Карл Вальдман

Карл Вальдман, «Товарищество». Музей Карла Вальдмана, Бельгия

А был ли Вальдман? — Этот вопрос сейчас задаёт немецкая прокуратура в рамках дела о художнике, которого, возможно, никогда не было среди реальных людей, но чьи картины покупали за реальные деньги реальные аукционы и музеи. Следователи пытаются понять, кто годами обводил вокруг пальца арт-мир.

Директор Галереи современного искусства Дрездена увлеченно рассказывает о процарапанных гвоздем конструкциях из плексигласа. Но подобные арт-объекты мало кого сейчас интересуют. Всё внимание — к грандиозному скандалу. Работы известного художника-дадаиста Карла Вальдмана пришлось снимать со стен.
«Во время проведения выставки возникли подозрения в подлинности коллажей. Мы убрали работы, чтобы избежать дискуссий и не отвлекать от посыла данной выставки», — поясняет руководитель городской галереи Кристиане Меннике-Шварц.
Кто же такой этот Карл Вальдман? Поиск в глобальной сети тут же приводит к онлайн-музею. Это всё, что есть. Биография мастера, чьи работы, коллажи из старых журналов, находятся в частных коллекциях в десятке стран, уместится в пару строк. Родился в Дрездене, пропал в Гулаге, а после падения Берлинской стены какой-то поляк продал западному журналисту на блошином рынке 1200 работ гения. И в эту легенду верили. Теперь же купивших работы Вальдмана, а среди них якобы и бывший глава аукционного дома «Кристис», высмеивают в интернете. Шутки шутками, а личностью Вальдмана заинтересовалась прокуратура Дрездена. О человеке с таким именем в городском архиве не знают.
«По нашему поручению этим делом занимается полиция. Это означает, что при надобности они допросят свидетелей, изучат документы. Когда всё будет выполнено, нам отправят эти бумаги», — рассказал старший прокурор Дрездена Лоренц Хаазе.
Бельгийского галериста Паскаля Полара, он и продвигает картины Вальдмана в массы, уже допрашивали. Полар возмущён.
«Я вообще не понимаю, что тут обсуждать. Подделка — это присвоение чужого имени, но тут речь не идёт об этом, я же не говорю, что это Родченко или Маяковский. Это Вальдман, то есть, это не подделка. Ещё говорят, что Вальдмана выдумали. Но понятие вымысла не может применяться к человеку», — говорит он.
Согласится ли с таким интересным подходом прокуратура Дрездена? Ведь покупали коллекционеры работы художника с определенной биографией. При этом Вальдман на различных аукционах выставлялся годами, и никто не ничего не подозревал.
«В Европе на цены до пяти тысяч евро никакая экспертиза никому не нужна, так же, как, допустим, если взять продажу через интернет монет, то цена монеты — 3 тысячи рублей, никого не интересует никакая экспертиза. Люди просто покупают, отдавая себе отчёт, что, скорее всего, они покупают фальшивые изделия», — говорит директор портала об инвестициях в искусство Константин Бабулин.
Кто же настоящий автор этих коллажей? Нет даже намёков. Скандал художника, впрочем, красит так же, как и таинственность.
О Карле Вальдмане на этой выставке напоминает лишь пресс-релиз с объяснением того, почему его работы было решено убрать с глаз долой. Вообще, в контексте экспозиции зал с голыми стенами сам выглядит как арт-объект: исчезнувшие произведения Вальдмана, автора, которого, вроде, и не существовало вовсе — такая стертая история.
Что это, мошенничество? Демонстрация того, насколько легко сегодня обмануть коллекционеров? Или просто послание: имя не важно! Надпись над коллажем: «По-настоящему художника хвалят лишь тогда, когда при виде его творения забывают о нём самом».

modal_quad ×

Примечание

  • ведеорепортаж «В Германии расследуют дело о художнике, которого, возможно, не существовало», Первый Канал
artpolitinfo_quad

Видеотека

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *