АвторЮрий Арабов

Ю. Арабов

Юрий Арабов, сценарист

Все говорят о культуре, все этот термин употребляют. На самом деле что такое культура — непонятно. Обычно под культурой понимают, скажем так, духовный опыт человечества, который выливается в художественные артефакты, в философию, в творчество — ну и в социополитическую жизнь, поскольку социополитическая жизнь, конечно же, цивилизация — это часть культуры. Но тут хотелось бы спросить людей, которые говорят так: «А что, собственно говоря, кристаллизуется в этом опыте?» И здесь будет тишина. Может быть, кто-то скажет о Джоконде, которая лет десять-пятнадцать назад была нарисована на целлофановых пакетах. Может быть, кто-то скажет о слезинке ребенка у Достоевского. А я тогда спрошу: «А может ли быть культурным человек, который не слышал о слезинке ребенка и для которого Джоконда есть целлофановый пакет с её изображением?».

Я отвечу, что да, может. И что, собственно говоря, культура — это не совсем Джоконда, не совсем слезинка ребенка.

У меня лет двадцать, наверное, уже тому назад был период опрощения, когда я попытался повторить подвиг Льва Николаевича Толстого, уйти в народ и несколько лет прожил в деревне и наблюдал разные деревенские типы. Я наблюдал этих людей. Наблюдаю и по сей день, но уже менее, что ли, тщательно, поскольку я многое понял. Эти люди не знали о слезинке ребенка Достоевского. Эти люди слышали фамилию, но что Гоголь, что Моголь — им не то что всё равно, но точно они бы не разобрались. О Джоконде, вполне возможно, они не слышали. Тем не менее эти люди знали, например, когда нужно сеять. Тогда ещё не было астрологии, всё это было под спудом, и слава богу, быть может. Но тем не менее фазы Луны они очень чувствовали, и по фазам они сеяли.

Часть ли это культуры — человек, сеющий по фазам Луны и знающий, в какой фазе Луны что вырастет? Эти люди не читали об этом ничего, просто сеяли, как отцы и деды. Я думаю, что это факт культуры. культура, по-видимому, описывает связи в этом мире. И причинно-следственную связь в этом мире.

Джоконда, артефакты Вавилона и так далее до какого-нибудь современного мегаполиса — это всё вовсе не главное. А главное — эта связь, которая существует сейчас между мной и вами, между нами и Луной, между нами сегодняшними, нами в истории и, может быть, нами в будущем. Культура занимается описанием и артикуляцией этих связей. Вспомните изумрудную скрижаль Гермеса Трисмегиста. Она состоит, по-моему, из двух фраз: «Малое подобно большому» и «То, что внизу, то и наверху». Я думаю, что Эйнштейн это бы оспорил. Я думаю, что Лобачевский тоже бы это поставил под сомнение. Они бы сказали, что логика здесь криволинейная, а не прямолинейная. Тем не менее какая-то логика есть. По-видимому, это культура.

Культура есть артикуляция связей — не больше и не меньше — связей между человеком и человеком, между государством и человеком, между человеком и природой, между человеком и Богом. Последнее — одна из главных тем русской литературы. Читаете ли вы Достоевского, Толстого, Гоголя, Лермонтова, это для них главная тема. Без этой темы русской литературы нет как феномена. Говорят, что только таких «отщепенцев», вроде нас, волнует тема связи человека с Богом, а вот прогрессивный Запад это совсем не трогает. Не точно. На Западе до сих пор существует мощная теологическая мысль, только она не распиарена, она находится в своеобразных катакомбах, но создаются произведения — в частности, в кино — достаточно глубокие в религиозном смысле. Там и есть эта артикуляция,— современное понимание взаимоотношений человека и Бога Чаще всего, это тема «богооставленности», «молчания» неба. Это, например, ирландский фильм «Голгофа» или «Меланхолия» Ларса фон Триера. Но как знать…. Может быть, цели Бога по отношению к человеку изменились. Может быть, оттого не происходит Страшный суд, что Божий замысел неожиданно скорректирован… Это не моя мысль,— о корректировании Божьей воли. Это мысль Карла Юнга, который считал, что Ветхозаветный Яхве точно также познает свое творение (природу и человека), как мы познаем Бога. И меняется вместе со своим познанием (и удивлением от этого). С богословской точки зрения эту мысль трудно комментировать. Но в художественном своем качестве она чрезвычайна глубока…

АРАБОВ, Юрий Николаевич (25.10.1954) — российский прозаик, поэт, сценарист, заслуженный деятель искусств России. Родился в Москве. В 1980 году окончил ВГИК (сценарный факультет, мастерская Николая Фигуровского и Е. С. Дикого). Дебютировал в кинематографе как сценарист фильма «Одинокий голос человека» (1978). Постоянный соавтор Александра Сокурова. Не раз обращался к сюжетам «серебряного века» и эпохи модерн. Общеизвестный пример — мистический триллер «Господин оформитель» (1988). Один из организаторов неформального клуба «Поэзия» в Москве (1986), выпустил несколько поэтических сборников. С 1992 года совместно с Татьяной Дубровиной ведет мастерскую драматургии во ВГИКе, с 1994 года возглавляет кафедру кинодраматургии. Является автором сценария ряда телевизионных проектов: «Дело о „Мёртвых душах“», «Доктор Живаго», «Завещание Ленина». Является автором романов «Биг-бит», «Флагелланты», «Чудо», а также сборника кинопрозы «Солнце и другие киносценарии» и книги эссе «Механика судеб». Лауреат премии Каннского кинофестиваля за сценарий фильма «Молох» (1999). Лауреат Пастернаковской премии за сценарий сериала «Доктор Живаго» (2005).Лауреат Государственной премии РФ в 2002 г. за сценарий к фильму «Телец». Лауреат независимой премии «Триумф» (2008). В 2008 году по сценарию Юрия Арабова режиссёр Кирилл Серебренников поставил фильм «Юрьев день», удостоенный призов на международных кинофестивалях. В 2009 году по роману «Чудо» режиссёром Александром Прошкиным была поставлена одноимённая картина, получившая приз «Серебряный Георгий» на 31-м Московском Международном кинофестивале. Лауреат кинопремии «Ника» за сценарии фильмов «Телец», «Солнце», «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину», «Фауст» и «Монах и бес». Лауреат Государственной премии Правительства России за сценарий к фильму «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину» (2011). Лауреат премии «Золотой орёл» За лучший сценарий (фильм «Орда») (2012) и «Монах и бес» (2017)

modal_quad ×

Примечание

  • Данная рубрика представляет из себя прямую речь российских общественных деятелей и не особо широко известных гражданских активистов и блогеров, а также деятелей культуры и людей творческих профессий. Их речи формируются из разных, но проверенных и достоверных источников. Всё, что следует в прямой речи за именем и фамилией высказывателя, всё в точности принадлежит им. Тем, кто это когда-либо публично сам произнёс или сам о том написал где-либо в интернете. Хотя ссылка на оригинал умышленно не ставится. Поскольку в рубрику «прямая речь» информацию заносит редакция сайта, не соблюдая условного контекста первоисточника. Так как считает, что «слово не воробей» и ловить его можно всем без исключения, не возвращая его хозяину. Ибо нашедший — использует
artpolitinfo_quad

прямая речь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *