АвторФриц Ланг

Метрополис

кадр из фильма Фрица Ланга «Метрополис»

Кратко о фильме «Метрополис»

Метрополис (1927 г.) Фрица Ланга безусловный шедевр не только немого кино, но и всего синематографа за всю его историю. Сюжетно и жанрово фильм является антиутопией, построенной на ассоциациях с библейской историей. В тоже время «девиз» фильма:

 посредником между Головой и Руками должно быть Сердце,..

 — чистейшая алхимия.
Само слово «Метрополис» было сконструировано именно для фильма и уже после стало понятием.
Главный мифический образ «Метрополиса» — ветхозаветный образ вавилонской башни. Она воспроизведена, как ожившая иллюстрация Питера Брейгеля Старшего.*
Изначально картина была длинной в три часа. Но когда её пустили в полном варианте, в сопровождении симфонического оркестра со специально написанной музыкой, то зритель не пошёл. Там не было ничего привычного для зевак-обывателей. Тогда продюсеры пригласили голливудского монтажёра, который довёл фильм до двух часов двадцати минут, а затем вообще сделал чуть меньше двух часов. В результате остался чисто внешний ход событий.
Таким образом осталось неясным пересечение линий про сумасшедшего изобретателя, который создаёт искусственную женщину. Она оживает и превращается в лжемарию, которую играла та же актриса, что и Марию (Бригитта Хельм). После войны негатив «Метрополиса» был в СССР (как военный трофей) в Госфильмофонде, в Германи сохранились какие-то недостоверные копии и многие годы люди смотрели сокращённую и не очень достоверную копию, напечатанную с негатива. На основе этой копии говорили, что Ланг не справился с драматургической частью, и лишь когда в Аргентине нашлась подлинная и полная версия всё прояснилось.
Что до художественной ценности картины, то осознать её можно даже по простой раскадровке.

Титры —
Режиссер: Фриц Ланг // Сценарий: Теа фон Харбоу, Фриц Ланг // Продюсер: Эрих Поммер // Оператор:Карл Фройнд, Гюнтер Риттау, Вальтер Руттманн // Композитор: Готфрид Хуппертц, Абель Коженёвски, Джорджо Мородер и др. //Художник: Отто Хунте, Эрих Кеттельхут, Карл Фоллбрехт // В главных ролях: Альфред Абель, Густав Фрёлих, Рудольф Кляйн-Рогге, Фриц Расп, Теодор Лоос, Эрвин Бисвангер, Генрих Георге, Бригитта Хельм, Фриц Альберти, Грете Бергер.

Слайдшоу, основанное на кадрах из фильма «Метрополис»

 

Метрополис

кадр из фильма Фрица Ланга, «Метрополис»

Проповедь, рассчитанная на массы**

Это был первый режиссёр, который пытался добиться эффекта 3Д, то есть, как бы закинуть зрителя на экран и внутрь придуманного им фантастического мира. Именно Ланг начал тратить на съёмки сумасшедшие деньги.
Его можно назвать гуманистом, наследником немецких символистов, сторонником модного тогда экспрессионизма. Экспрессионизм — течение, которое не настаивало на реализме, а наоборот, усиливало и искажало некоторые формы реальности для того, чтобы передать отчаяние. Оно боролось с официозным прекраснодушием немецкого искусства кайзеровского времени и, с другой стороны, противостояло сладостному импрессионизму, любовавшемуся природой и собой. Экспрессионисты ввели мотив человека массы, который замечательно использовал Ланг в «Метрополисе». Само это слово означает нечто центральное, то, что является сверхгородом. Слово сконструировано для фильма и стало понятием. Более того, появились магазины и даже клубы «Метрополис» которые претендуют на то, чтобы быть центром городской культуры, быть надстройкой над всем прочим… Итак, Метрополис огромный город — государство, растущий вверх этажами, где между зданиями летают самолёты, а глубоко внизу, в подземелье, страшные катакомбы, в которых живут рабочие, где коптят машины, которые превратились в нового языческого бога. Имя его — Молох. В кино образно показано его лицо, страшная пасть, которая глотает людей, — всё довольно прямолинейно и выразительно…
«Метрополис» — фильм, претендующий на описание всей человеческой истории и Вавилона и в то же время — будущего. С одной стороны научно-популярная фантастика с другой — моралите (особый вид драматического представления в Средние века и в эпоху Возрождения, в котором действующими лицами являются не люди, а отвлечённые понятия). Там в середине есть интерлюдия (промежуточный эпизод), которая может расцениваться как страшный сон героя (у него горячка). Он представляет как его девушка с его отцом (который для него в тот момент воплощает всё зло) строят коварные планы. Следует запоминающаяся сцена, когда девушка инфернально подмигивает ему одним глазом и перевоплощается из Марии в вавилонскую блудницу.
У Фредера начинаются галлюцинации, жар. Накануне он был в церкви и слушал чтение откровений Иоана Богослова, и поэтому в видениях ему видятся ожившие скульптуры, представляющие собой семь смертных грехов и смерть, которая отдельно шествует к нему с косой. В истории немого кино этой сцене нет равных по выразительности и парадоксальности. Ланг использовал приём символики готического собора
В фильме интересная двойственность, которая, кажется, и заставила разных политических взглядов людей этот фильм боготворить или наоборот ему не доверять. Ему не вполне доверяли и нацисты и коммунисты. С другой стороны Гитлера это дико впечатлило с художественной стороны.
Двойственность минимум в двух позициях. С одной стороны этот фильм показывает безумного учёного, практически алхимика (постоянно возникает пентаграмма — самый худший магический знак, используется для вызывания демонов, оживления големов ( голем — персонаж еврейской мифологии. Человек из неживой материи (глины), оживлённый каббалистами с помощью тайных знаний — по аналогии с Адамом, которого Бог создал из глины (с)) …С другой стороны, отец главного героя — богач, инженер, построивший гигантский и всё-таки прекрасный город. То есть на одном полюсе учёный, у которого есть умозрительные, алхимические, возможно, вредные идеи , а на другом полюсе — человек, конкретно что-то творящий, созидающий (правда, не без жертв). И второе, сам образ города. Он кажется страшным, там Молох и гибель рабочих, с другой стороны там не только фальшивый рай, выстроенный для богачей. Это так же воплощение всего о чём, видимо, человечество в 20е годы мечтало. Воплощение абсолютной утопии. Этот город ужасен, но и прекрасен.
XIX век весь был построен на идеях прогресса и для науки априори это всегда было хорошо. XX век начал показывать? начиная с ужасных газовых бомб первой мировой, что наука может применяться для самых чудовищных целей. И «Метрополис» едва ли не первый знак рефлексии серьёзного художника на тему того, что наука, возможно, ужасна…
Если вспомнить средневековые миракли, где происходило чудо, были ангелы, праведники, которые должны были примирить конфликтующие стороны. То можно сказать, что фильм сделан в традициях средневековой мистерии, религиозной и проповеднической сказки. Был ли Ланг религиозным человеком, ведь, например, его «Нибелунги» — абсолютное торжество язычества? Там есть намёки на начало какого-то христианского мышления, но они настолько слабые, что почти не обращают на себя внимание. У Ланга было протестантское воспитание, в котором он вырос в Вене и, конечно, в нём присутствовала протестантская тенденция, но довольно рационалистическая. Это было этически —религиозная установка, которую он выделял из евангельской концепции и твёрдо стоял на ней. Полнее он выразил свою позицию в, творчестве американского периода, начиная с фильма «Ярость», который построен на ответственности человека перед совестью и богом. Он понимает бога как совесть прежде всего, который не позволяет человеку пасть ниже и идти на поводу инстинктов…
Спецэффекты у Ланга до сих пор смотрятся гениально. Но на экспрессионистскую игру актёров смотреть странновато. Два положительных героя Фредер и Мария невероятно лубочно — преувеличенные, как бы с выпученными глазами.
Это не только канон игры, но то, что они показывают двух совершенно невозможных, утопических и сказочных персонажей, которые всех примиряют. Иванушка — дурачок и Елена Прекрасная вдруг возникающие в реальном мире. Только такие сказочные персонажи могут повести за собою людей, заставить их поверить в чудо, и осуществить его хотя бы на экране.
Метрополис внешне напоминает блокбастер, но по сути — это проповедь, рассчитанная на массы. Целью было получить не столько многомиллионную прибыль, сколько достичь как можно большего числа сердец. Ланг надеялся, как многие идеалисты, что зритель выдержит его полную трёхчасовую версию с аккомпанементом симфонического оркестра. Однако в то время зритель оценил только ,сокращённую двухчасовую. И, возможно, лишь в наше время это кино будет достойным образом просмотрено в полном объёме и оценено.

Фриц ЛангЛАНГ, Фриц (настоящее имя — Фридрих Христиан Антон Ланг) (05.12.1890, Вена, Австро-Венгрия — 02.08.1976, Беверли-Хиллз, Калифорния, США) — сначала изучал архитектуру, но вскоре уехал в Мюнхен, а затем в Париж, где предпочел посвятить себя живописи. Много путешествовал, зарабатывая на продаже открыток. На войне ослепнул на правый глаз, начал писать рассказы и киносценарии. В 1919 снял свой дебютный фильм, «Полукровка». Картина о человеке, которого губит любовь к женщине, положила начало одной из постоянных тем Ланга (сам фильм утерян). Уже третья его лента — «Пауки» (первая часть 1919, вторая 1920), приключенческий триллер о преступной организации, стремящейся к мировому господству, — принесла режиссеру шумный коммерческий успех. Картина «Усталая смерть» (1921), одна из лучших ранних работ Ланга, выдвинула его в число ведущих немецких режиссеров. Следующий фильм — «Доктор Мабузе, игрок» (две части, 1922) — вновь о маньяке, стремящегося к власти. Эпический фильм «Нибелунги» (1924) состоял из двух частей — «Зигфрид» и «Месть Кримгильды» — и был основан на средневековой легенде, нашедшей позднее место в арийской мифологии нацизма. «Метрополис» (1926) чуть не разорила студию «УФА»; это был на тот момент самый дорогой фильм в истории немецкого кино. Первый звуковой фильм режиссера — «М» (1931) — затронул новую для кино тему. Это был психологический триллер о маньяке, убивающем детей. Картина«Завещание доктора Мабузе» (1933) была запрещена Геббельсом; вызвав режиссера к себе, чтобы сообщить ему о запрете, тот одновременно предложил ему руководство немецкой киноиндустрией. В тот же вечер Ланг, мать которого была еврейкой, уехал во Францию, потом переехал в США. В 1936 ему удалось снять первый американский фильм, «Ярость», драму о психологии толпы. Однако постепенно он перешел на более коммерческие проекты (вестерны), но всё-таки предпочитал жанр триллера. Одной из его лучших картин стал ироничный триллер «Женщина в окне» (1944). В 1956 Ланг решил не работать больше в Голливуде. Он сделал в Германии две приключенческие ленты по сценариям, написанным еще в 1921, и в 1960 поставил свою последнюю картину «Тысяча глаз доктора Мабузе», еще раз вернувшись к своему самому знаменитому персонажу. В 1963 он сыграл самого себя в фильме Жан-Люка Годара «Презрение». Вернувшись затем в США, он провел свои последние годы в уединении в темном особняке в Беверли-Хиллз, ведя дневник и увлекаясь мыльными операми

modal_quad ×

Примечание

artpolitinfo_quad

синематограф

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подробнее в синематограф
Son-smeshnogo-cheloveka-
Сон смешного человека | анимационный фильм Александра Петров, 1992

Сон смешного человека — мультфильм для взрослых Александра Петрова по мотивам одноимённого рассказа Ф. М....

Закрыть