АвторРедакция сайта

Как может править царством тот, кто не умеет играть в шахматы?Сасанидский царь царей, Хосров II Парвиз Около 600 г. н.э.

Все увлечённые историей, философией и эстетикой шахмат веками спорят о том какими должны быть шахматные фигуры? Чему отдать приоритет — красоте, художественной ценности или практичности и ясности? Как отмечают в одной из своих «шахматных заметок» скульпторы Даниил и Татьяна Артюховы:

С художественной точки зрения шахматная фигура — это миниатюрная скульптура, а шахматная доска с фигурами на ней — художественное пространство. Именно поэтому самые красивые шахматы — больше чем просто фигуры, это произведения искусства, имеющие прикладное значение лишь номинально. Однако с точки зрения практика шахматы должны быть несложными в изготовлении, шахматные фигуры — понятными игроку с первого взгляда. Вся история шахматных фигур — это борьба и компромиссы между этими двумя мнениями. Могут ли шахматы быть только декоративной деталью интерьера? Не слишком ли однообразны и скучны простые типовые решения фигур?..

Самаркандские шахматы

Самые ранние из дошедших до нас шахмат это шахматы из Афрасиаба. (современное название – Самарканд) VII век н.э.

Согласно книге Г. Вильямса «Шахматы. История. Фигуры. Игроки», самые ранние из дошедших до нас шахмат это шахматы из Афрасиаба. (современное название — Самарканд) VII век н.э. Найдено всего семь фигур, вырезанных из слоновой кости. Это шах, визирь, колесница, слон, два всадника и два пеших воина. Именно с этого момента шахматы самых различных форм, цветов и «убранств» «заходили», «зашагали», «завоевали» по миру, расчерчив его согласно своим внутреним законам на игровые поля, иногда совпадающие с политико-географическими границами, иногда нет.

Жизнь — это партия в шахматы…Мигель де Сервантес, испанский писатель

Ниже представляем вашему вниманию фотографии из книги «Художественные шахматные фигуры десяти столетий» (Künstlerishe Schachfiguren aus zehn Jahrhunderten; 45 Bildtafeln), которая содержит 45 фотографий из музеев всего мира с комментариями.

Десять веков шахмат в фотографиях

 

ладья

Ладья, Египет, слоновая кость, 3 век нашей эры. Находка единичная. Нет точных данных, что это именно шахматная фигура. Однако большинство экспертов полагают, что это именно так.

исламские шахматы

Слева: король, исламский Египет, арабская шахматная фигура из горного хрусталя, 11 в. н.э.
Справа: немецкие и британские костяные фигуры, сделаные под влиянием абстрактных форм фигур исламского периода (слева направо): слон, король и конь, 12 в. н.э. Король и слон были найдены в 1950 году при земляных работах в Лондоне, конь был обнаружен в германском Тюбингене в 1932-м.

"двухглавые" шахматные фигуры

Слева: ладья, резная кость, Нижний Рейн (предп. Кёльн), вторая половина 11 в. н.э. Гипсовая копия (оригинал сильно пострадал во время пожара).
Справа: слон, резная кость, Кёльн, вторая половина 12 в. н.э.
Обе фигуры относятся к редкому типу «двуглавых» фигур — это был недолгий период, когда шахматы, сохранив в целом свою абстрактную исламскую форму, уже стали «европеизироваться». Бивни абстрактной фигуры слона превратились в две головы. Фигурки богато украшены пластичной, вычурной резьбой, среди которой встречаются не только образы людей, но звери и мифические существа — две большие птицы (предп. гусь и фламинго), кентавр и сатир. Оборотную сторону можно видеть на следующем фото.

германские шахматы

Слева: слон (оборотная сторона), резная кость, Кёльн, вторая половина 12 в. н.э.
Справа: король, предп. клык моржа, Северная Германия или Скандинавское побережье, 12/13 вв. н.э. Фигура изображает короля, сидящего на троне, у подножия которого сидят два пажа. Резьба компактная, но от исламской абстракции уже почти не осталось следа, фигура уже не круглая в сечении, мифические существа тоже исчезли, на оборотной стороне фигуры растительный орнамент. Это гипсовая копия. Местонахождение оригинала в настоящее время неизвестно.

германские шахматы

Слева: ферзь (королева), предп. клык моржа, Северная Германия или Скандинавское побережье, 14 в. н.э. Конная фигура амазонки в женском седле, с державой или чашей в левой руке. Обнаружена при раскопках в Дитмаршене.
Справа: король, Германия, слоновая кость, 14 в. н.э. Крупная скульптурная композиция, изображающая короля, сидящего на троне. Видны отголоски скандинавской традиции (возможно, хнефатафла), поскольку король вооружён, а за спинкой трона находится отряд рыцарей-телохранителей. В правой руке у него меч, на левой сидит птица — символы силы и мудрости. Оборотную сторону фигуры можно видеть на следующем снимке.

германские шахматы

Слева: король, слоновая кость, Германия, 14 в. н.э. — Оборотная сторона фигуры с фото №9.
Справа: слон или конь (не выяснено, поскольку в данном случае мы имеем предположительно фигуру епископа верхом на лошади, что для шахматной символики нетипично), Южная Германия, бивень нарвала, 14 в. н.э. Позади всадника находятся две фигуры монахов, всю композицию обрамляет барельеф с мелкими фигурками крестьян или воинов.

конь - Южная Германия, ладья - Италия

Слева: конь, предп. Южная Германия, клык моржа, 14 в. н.э. Рыцарь на коне, в шлеме, с мечом и щитом, в окружении крестьян или оруженосцев.Гипсовая копия (оригинал уничтожен пожаром).
Справа: ладья, чернёная бронза, Италия, 16 в. н.э. Фигура изображает слона, на спине которого двухэтажная башня — мобильная крепость. Заметно сильное индийское влияние. У фигуры появляется цоколь.

пешка - германия; конь и король - Венгрия

Слева: пешка, позолоченная бронза, Северная Германия, 1570 год. Невероятно красивая фигура, изображающая ландскнехта в традиционных шароварах pluderhose, шляпе с нашитыми железными бляшками и кирасе. У пояса короткий меч курцшверт, в руках древко алебарды (наконечник, видимо, даже не отломан, а так и не был отлит, чтоб не пораниться во время игры).
Справа: конь и король, эбеновое дерево, Венгрия, г. Эгер, 1700 г. Изображают воинов в восточных одеждах, король в чалме, конник — в тюрбанном шлеме. Очень реалистичные, художественно проработанные скульптуры.

ферзь - Южная Германия; пешка - Нидерланды

Слева: ферзь (королева), слоновая кость, предп. Южная Германия, изображает амазонку на лошади, даму, одетую по последней тогдашней моде, сидящую в женском седле.
Справа: пешка, Нидерланды, работа резчика Адриана ван ден Верфа (1659-1722), о чём свидетельствует надпись с изнанки на цоколе. Изображает бюст латника в шлеме и панцире, идущего в атаку.

шахматные фигуры Германия и Нидерланды

Слева: король, пешка и ладья, позолоченное серебро, Южная Германия, 1700 г. Белые фигуры, изображающие индийских воинов, идущих в атаку. В полном наборе им противостоят фигуры испанцев из тёмного серебра. Фигуры литые, украшены тонкой золочёной гравировкой.
Справа: король и ферзь (королева), слоновая кость, Нидерланды или Бургундия (возможно, Франция), первая половина 18 в. н.э. Фигуры царственной четы на маленьких точёных постаментах; король в панцире, королева в модном платье с расшитым корсажем

шахматные фигуры - Германия

Слева: ферзь (королева), конь, король, золотисто-жёлтый янтарь, Северо-восточная Германия, вторая половина 17 в. В этих фигурах интересен не только материал, из которого они сделаны, но прежде всего стиль — это фигуры-бюсты, характерные для побережья Северного моря, очень популярные в то время. Появляется классическая фигура головы и шеи коня. Тонкая, красивая резьба. Обратите внимание: фигура королевы немного выше фигуры короля.
Справа: король и ферзь (королева), белый фарфор, Германия, г. Майсен, 1711 г., продукция мастерской Иоганна Фридриха Бёттгерса. Фигуры в живописных, раскованных позах, в свободном и вычурном стиле барокко, предположительно были выполнены по эскизам и работам скульптора Йоганна Георга Фрицше. В руке у короля не меч, не скипетр, а чаша, и он явно навеселе. Поза королевы насмешливая и слегка недовольная и даже укоряющая. Всё вместе представляет собой законченную жанровую сценку.

шахматные фигуры - Германия и Россия

Слева: король и пешка, белый фарфор, Германия, г. Майсен, 1740 г. Фигуры выполнены по эскизам Иоганна Иоахима Кяндлер-унд-Эдер. Дрезденский орнаментальный стиль в постаментах. Бюсты, люди в движении, позы раскованные, свободные. Крестьянин, который заламывает шляпу набекрень, король в бронированном панцире, взирающий на поле боя… Интересно, что ладью опять изображала штурмовая башня на слоне, а королева восседала на лошади.
Справа: король и две пешки, слоновая кость, южные окраины Российской Империи, Кавказ, вторая половина 18 в. Король в одежде Петровских времён — кафтане, камзоле, сорочке с брыжами, коротких штанах и чулках, с лентой и орденом на груди, намного крупнее пешек. Пешки изображают, скорее, средневековых и даже византийских воителей в кольчугах с мечами.

шахматные фигуры Россия

Слева: ферзь (королева), король, пешка, слоновая кость, чёрный лак, Россия, Сибирь, ок. 1800 г. Фигуры в ориентальном стиле, в местных одеждах. Что интересно — вместо привычного для России ферзя — дама.
Справа: конь, король, пешка, расписная кость, Россия, начало 18 в. Фигуры точёные на станке, конь вырезан вручную. Очень характерный русский «скомороший», лубочный солярный орнамент в виде множества концентрических кругов.

шахматные фигуры - Испания и Ближний Восток

Слева: король, слон и пешка, слоновая кость, Испания, 19 в. Это фигуры красного цвета (то есть белые). В основе всех фигур лежат сферы, украшенные резным орнаментом с изображением цветов и птиц, среди которых доминируют геральдические лилии. Слон (епископ) изображён с головой и лицом.
Справа: слон, король и пешка, слоновая кость, Ближний Восток, 17 в. Точная датировка и место изготовления не установлены. Абстрактные фигуры красного цвета.

шахматные фигуры - Исландия, Франция

Слева: конь и предп. ладья, китовый ус, Исландия, 17/18 вв. Фигуры интересны прежде всего тем, что органично сочетают в себе старые скандинавские традиции резьбы (только взгляните на морду коня) и современные абстрактные формы. Явно сделаны на токарном станке. Чернение выжжено.
Справа: слон и ферзь (королева), окрашенная слоновая кость, последняя треть 18 в. Фигуры лани и львицы на высоченных постаментах. Анимализм чистой воды. Королевскую чету в этом наборе олицетворяли лев и львица, коней — разумеется, кони, пешек изображали гончие псы, и только ладьи были сделаны в виде традиционных башен.

шахматные фигуры - Германия, Индия

Пешка, слон и король, слоновая кость, Южная Германия, последняя треть 19 в. Комические, слегка карикатурные изображения зверей в стиле лесных историй и басен. Снова короля и королеву изображают лев и львица, слонов — лисы и гончие собаки, а всех пешек — разные мелкие животные: овечки, барсуки (на снимке), мопсы, кошки, ёжики, зайцы и даже, почему-то, марабу. Очень жаль, что нет снимка всего набора.
Справа: ферзь (королева), слоновая кость, красный лак, Восток (возм. Индия), 16/17 вв. Амазонка в дамском седле, с двумя ловчими птицами в руках. По мнению искусствоведов и экспертов, фигура индийская, изготовлена около 1610 года.

шахматные фигуры - Персия, Индия

Слева: два слона и пешка, слоновая кость, Восток (предп. Персия), 16/17 вв. Слонов изображают леопарды. Жёлтые фигуры играют против зелёных.
Справа: две пешки, слоновая кость, золотая инкрустация, Индия, начало 19 в.

шахматные фигуры - Индия, Китай

Слева: король, слоновая кость, Индия, начало 19 в. Слон с боевой площадкой с огромным балдахином на спине, с махаутом, раджой, слугой и пушкой.
Справа: ферзь (королева) и король, дерево лимба, Китай, 17/18 вв. Индийские шахматы были известны в Китае, но непопулярны, а европейские пришли туда довольно поздно. Китай играл и играет в сянци. Но местные резчики не могли пройти мимо такой возможности освоить ещё одно поле.

шахматные фигуры - Китай, Япония

Слева: король, пешка, ферзь (королева), розовый («кошачий») кварц, Китай, 19 в. Ярко выраженный китайский стиль.
Справа: конь, слоновая кость, Япония, 19/20 вв. В Японию шахматы пришли уже в XX веке как продукт европейской культуры и широкого распространения не получили, но вызвали определённый интерес.

шахматные фигуры - Япония, США

Слева: пешка, слоновая кость, Япония, 19/20 вв. По сути это классическое нэцке, фигурка монаха с посохом.
Справа: ладья, слон и пешка, чугунное литьё, красная и белая эмаль. Художественные шахматные фигуры работы Хуана Хунивера, 1950 г. Экспонируются в Нью-Йорке.

шахматные фигуры - США, Монголия

Слева: король, глазированная керамика, кракелюры. Работа Альфреда ван Лоена, 1954 г. Подражание эллинской и римской мозаике, яркая стилизация, свободные формы, вдохновлённые картинами Пикассо, Брака, Руо, Модильяни и других художников середины XX века.
Справа: слон и пешка, слоновая кость, Монголия, вторая половина 20 в. Монгольские шахматы (шатар), о которых я уже когда-то писал, традиционно выглядят как набор статуэток, изображающих различных домашних и диких животных. Вместо слона обычно верблюд.

шахматные фигуры - Аляска, Германияя

Слева: слон и две ладьи, чёрный базальтовый сланец, рыбья кость, США, Аляска, 1955 г. У эскимосов Аляски шахматные фигуры также сделаны в виде зверей и птиц — тюленей, моржей, песцов, китов, белых медведей, сов, гагар и т.д.
Справа: пешка, дерево, Германия, г. Цвиккау, 1950 г. Авторская фантазия Эриха Шульца на тему старинных немецких шахматных фигур из комплекта 1524/25 годов.

шахматные фигуры - Великобритания, Германия

Слева: ладья, гончарная керамика, соляная глазурь, Великобритания, Лондон, 1901 г. Авторская работа скульптора Мартина Броза, вдохновлённая средневековыми шахматными фигурами.
Справа: король, ферзь (королева), конь; дерево, Германия, г. Веймар, 1923 г. Так называемые «Баухаус-шах» — новые шахматные фигуры XX века, в основе которых лежал куб, были разработаны в начале века немецким дизайнером Йозефом Хартвигом из культовой студии Баухаус. Конструктивизм

ШАХМАТЫ — древнейшая форма шахмат — военная игра чатуранга — появилась в первые века н. э. В Индии чатурангой назывался вид войска, включавший боевые колесницы (ратха) — ладьи, слонов (хасти), конницу (ашва) и пеших воинов (падати). Игра символизировала битву с участием четырёх родов войск, которыми управляет предводитель. Фигуры располагались по углам квадратной доски (аштапады) в 64 клетки, в игре принимало участие 4 человека. Движение фигур определялось бросанием костей. Чтобы выиграть в партии необходимо было уничтожить все войска противников. Чатуранга существовала в Индии до начала XX века, а название ёе изменилось со временем на «чатурраджа» — игра четырёх королей; фигуры же стали окрашиваться в 4 цвета — зелёный, жёлтый, красный и чёрный. Преемницей чатуранги стала игра шатранг (чатранг), возникшая в Центральной Азии в конце V — начале VI веков. В этой вариации игра имела два «лагеря» фигур и новую фигуру, изображающую советника короля — фарзина; в игре участие стали принимать уже лишь 2 соперника. Целью игры было поставить мат королю соперника. Таким образом «игру случая» заменила «игра разума». В VIII-IX веках шатранг проник из Центральной Азии на Восток и Запад, ставший известным под арабским названием шатрандж. В шатрандже сохранилась терминология и расстановка фигур шатранга, однако внешний вид фигур претерпел изменения. Дело в том, что религия была против использования живых существ для обозначения шахматных фигур, поэтому арабы стали использовать в этих целях абстрактные фигурки в виде небольших цилиндров и конусов. Это значительно упростило их создание, что, в свою очередь, поспособствовало дальнейшему распространению игры в массахиспользование абстрактных образов для создания шахматных фигур способствовало изменению восприятия шахмат — они перестали восприниматься как символ войны, битвы, а стали ассоциироваться с житейскими перипетиями, что отразилось в эпосе и трактатах, посвященных шахматной игре (Омар Хайям, Саади, Низами), открывая новую страницу в истории шахмат. В период раннего средневековья (VIII-IXвеках) арабы, в результате завоевания Испании, перенесли шатрандж в Испанию. После чего эта игра начала распространяться в Западной Европе, где продолжилось дальнейшее преобразование правил, которое в результате превратило шатрандж в современные шахматы

modal_quad ×

Примечание

artpolitinfo_quad

светопись

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *