Страстная Седмица* Великого Поста — в память последних дней Крестного Пути, Господа и Спаса Нашего Иисуса Христа.
Великая Среда — тот самый день, когда Иуда осуществил свою «тайну выбора», предав Учителя.
Как известно — полюса образуют планеты. И между верностью и предательством происходит жизнь Онтологического Перелома, как мистерия перехода от старого к новому. И чем объёмнее масштаб личности, тем весомее последствия, когда её предают. И одновременно значительнее плоды всего дела жизни, дающие особую «пищу» всему сущему на земле, когда ей (личности) верны до самой смерти.
Иуда — предал. Он — предатель. Причём из самого ближнего круга учеников Христа. Всего лишь 1/12 часть в круге «верности и служения». Но тайна, с которой соприкоснулось человечество, отправившись за Испытуемым на Голгофу, велика, и она открыта не всем, но только тем, кто верует с небесной чистотой в своём сердце в Распятого и Воскресшего Бога.
Каждому из нас, кто хоть на йоту приближен к чему-то большему, чем он сам является, не миновать выбора между верностью и предательством. И все те, кто нас окружает, сами не знают, в какой части круга они захотят оказаться и к какому из полюсов они в итоге примкнут: к полюсу «верности», либо к полюсу «предательства». Поэтому Великая Среда суть напоминания всем нам о том, что у человека есть не «право выбора», но «тайна выбора», в которой рано или поздно он себя обнаруживает.
Человек ждёт и жаждет…
Жаждет — Истины. Ждёт — персонального ответа. Разгадки всех неизреченных тайн. Причём непременно прижизненно и во всей полноте. Человек хочет увидеть и услышать, прямо-таки ощутить пронзительную мысль своих чувств и чаяний, проникающую, как стрела в недра сакрального смысла. И чтобы непременно там, и только там, где для него непреложно будут приуготовлены все небесные яства и подлинник высшего бытия в виде исчерпывающего и персонального ответа. Ответа, исполненного полноты и глубины вместе всех взятых сумм свода знаний о Творце и об Его обожженной твари, которая на тот момент уже никогда и никак не будет знакома со страхом смерти.
Чистый Четверг — Тайная Вечеря — после литургии священник с амвона держит речь. В частности, он обращает наше внимание на то, что в Чистый Четверг мы все, кто уверовал и пришёл ко Христу — равны апостолам и, что именно в это день мы, как никогда на протяжении всего Богослужебного годичного круга, сопричастны к Тайне Плоти и Крови Христа. И что нам именно сегодня посчастливилось это понять и духовно прикоснуться к этому.
Следом — Великая Пятница — Голгофа, Распятие на Кресте. Или как утверждают богословы: День Жертвы и Искупления. В тот день, по Преданию Святых Отцов, когда Христос нёс Свой Крест на Голгофу, то Он в изнеможении остановился, и к Нему подошел человек по имени Руф. Тот самый Руф, который помог Христу нести Крест до лобного места. Впоследствии, именно этот Руф и станет апостолом из числа семидесяти, и будет служить епископом в Фивах на земле древней Эллады.
Потом — Великая Суббота — Сошествие Христа во Ад, где будет одержана победа над Смертью и вырвано у Неё — по слову апостола Павла — жало. Это тот самый последний день Великого Поста — день ожидания лучей, золотых всполохов Победоносного Воскресающего Солнца.
И тогда становится понятно — «тайна выбора» позади. Впереди лишь нарастающий гул раскатистого на всю Вселенную жизнеутверждающего возгласа о Христовом Воскресении. Ведь там — Праздник праздников — Пасха! А на Пасху — Смерть, как и прежде, проходит мимо…
ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ — событие новозаветной истории, последняя трапеза Иисуса Христа со Своими двенадцатью ближайшими учениками, во время которой Он установил таинство Евхаристии и предсказал предательство одного из учеников. Православная Церковь вспоминает установление таинства Евхаристии, которое произошло во время Тайной Вечери, в Великий Четверг. Кроме того, в течение года (а не только в Великий Четверг) на литургии перед Причащением читается молитва, составленная Иоанном Златоустом и начинающаяся словами: «Вечери Твоея тайные днесь, Сыне Божий, причастника мя приими…» Таким образом, события Тайной Вечери постоянно вспоминаются во время совершения литургии
Примечание
- ежегодная републикация заметки Ю. Е. Горского, повторно отредактированной им в 2016 году; и опубликованной им на сайте «АртПолитИнфо» в 2015 году, на Великий Понедельник Страстной Седмицы — (прим. редакции)
- * (греч. Μεγάλη Εβδομάδα, Великая неделя, Страстная неделя) — последняя седмица Великого поста, предшествующая Пасхе и следующая за Неделей цветоносной (шестое воскресенье Великого поста), во время которой вспоминаются Тайная Вечеря (подробнее см. в справке выше), предание на суд, страдания и распятие, погребение Иисуса Христа