АвторТатьяна Сохарева

А.Гитлер

Адольф Гитлер

Адольф Гитлер «воскрес»* на полках книжных магазинов и пользуется успехом

Для немецкого журналиста Тимура Вермеша, много лет довольствовавшегося ролью «литературного негра» в издательстве, роман «Он снова здесь» — дебют под собственным именем, по сути, бунт против досадной, навязанной извне анонимности. В Германии, в которой оправдание преступлений нацистов уголовно наказуемо, его историческая фантасмагория с горьковатым остросоциальным привкусом стала всеми признанным хитом. Вермеш преподносит опыт альтернативной истории, выстроенный на нарушении табу толерантного общества. Однако «Он снова здесь» — это не только артикулированное, но и сглаженное сатирой желание ткнуть современный мир носом в его дурнопахнущие делишки. Вермеш воскрешает не Гитлера, от лица которого ведется рассказ, а мифологему власти, наводняет текст исторически точными деталями (пробудившись, фюрер первым делом бурно радуется подвернувшемуся под руку журналу «Дичь и собака» об охоте, который издается с 1894 года) и выворачивает наизнанку смеховую культуру. Смех отныне не снижает политический пафос текста до безопасного уровня, а усугубляет его, сгущает краски, становясь доходчивым инструментом пропаганды. Гитлер-комик в романе — воплощенная злоба на обмельчавшую, стерилизованную жизнь. Европейский альянс видится ему бандой школьников, современная НДПГ — «гнездом вредоносных идиотов», Афганистан — карикатурой на войну. Единственное светлое пятно на партийной карте Германии, по его мнению, — зеленые. Карьеризм и суета, выросшие из социального хищничества, власть денег, пиарщики, как будто взятые из романов Виктора Пелевина и способные вылепить комедийного идола из бывшего фюрера, кажутся ему ничем иным, как выродившимся в демократическом обществе национал-социализмом.
Самое странное, что именно Гитлер в новом мире оказывается слабой личностью, гримасничающим шутом, разевающим пасть на сильное государство. Этот фюрер родом не из 1945 года, а из «Великого диктатора» Чарли Чаплина: он маленький человек, одомашненный злодей, променявший жизнь-подвиг на жизнь-зрелище. Одновременно он — личность, вырвавшаяся из истории, из контекста, выпросившая у судьбы второй шанс и право судить. Нагуглив в интернете Гельмута Коля, объединившего Германию, Гитлер, сжав кулак, заявляет: «Целых пятнадцать лет я работал над обликом сильной партии, а теперь вынужден читать, что этой страной можно прекрасно управлять в вязаной кофте». Общественно-политический посыл книги довольно прозрачен: либеральные ценности не рухнули под собственной тяжестью — они никогда не существовали.
Фашизм был и остается единственной формой, годной для западной цивилизации, категориальным алфавитом, встроенным в мозг с рождения. Поэтому Гитлер у Вермеша не бунтовщик и не завоеватель, а естественно встраивающаяся в этот мир деталь, позволяющая ему наконец обрести законченную форму. XXI век для героя — это лишь новые декорации, мир «призраков театра» Фрэнсиса Бэкона, идеальная модель, искаженная неразумным обществом. Демократия с ее свободой слова, совести и рынка, безоговорочной ценностью личности — фатальный невроз, подмена понятий. «Он снова здесь» — это, разумеется, роман-гротеск, который, правда, с трудом удается втиснуть в жанр исторической фантастики. Путешествие во времени не занимает ни автора, ни его героя, быстро решившего, что поиски объяснений тупы и бесплодны. На месте пришельца из прошлого, обладающего недюжинными способностями к анатомированию повседневности, мог оказаться любой другой абстрактный инопланетянин, ребенок-маугли или, например, тиран затерявшегося в тропических лесах племени. Исполняя функции медиума, Гитлер нападает на современную прессу и ее «безбожную тупость», громит «поваренное телевидение», одобряет антитабачный закон («курильщиков тоже убивали в мировую войну») и сожалеет, что кофе порошковый («конечно же, англичанин до сих пор блокирует морские пути»).
Книга Вермеша — внеклассное чтение к учебнику истории, текст с потенциалом: завтра он может превратиться в нашпигованный историческими аллюзиями американский сериал, суровое псевдодокументальное кино. Или, скажем, в диснеевский мультфильм, в котором примкнувший к «Гринпису» и сострадающий всему живому Гитлер придет наконец к раскаянию.

Тимур Вермеш

ВЕРМЕШ, Тимур (1967) — немецкий журналист венгерского происхождения. Много лет работал на газеты и журналы, писал книги в качестве «литературного негра». В 2012 году впервые опубликовал роман под собственным именем. Роман «Он снова здесь» был представлен на Франкфуртской книжной ярмарке, тотчас занял первое место в списке бестселлеров журнала «Шпигель» и вскоре уже готовился к печати в 40 странах. Права на экранизацию романа «Он снова здесь» приобретены Constantin Film

modal_quad ×

Примечание

  • * На русском языке вышла книга немецкого журналиста Тимура Вермеша «Он снова здесь», в которой А.Гитлер воскресает в ХХI веке и становится телезвездой. Согласно сюжету произведения Вермеша, в август 2011-го, на пустыре среди одуванчиков и маргариток просыпается Адольф Гитлер. Оглядевшись, фюрер определяет, что его любимой Германией руководит «неуклюжая женщина с уверенным обаянием плакучей ивы». Ещё более шокирует фюрера, то, что продолжает свое «противоестественное существование» Польша. «Да далась мне вообще эта война!» — заключает Гитлер и поступает работать на телевидение, на роль «Гитлера — расового комедианта». В данном амплуа фюрер произносит патетические тирады про иностранцев, чистоту крови и выживание человечества
artpolitinfo_quad

опыты политпоэтики

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *