматься художественной фотографией. Свое первое фотоателье Карл Булла открывает в 1875 году. Он показывает себя великолепным портретистом, и его павильон на Садовой улице приобретает большую популярность у столичной публики, тогда же он подает прошение о разрешении принять присягу на подданство России, которое вскоре удовлетворяют. Уже к концу XIX века сделать свой портрет у прославленного мастера стремятся представители всех сословий петербургского общества от студентов до дворянства и сливок российской литературы. Его работы удивительно естественны и непринуждённы, по воспоминание снимавшихся у него, Булла, первый из фотографов, просил своих моделей: «Будьте поживее, не сидите так натянуто!». Но быть только портретистом Булле мало и, в середине 90-х годов, он открывает себе и России новый жанр фотоискусства — фоторепортаж. Интересно, что разрешение на производство «всякого рода фотографических работ вне дома» Карл испросил и получил еще в 1886 году, хотя в то время этим ещё никто не занимался. Время репортажа приходит в 1894 году, когда Министерство внутренних дел разрешает «бланки открытых писем частного изготовления» в стандарте Всемирного почтового союза. И Карл Булла тут же открывает типографию для печати открыток и начинает работать в жанре фоторепортажа. Ему интересно всё: уличные сцены, архитектура, транспортные средства и представители самых разных профессий от пожарного до сестры милосердия. Его снимки публикуются на страницах известных русских и зарубежных газет и журналов Таким образом он становится настоящим пионером и самого фоторепортажа и репортажного портрета. В 1904 году мастер получает разрешение снимать «виды столицы, а также торжества в Высочайшем присутствии», то есть Царскую семью. После этого фотографическое предприятие Карла Буллы переживает подлинный расцвет. Официальный фотограф Министерства Императорского двора, Императорской Публичной библиотеки, Управления Санкт-Петербургского градоначальства, Российского общества Красного креста, Императорского Российского пожарного общества и множества других учреждений столицы, официальный иллюстратор журналов «Нива», «Огонек», «Петербургская жизнь», «Столица и усадьбы» — Булла повсюду. Свою новую фотомастерскую, по адресу Невский, 54 Карл Булла открывает уже как общепризнанный мастер, обладатель многих почетных наград (крест Румынской короны от короля Румынского, орден «Звезда Льва и Солнца» от шаха Персидского, кавалерский орден Итальянской короны от короля) и сословный купец (позднее Булле было пожаловано и личное дворянство). Рекламное объявление в журнале гласит:
Старейший фотограф-иллюстратор К. К. Булла занимается фотографированием для иллюстрированных журналов на злобу дня. Снимает все, в чем только встретится потребность, везде и всюду, не стесняясь ни местностью, ни помещением, как днем, так и во всякое вечернее время, при искусственном свете…
В своей фотомастерской мастер работает вместе с сыновьями, которые продолжают дело отца*. В 1916 году Карл Булла передает им свое фотографическое дело, а сам уезжает в Эстонию, где живёт, снимая этнографический материал и обучая местных жителей искусству фотографии. Там он и умирает в 1929 году.Интересно, что его фотомастерская по адресу Невский, 54, существовала до недавнего времени. Ещё в 90-х годах 20 века петербуржцы имели возможность сфотографироваться в принадлежавшем некогда семье Булла ателье (которое получило название «Фотография №1»), и снимали их те камеры, с которыми работал сам Карл Булла. Сегодня там музей. А мы представляем вам слайдшоу с работами мастера:
- * Судьба двух сыновей Карла Буллы сложилась несчастливо. Они остались в России после революции, оба были известными фотохудожниками. Александр Булла по обвинению в контрреволюции был сослан на Беломорканал, где скончался в 1934 году. Виктор Булла создал цикл снимков, посвященных Ленину, Зиновьеву, Каменеву, Сталину, и являлся штатным фотографом Смольного. По доносу в июле 1938 года он был арестован и спустя несколько дней подписал «чистосердечное» признание, в октябре того же года его расстреляли