АвторВалерий Соловей

В. Соловей

Валерий Соловей, историк

В целом без революций современного мира попросту не было бы. Однако, до XVII века включительно революции означали изменение политического строя в рамках широко взятой традиции. Другими словами, то были политические, а не социальные революции. В понимании самих революционеров цель перемен состояла именно в возвращении к некоему исконному «правильному» положению дел. Само revolutio произошло от глагола revolvere, означавшего «возвращаться», «превращаться», «откатываться». Итальянцы словом rivoluzioni называли чередование аристократических группировок у власти. Во Франции словом révolution было названо возвращение короля Генриха IV в католичество 25 июля 1593 года. В Англии revolution стало восстановление монархии в 1660 году. Роялисты приветствовали возвращение Карла II словами «Да здравствует революция!».

Понимание революции решительно переменилось в XVIII веке, что и зафиксировала идеология Великой французской революции. Новое понимание было подхвачено марксистской традицией и окончательно закрепилось в ней после русской революции 1917 года.

Слово «революция» пережило в России любопытные метаморфозы. По его употреблению и отношению к стоящему за ним понятию можно смело изучать историю страны последних ста лет. На протяжении семидесяти с лишним лет советской власти революция не просто была окружена почётом и уважением: ей приписывали поистине сакральный смысл.

Большевистская революция подавалась как начало новой эры человечества. Что-то вроде явления в мир нового Христа — Ленина — с большевистскими вождями в роли апостолов и коммунистической партией в качестве новой церкви. Продолжая этот ряд, «построение коммунизма» виделось вторым пришествием Христа — воцарением на земле коммунистической утопии. Со второй половины 1980-х годов идея революции подвергалась всё нараставшему валу критики, а отношение к ней в официальной пропаганде развернулось буквально на 180 градусов. Любая революция, а большевистская в особенности, освещалась как исключительно негативный процесс.

Эта трактовка активно поддерживается и развивается современной российской пропагандой. И понятно почему. Если вы подаёте революцию как кровавую вакханалию с тотальным переделом собственности, то лучшего способа демонизировать саму идею революции как способа перемен и запугать ею общество просто не существует…

СОЛОВЕЙ, Валерий Дмитриевич (19.08.1960) — российский историк, доктор исторических наук, профессор и заведующий Кафедрой связей с общественностью МГИМО. Политический аналитик, известный публицист и общественный деятель, придерживается право-консервативных взглядов. Окончил исторический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова. Затем работал в РАН, «Горбачёв-фонде». В 1995 году прошел стажировку в Лондонской школе экономики и политических наук. Тема докторской диссертации «"Русский вопрос" и его влияние на внутреннюю и внешнюю политику России». С 2009 года – член Экспертного совета международного аналитического журнала «Геополитика». Был научным руководителем Владимира Тора, который в 2011 году защитил диссертацию, являющуюся, согласно данным Lenta.ru, плагиатом ряда других работ разных авторов. В январе 2012 года возглавил рабочую группу по формированию политической партии «Новая сила». 6 октября 2012 года на учредительном съезде партии «Новая сила» был избран председателем партии

 
modal_quad ×

Примечание

  • Данная рубрика представляет из себя прямую речь российских общественных деятелей и не особо широко известных гражданских активистов и блогеров, а также деятелей культуры и людей творческих профессий. Их речи формируются из разных, но проверенных и достоверных источников. Всё, что следует в прямой речи за именем и фамилией высказывателя, всё в точности принадлежит им. Тем, кто это когда-либо публично сам произнёс или сам о том написал где-либо в интернете. Хотя ссылка на оригинал умышленно не ставится. Поскольку в рубрику «прямая речь» информацию заносит редакция сайта, не соблюдая условного контекста первоисточника. Так как считает, что «слово не воробей» и ловить его можно всем без исключения, не возвращая его хозяину. Ибо нашедший — использует
artpolitinfo_quad

прямая речь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *